Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа
Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.
Содержание
Психолог в гражданской авиации
Методики, которые используются в гражданской авиции
Личность К.К. Платонова и авиационная психология
В Качинский период в соавторстве с Л.М. Шварцем написано учебное пособие «Очерки психологии для летчиков», в которое вошла основная часть «Конспекта курса психологии».
Совершенно не случайно, что с момента написания текста до издания учебного пособия прошли годы. Выход в свет «Очерков психологии для летчиков» оказалось невозможным в довоенной Каче в связи с идеологическими выпадами против психологии и психологической литературы. Однако и после ее опубликования начались серьезные испытания, связанные с регламентированной перестройкой психологии на учение И.П. Павлова об условных рефлексах. В итоге в 1950 г. и эта книга разделила судьбу «Конспекта курса психологии», т.е. была изъята из многих библиотек частей ВВС. Данное учебное пособие было своевременным для авиации, но неуместным для идеологии.
Сформулированные
К.К. Платоновым в книге «Человек
в полете» психологические
В фундаментальной работе «Психология летного труда» К.К.Платонов определил актуальные научные проблемы и направления исследований: «Предмет и методы психологии летного труда», «Особенности психических процессов в труде летчика», «Психологические особенности различных видов полета», «Основные разделы психологии летного труда».
В «Психологии летного труда» представлены экспериментальные материалы и теоретические выкладки, которые выдвинули отечественную военно-авиационную психологию на передовые рубежи в мире. Проведенный К.К.Платоновым обзор зарубежных исследований показал, что наши специалисты могут серьезно конкурировать по многим вопросам психологического обеспечения летного труда, в частности, в области экспериментального изучения психологических особенностей авиационной деятельности, многообразия методических подходов к летному обучению и т.д.
К.К. Платонов был инициатором комплексного изучения летной деятельности на самолетах-лабораториях. С помощью кинометода регистрировались показания приборов, на которые смотрит летчик. Положение самолета в пространстве, воспринимаемое летчиком зрительно, регистрировалось с помощью особых датчиков, улавливающих вращение самолета по трем осям, высоту и скорость полета. Такая регистрация давала возможность на самолетах-лабораториях объективно оценивать качество летной деятельности, учитывая не только частоту отклонений от заданного режима полета, но их величину и длительность, а главное – наиболее вероятную причину совершения данной ошибки. К.К. Платонов пишет: «Авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами. Необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач». Такая постановка вопроса о методах исследований в авиационной психологии по-прежнему актуальна.
Современная
система объективного контроля летной
деятельности позволяет выявить
отклонения органов управления в
полёте, точность выдерживания режима
полёта, нарушения в работе различных
систем и агрегатов авиационного
комплекса и массу других параметров.
Однако при изучении причин того или
иного поведения лётчика данных
параметров не всегда достаточно. Профилактическую
работу по предотвращению лётных происшествий
целесообразно осуществлять на основе
анализа реальной деятельности летчика
в кабине самолета. Анализ уже свершившегося
факта ошибочного действия зачастую
неточен. Например, важно понимать,
сколько времени летчик уделяет
конкретному пилотажному
Проблема использования тренажеров в наземной подготовке летчиков была и остается актуальной. В работах К.К. Платонова неоднократно обсуждались вопросы эффективности применения различных тренажеров для отработки навыков полета. Постепенно оформлялась теория тренажерного обучения. Требования к тренажеру определены в «Очерках психологии для летчиков»:
1. Навыки,
развиваемые на тренажере,
2. Тренажер
не должен тренировать таких
навыков, которые дают
3. Тренажер
должен предусматривать
4. Тренажер
должен обеспечивать
5. Методика
работы на тренажере должна
предусматривать достаточное
6. Тренажер
должен быть методически
7. Тренажер
должен быть рентабельным, т.е.
дешевым и простым в
Несмотря на то, что психологическую сущность некоторых опасных ситуаций на тренажерах смоделировать невозможно (например, на тренажере и в полете информативные признаки отказа автопилота различны: на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы, а в полете – акселерационные), методически грамотно организованная тренажерная подготовка летчика (экипажей) к действиям в аварийной ситуации позволяет эффективно формировать специальные навыки и умения, выражающиеся в способности к сокращенным приемам опознания ситуации, к развитию оперативной памяти и творческого мышления.
Современное
состояние тренажерной
Литература:
Текст взят с сайта факультета психологии МГУ
http://www.psy.msu.ru/science/
Информация о работе Психологическая служба в гражданской авиации