Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа
Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.
Содержание
Психолог в гражданской авиации
Методики, которые используются в гражданской авиции
Личность К.К. Платонова и авиационная психология
Киевский
национальный университет имени
Тараса Шевченка
Организация
психологической службы в гражданской
авиации
студентки факультета психологии
первого курса магистратуры
второй группы
Миханчук
Дарины
КИЕВ 2011
Содержание
Появление
первых психологов, работающих в системе
гражданской авиации, было обусловлено
запросами практики. Сначала возникла
потребность в психологическом
образовании бортпроводников (стюардов),
позже для бортпроводников
Сегодня в сфере гражданской авиации работают специалисты разных профессий: пилоты, члены летного экипажа, бортпроводники, инженеры-техники самолета, авиадиспетчеры, билетные кассиры и многие другие. Все эти специалисты являются объектом труда практического психолога.
В
чем же заключается деятельность
психолога в системе
Другое важное направление деятельности психолога-практика заключается в консультационной работе. Наиболее распространенные темы консультаций – это производственные конфликты (в частности, с начальством), семейные отношения, а также проблема профессиональной адаптации сотрудников Аэрофлота к новой профессии, к новым условиям труда. Проблемы, даже личного характера, негативно влияют на качество труда сотрудников, поэтому важная задача психолога состоит в том, чтобы помочь им справиться со своими затруднениями. Кроме этого, в рамках практической работы психолог может вести научные исследования.
Конечная цель психологов состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень производительность труда как рядовых сотрудников, так и руководителей авиакомпании. Именно поэтому первоочередными задачами психологов являются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета, обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения, исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).
Если специалист работает в системе обслуживания людей (сервиса), важно научить его быть ориентированным на пассажира. Например, если это диспетчер по регистрации авиабилетов, то в центре его внимания должен стоять не билет, а человек, желающий зарегистрировать свой билет.
Важно отметить, что опыт иностранных авиакомпаний уже показывает успешность и эффективность применения научно-психологических подходов в решении проблем управления предприятием и сервиса на борту самолета. Для того, чтобы российским авиакомпаниям занять достойное место в ряду ведущих авиакомпаний мира, в их структуру также необходимо ввести психологическую службу.
Работа
практического психолога в
Основными противопоказаниями к выбору данной специальности являются, во-первых, наличие грубых дефектов внешности, а во-вторых, комплексы (личных качеств) человека, заставляющие его постоянно самоутверждаться за счет своей работы.
Режим труда психолога на производстве зависит от особенностей производства: обычно это полный 8-часовой рабочий день, хотя определенная авиакомпания может предоставить психологу гибкий график работы. Несмотря на то, что психолог трудится преимущественно в кабинете, его работу нельзя назвать «сидячей».
В
системе профессиональных ценностей
любого практического психолога, в
том числе, работающего в сфере
гражданской авиации, стоит его
профессионализм как
Известно, что, заканчивая факультет психологии университета, выпускник обладает многими необходимыми знаниями и навыками в области своей специализации, которые затем могут быть применены как в сфере научной, так и практической работы. Однако, даже уже работающий специалист-психолог может продолжать свое образование, повышать квалификацию. Например, практическому психологу, работающему в сфере гражданской авиации, и являющемуся специалистом в области психологии труда и инженерной психологии, полезно получить дополнительные знания из области менеджмента и психологии управления. Возможно продолжение образования за рубежом.
Конечно,
дальнейшее образование специалиста
зависит от его личности: желания
личностно расти и развиваться,
но есть и другие реальные ограничения,
порой не зависящие от самого психолога.
Одним из таких ограничений является
высокая стоимость
Наиболее
типичные конфликтные ситуации, с
которыми сталкивается практический психолог
в сфере гражданской авиации
– это конфликты по результатам
его собственного труда. Очень часто
это внутренний конфликт между мнением
психолога как специалиста и
мнением психолога как
Надо признать, что часто трудные ситуации в работе практического психолога связаны с низким уровнем психологической культуры, невежественностью в вопросах психологии отдельных руководителей авиакомпании. Вплоть до настоящего времени процесс признания социальной и профессиональной психологии в работе с персоналом идет медленно и тяжело.
