Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:26, реферат
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.
Введение.
Современное состояние общества, обусловленное
ростом темпов жизни, увеличением объема
информации, кризисными явлениями в
природе, обществе и семье, показывает
острую необходимость психологической
помощи человеку на всех этапах его
развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности
происходит очень динамично, поэтому как
нигде актуальной является работа психолога
в школе. Применение научных достижений
психологии в практике народного образования
помогает педагогам решать проблемы индивидуализации
и дифференциации учебно-воспитательного
процесса школы. Сегодня психологическая
служба является необходимым компонентом
системы народного образования, обеспечивающим
развитие личностного, интеллектуального
и профессионального потенциала общества.
Важнейшими условиями эффективности работы
службы является правильное понимание
психологом и педагогическими работниками
существа их профессионального взаимодействия
в единой системе образования и воспитания,
взаимодополняемость позиций психолога
и педагога в подходе к ребенку, в решении
проблем учебно-воспитательного учреждения.
Психологическая служба осуществляет
свою деятельность в тесном контакте с
родителями или лицами, их заменяющими,
с органами опеки и попечительства, инспекциями
по делам несовершеннолетних, представителями
общественных организаций, оказывающими
воспитательным учреждениям помощь в
воспитании и развитии детей и подростков.
Для обеспечения успешной работы службы
необходимы творческие контакты с медицинскими
учреждениями.
Основные цели службы — содействие формированию
подрастающего поколения, становлению
индивидуальности и творческого отношения
к жизни на всех этапах дошкольного и школьного
детства; развитие способностей и склонностей
детей, изучение особенностей их психического
развития, определение психологических
причин нарушения личности и интеллекта,
профилактика подобных нарушений.
1.Задачи психологической службы образования
Основные задачи психологической службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных
3) создание благоприятного для
развития ребенка
4) оказание своевременной
Основным средством достижения
поставленной цели является создание
благоприятных психолого-
Содействие психическому, психофизическому
и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы
в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет
направленность психологической службы
образования на:формирование развивающего
образа жизни личности в учебно-воспитательном
учреждении;создание благоприятного для
развития ребенка психологического климата
(в детском саду, интернате, школе и пр.),
который определяется, с одной стороны,
организацией продуктивного общения детей
со взрослыми и сверстниками, с другой
— созданием для каждого ребенка на всех
этапах онтогенеза ситуаций успеха в той
деятельности, которая является для него
личностно значимой;
обеспечение полноценного личностного,
интеллектуального и профессионального
развития человека на каждом возрастном
этапе; реализацию в работе с детьми возможностей,
резервов развития каждого возраста;обеспечение
индивидуального подхода к каждому ребенку;
развитие индивидуальных особенностей
детей - интересов, способностей, склонностей,
чувств, отношений, увлечений, жизненных
планов и др.;
психолого-педагогическое изучение детей;профилактику
и коррекцию отклонений в интеллектуальном
и личностном развитии;социально-
2.Принципы работы психолога в системе образования.
В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов.
Первый принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.
Второй важный принцип — принц
Третий фундаментальный
Кроме общих принципов выделяют и определенные
организационные принципы работы психолога:Это принцип многообразия форм и методов
работы, который позволяет избежать, с одной
стороны, ограниченности и узкой специализации
профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности,
следования моде и поверхностного отношения
к своим обязанностям. Важным представляется
соблюдение принципа нравственности, позволяющего
психологу найти золотую середину между
морализаторством и игнорированием вопросов
нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий
специалиста на усвоение современного
уровня науки, предостерегающий от излишнего
консерватизма и закрытости к инновациям
и способствующий бережному подходу к
наработанному предшественниками опыту.
Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска
внутренних источников развития, позволяющих
психологу активно противостоять как
внутренней пассивности, так и «самосгоранию»
на работе. Реализация принципа профессионального содружества
— включенность в профессиональную общность
— осуществляется как прямо через профессиональные
организации психологов (например, ассоциации,
общества и т.д.), так и в результате чтения
профессиональной литературы, журналов
и пр. Реализация данного принципа позволяет
преодолевать тенденции к самоизоляции
и потери профессионального самоощущения.
Гибкость, готовность к разумному компромиссу,
выделение приоритетов в работе, действенный
оптимизм и разумная самоирония дополняют
перечисленные принципы и позволяют психологу
избежать ригидности, трудностей эмоционального
характера, пессимизма, с одной стороны,
и угодничества, приспособленчества, непоследовательности,
излишней самоуверенности и эйфории —
с другой.
3.Основные виды деятельности психолога в системе образования.
3.1 Психологическое просвещение.
В нашем обществе
существует дефицит
В педагогических коллективах,
как и в семьях, часто случаются
различные конфликты, в основе которых
— психологическая глухота
Психологическое просвещение — это приобщение воспитателей, учителей, родителей и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
3.2 Психологическая профилактика
Психопрофилактическая работа
— малоразработанный вид
В психопрофилактике выделяют три уровня.
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами .
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1)ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление
таких особенностей ребенка,
3) предупреждение возможных
осложнений в связи с
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.
Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое главное — дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей. Поэтому необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегюся, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данното времени». Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.
Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.
Во-первы, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны.