Психологическая служба в гражданской авиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

Содержание

Содержание
Психолог в гражданской авиации
Методики, которые используются в гражданской авиции
Личность К.К. Платонова и авиационная психология

Работа содержит 1 файл

Психологическая служба в гражданской авиации.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

     В Качинский период в соавторстве с Л.М. Шварцем написано учебное пособие «Очерки психологии для летчиков», в которое вошла основная часть «Конспекта курса психологии».

     Совершенно  не случайно, что с момента написания  текста до издания учебного пособия  прошли годы. Выход в свет «Очерков психологии для летчиков» оказалось невозможным в довоенной Каче в связи с идеологическими выпадами против психологии и психологической литературы. Однако и после ее опубликования начались серьезные испытания, связанные с регламентированной перестройкой психологии на учение И.П. Павлова об условных рефлексах.  В итоге в 1950 г. и эта книга разделила судьбу «Конспекта курса психологии», т.е. была изъята из многих библиотек частей ВВС. Данное учебное пособие было своевременным для авиации, но неуместным для идеологии.

     Сформулированные  К.К. Платоновым в книге «Человек в полете» психологические черты  личности советского летчика можно  считать справедливыми и для авиации XXI в. Это патриотизм, решительность, профессионализм, выносливость, сообразительность. В настоящее время сотрудниками Научно-испытательного института под руководством В.А. Пономаренко обоснована целостная система профессионально важных качеств военного летчика, уточнены, в частности, личностные качества. Это – долговременная мотивация на профессию военного летчика; способность к правильной самооценке; способность к психической адаптации к различным условиям; устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям; черты характера: целеустремленность; настойчивость; сильная воля; решительность; смелость; нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество; социальные качества: склонность к лидерству; коммуникабельность; правильные ценностные ориентации; стремление к профессиональному совершенству.

     В фундаментальной работе «Психология  летного труда» К.К.Платонов определил актуальные научные проблемы и направления  исследований: «Предмет и методы психологии летного труда», «Особенности психических процессов в труде летчика», «Психологические особенности различных видов полета», «Основные разделы психологии летного труда».

     В «Психологии летного труда» представлены  экспериментальные материалы и теоретические выкладки, которые выдвинули отечественную военно-авиационную психологию на передовые рубежи  в мире. Проведенный К.К.Платоновым обзор зарубежных исследований показал, что наши специалисты могут серьезно конкурировать по многим вопросам психологического обеспечения летного труда, в частности, в области экспериментального изучения психологических особенностей авиационной деятельности, многообразия методических подходов к летному обучению и т.д.

     К.К. Платонов был инициатором комплексного изучения летной деятельности на самолетах-лабораториях. С помощью кинометода регистрировались показания приборов, на которые смотрит летчик. Положение самолета в пространстве, воспринимаемое летчиком зрительно, регистрировалось с помощью особых датчиков, улавливающих вращение самолета по трем осям, высоту и скорость полета. Такая регистрация давала возможность на самолетах-лабораториях объективно оценивать качество летной деятельности, учитывая не только частоту отклонений от заданного режима полета, но их величину и длительность, а главное – наиболее вероятную причину совершения данной ошибки. К.К. Платонов пишет: «Авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами. Необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач». Такая постановка вопроса о методах исследований в авиационной психологии по-прежнему актуальна.

     Современная система объективного контроля летной деятельности позволяет выявить  отклонения органов управления в  полёте, точность выдерживания режима полёта, нарушения в работе различных  систем и агрегатов авиационного комплекса и массу других параметров. Однако при изучении причин того или  иного поведения лётчика данных параметров не всегда достаточно. Профилактическую работу по предотвращению лётных происшествий целесообразно осуществлять на основе анализа реальной деятельности летчика  в кабине самолета. Анализ уже свершившегося  факта ошибочного действия зачастую неточен. Например, важно понимать, сколько времени летчик уделяет  конкретному пилотажному прибору  и выработке на этой основе рекомендаций по целесообразному распределению  внимания по приборам. Здесь видится  продуктивным возрождение летающих лабораторий, в задачу которых будет  входить обследование деятельности лётчика в полёте и обоснование  оптимального варианта его работы в  различных условиях выполнения задания.

     Проблема  использования тренажеров в наземной подготовке летчиков была и остается актуальной. В работах К.К. Платонова  неоднократно обсуждались вопросы  эффективности применения различных  тренажеров для отработки навыков  полета. Постепенно оформлялась теория тренажерного обучения. Требования к  тренажеру определены в «Очерках психологии для летчиков»:

1. Навыки, развиваемые на тренажере, должны  по своей структуре соответствовать  навыкам полета. Однако стремление  во что бы то ни стало  внешне приблизить тренажер к  реальной обстановке полета бесполезно, если это не обеспечивает общности  структур тренируемых на нем  навыков и навыков полета.

2. Тренажер  не должен тренировать таких  навыков, которые дают отрицательный  перенос в условиях полета. Отрицательный  перенос – это затруднение  развития нового навыка под  влиянием уже имеющихся. Инструктор должен доводить до сведения обучающегося о всех более или менее вредных навыках, развиваемых на данном тренажере.

3. Тренажер  должен предусматривать возможность  введения независимых, меняющихся  по величине отклонений для  исправления их обучающимся.

4. Тренажер  должен обеспечивать тренирующемуся возможность воспринимать результат своих действий.

5. Методика  работы на тренажере должна  предусматривать достаточное количество  повторений, т.е. возможность систематической,  не зависящей от погоды и  недорогой тренировки.

6. Тренажер  должен быть методически целенаправленным, т.е. должно быть ясно, какие  методические цели он преследует (например, коррегирующим – предназначенным для дополнительной тренировки трудно развивающихся навыков у отдельных курсантов).

7. Тренажер  должен быть рентабельным, т.е.  дешевым и простым в употреблении, хоть это и выходит за пределы  психологии.

     Несмотря  на то, что психологическую сущность некоторых опасных ситуаций на тренажерах смоделировать невозможно (например, на тренажере и в полете информативные  признаки отказа автопилота различны: на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы, а в полете –  акселерационные), методически грамотно организованная тренажерная  подготовка летчика (экипажей) к действиям в аварийной ситуации позволяет эффективно формировать специальные навыки и умения, выражающиеся в способности к сокращенным приемам опознания ситуации, к развитию оперативной памяти и творческого мышления.

     Современное состояние тренажерной подготовки подтверждает основные выводы К.К.Платонова о границах целесообразности сочетания реального и тренажёрного обучения. В последние три десятилетия развития авиации широкое применение получили тренажёры на основе компьютерных технологий: процедурные, комплексные и др. Низкая себестоимость одного часа полёта на подобном тренажёре в сравнении с затратами на ортодоксальное обучение привела к идее полной замены обучения на реальном самолёте компьютерным. Несостоятельность данного подхода привела к ещё более серьёзным проблемам при внезапном и вынужденном переходе с автоматического режима управления воздушным судном на ручной режим. Экспертный опрос лётного состава военной и гражданской авиации подтверждает данное мнение. Кроме того,  именно «затренированность» лётчиков на тренажёре и выполнение полётов с использованием только автоматического режима управления таит в себе серьёзную угрозу безопасности полётов. Таким образом, современные компьютерные технологии не должны полностью подменять традиционные виды подготовки при обязательном ручном управлении самолётом как при первоначальном обучении, так и в процессе последующей профессионализации лётчиков. 

Литература:

  1. Е. Пупырева «Психолог в гражданской авиации».

Текст взят с сайта факультета психологии МГУ

http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/3_aviation.html

  1. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Платонов и авиационная психология

Информация о работе Психологическая служба в гражданской авиации