Несмотря на
все обозначенные выше сложности, система
гражданской авиации – это
новая перспективная область, предоставляющая
молодым специалистам-
Внедрение
компьютеризированных
Условное деление любых опросов на общие и узко-специальные, даёт возможность решить задачи любой степени трудности. Многофакторные вопросники MМРI II, Калифорнийский СPI, MПB Сонди и 16 ФЛО Кетелла относятся к достаточно применяемым психологическим тестам для гражданской авиации .
Константин Константинович Платонов по праву может считаться уникальным ученым в истории наук о человеке.
Военная служба в авиации (1935 – 1959 г.г.) стала для К.К. Платонова основой плодотворной исследовательской практики, глубоких теоретических выводов и началом формирования научной школы, воспитавшей целое поколение военных психологов, среди них Завьялов Е.С., Глоточкин А.Д., Юсов, В.Т., Каращан В.А., Ковалевский В.Ф.
Подводя итоги развития авиационной психологии в ХХ веке, можно с уверенностью сказать, что в этой отрасли сформировались яркие авторские подходы: С.Г. Геллерштейна, Б.Л. Ломова, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера, Б.Л. Покровского, П.А. Корчемного, В.Т. Юсова и др. На наш взгляд, именно К.К. Платонову выпала миссия создать первую научную школу авиационной психологии и стать ее лидером.
Исследования
под руководством К.К. Платонова
заложили основные направления развития
советской авиационной
В 1935 г. К.К. Платонов вступает в ряды Красной Армии, в 1936 г. получает назначение на должность начальника филиала Института авиационной медицины (ИАМ) на базе 1-й Качинской авиашколы, где без отрыва от основной работы проходит летное обучение и допуск к самостоятельному вылету.
В
1936–1937 гг. сотрудники филиала проводили
инновационные исследования по психологии
летного обучения, летному составу
школы читались лекционные курсы: по
психологии – К.К. Платоновым, по методике
летного обучения – Г.Г. Голубевым.
Это была первая попытка научно-
К.К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности: темперамент, характер, способности, направленность. По мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.
Концепция личности К.К.Платонова названа им самим «концепцией динамической функциональной структуры личности». Личность в целом и составляющие ее взаимосвязанные элементы не являются константными, а изменяются в течение жизни человека. По К.К.Платонову изменения личности могут быть связаны:
- с ее
развитием в результате
- с социальным распадом, со старческой деградацией, с патологическим развитием;
- с механизмом
компенсации недостаточно
Концепция личности К.К.Платонова, реализуя как идеи структурного подхода к пониманию личности человека, так и принцип психологического развития в онтогенезе, подтверждает по крайней мере три существенные закономерности возрастного развития психики и личности:
- качественное
своеобразие развития на
- многонаправленность развития, что означает не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности и т.п.), но и упадок, деградацию (биологическую и социальную) в течение жизни индивида;
- пластичность, компенсаторность развития.
Накануне
Великой Отечественной войны
группа ученых из ИАМ изучала работу
летного состава на только что
появившихся на вооружении пикирующих
бомбардировщиках Пе-2. По предложению
К.К. Платонова была переделана тумблерная
панель, ранее имевшая одинаковую конфигурацию
рукояток, что мешало различению их «на
ощупь» в полете. Это первое в истории
военно-авиационной психологии исследование
рычагов управления кабины самолета, результаты
которого были впервые внедрены в практику.
Следовательно, военно-авиационная психология
продолжила свое развитие, даже в узко
прикладном аспекте это было движение
вперед. Это пример истинного патриотизма,
верного служения профессиональному долгу
без ссылок на трудные времена. Как отмечает
академик В.А.Пономаренко: «Научный подвиг
К.К. Платонова состоял в том, что он жил
и работал в те времена, когда психологию
практически официально считали лженаукой,
как неудачный рудимент философии. В школе
К.К. Платонова работали в высшей степени
профессионалы-
Информация о работе Психологическая служба в гражданской авиации