Психологическая служба в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГСЕ.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

Введение.

Современное состояние общества, обусловленное  ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в  природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической  помощи человеку на всех этапах его  развития. 
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы. Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций  психолога  и  педагога  в подходе  к ребенку,   в  решении   проблем  учебно-воспитательного  учреждения. 
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими   учреждениями. 
Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Задачи психологической   службы   образования

Основные  задачи   психологической   службы   образования:

1)   реализация   в  работе  с детьми  возможностей,   резервов  развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей  детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений,  увлечений, жизненных планов и  др.;

3) создание благоприятного для  развития ребенка психологического  климата (в детском саду, интернате,  школе и пр.), который определяется  прежде всего организацией продуктивного  общения детей со взрослыми  и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической  помощи и поддержки как детям,  так и их родителям, воспитателям,   учителям. 

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в  соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической  службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает  необходимые условия вместе с  учителями и родителями   учащихся. 
Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической  службы образования  на:формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном    учреждении;создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов развития   каждого   возраста;обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 
психолого-педагогическое   изучение   детей;профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном  развитии;социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями  в физическом или умственном развитии;оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и  критических ситуациях;консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;оказание своевременной психологической помощи и поддержки   как детям,  так и  их родителям,   воспитателям,  учителям.

 

 

 

2.Принципы  работы психолога в системе  образования. 

В основу работы психолога в системе  образования положена определенная система принципов.

 Первый принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

 Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.

Третий фундаментальный принцип  — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются   соответствующими  документами. 
Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога:Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные виды деятельности  психолога в системе образования.

3.1 Психологическое просвещение.

 В нашем обществе  существует дефицит психологических  знаний, отсутствует психологическая  культура, предполагающая интерес  к другому человеку, уважение  особенностей его личности, умение  и желание разобраться в своих  собственных отношениях, переживаниях, поступках. Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются  различные конфликты, в основе которых  — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение  — это приобщение воспитателей, учителей, родителей и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем: знакомить воспитателей, учителей и  родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения  могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно  всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Психологическая профилактика

Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и  практиками, имеющими отношение к  психологической службе образования.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

I   уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами .

II  уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы   уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.

III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1)ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление  таких особенностей ребенка, которые  могут привести к определенным  сложностям, отклонениям в его  интеллектуальном и эмоциональном  развитии, в его поведении и  отношениях;

3) предупреждение возможных  осложнений в связи с переходом  детей на следующую возрастную  ступень.

Психолог разрабатывает  и осуществляет развивающие программы  для детей разных возрастов с  учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в  учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в  основном воспитателями, учителями  и родителями. Самое главное —  дать возможность всем до единого  школьникам попробовать себя в различных  областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих  интересов, склонностей, способностей. Поэтому необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегюся, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данното времени». Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.

Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.

Во-первы, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны.

Информация о работе Психологическая служба в образовании