Психологическая служба в гражданской авиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

Содержание

Содержание
Психолог в гражданской авиации
Методики, которые используются в гражданской авиции
Личность К.К. Платонова и авиационная психология

Работа содержит 1 файл

Психологическая служба в гражданской авиации.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

Киевский  национальный университет имени  Тараса Шевченка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация психологической службы в гражданской  авиации 
 
 
 

студентки факультета психологии

первого курса магистратуры

второй  группы

Миханчук Дарины 
 
 
 
 
 
 
 

КИЕВ 2011

Содержание

  1. Психолог в гражданской авиации
  2. Методики, которые используются в гражданской авиции
  3. Личность К.К. Платонова и авиационная психология
 
 
  1. Психолог  в гражданской  авиации

   Появление первых психологов, работающих в системе  гражданской авиации, было обусловлено  запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом  образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

     Сегодня в сфере гражданской авиации  работают специалисты разных профессий: пилоты, члены летного экипажа, бортпроводники, инженеры-техники самолета, авиадиспетчеры, билетные кассиры и многие другие. Все эти специалисты являются объектом труда практического психолога.

     В чем же заключается деятельность психолога в системе гражданской  авиации, а именно, работающего в  группе психологического анализа человеческих ресурсов ОАО «Аэрофлот – Российские международные линии»? Прежде всего, в проведении психологической беседы с кандидатами на должность бортпроводника. Психолог должен определить психологическую  готовность кандидата к работе в  системе обслуживания авиапассажиров, а также в экстремальных условиях риска для жизни. Беседы проводятся не только с желающими быть бортпроводниками, но и с уже работающими специалистами.

     Другое  важное направление деятельности психолога-практика заключается в консультационной работе. Наиболее распространенные темы консультаций – это производственные конфликты (в частности, с начальством), семейные отношения, а также проблема профессиональной адаптации сотрудников  Аэрофлота к новой профессии, к новым условиям труда. Проблемы, даже личного характера, негативно  влияют на качество труда сотрудников, поэтому важная задача психолога  состоит в том, чтобы помочь им справиться со своими затруднениями. Кроме  этого, в рамках практической работы психолог может вести научные  исследования.

     Конечная  цель психологов состоит в том, чтобы  поднять на более высокий уровень  производительность труда как рядовых сотрудников, так и руководителей авиакомпании. Именно поэтому первоочередными задачами психологов являются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета, обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения, исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).

     Если  специалист работает в системе обслуживания людей (сервиса), важно научить его  быть ориентированным на пассажира. Например, если это диспетчер по регистрации авиабилетов, то в центре его внимания должен стоять не билет, а человек, желающий зарегистрировать свой билет.

     Важно отметить, что опыт иностранных авиакомпаний уже показывает успешность и эффективность  применения научно-психологических  подходов в решении проблем управления предприятием и сервиса на борту  самолета. Для того, чтобы российским авиакомпаниям занять достойное место в ряду ведущих авиакомпаний мира, в их структуру также необходимо ввести психологическую службу.

     Работа  практического психолога в сфере  авиации – это, прежде всего, работа с людьми. Этот факт определяет набор  качеств, необходимых психологу  в работе по специальности. Психолог-профессионал должен уметь следить за своей  внешностью, быть приятным в общении  человеком. Также психологу очень  пригодятся такие качества как сильный, подвижный тип нервной системы  и высокая работоспособность. Однако есть и самые главные требования, предъявляемые к личности практического  психолога – это самодостаточность, уверенность в себе и в необходимости  своей работы. Наравне с этим, психолог должен быть ориентирован на людей, с которыми он работает.

     Основными противопоказаниями к выбору данной специальности являются, во-первых, наличие грубых дефектов внешности, а во-вторых, комплексы (личных качеств) человека, заставляющие его постоянно  самоутверждаться за счет своей работы.

     Режим труда психолога на производстве зависит от особенностей производства: обычно это полный 8-часовой рабочий  день, хотя определенная авиакомпания может предоставить психологу гибкий график работы. Несмотря на то, что психолог трудится преимущественно в кабинете, его работу нельзя назвать «сидячей».

     В системе профессиональных ценностей  любого практического психолога, в  том числе, работающего в сфере  гражданской авиации, стоит его  профессионализм как специалиста-психолога. Надо признать, что в наше время  есть много дилетантов, да и просто шарлатанов, охотно присваивающих себе статус квалифицированного психолога, которые подменяют систему научно-психологических  знаний астрологией и элементарными  познаниями в области житейской  психологии. Истинный профессионал должен досконально знать то, что он делает, учитывая специфику производства, на котором работает. Обязательным является соблюдение этических принципов психолога.

     Известно, что, заканчивая факультет психологии университета, выпускник обладает многими  необходимыми знаниями и навыками в  области своей специализации, которые  затем могут быть применены как  в сфере научной, так и практической работы. Однако, даже уже работающий специалист-психолог может продолжать свое образование, повышать квалификацию. Например, практическому психологу, работающему в сфере гражданской авиации, и являющемуся специалистом в области психологии труда и инженерной психологии, полезно получить дополнительные знания из области менеджмента и психологии управления. Возможно продолжение образования за рубежом.

     Конечно, дальнейшее образование специалиста  зависит от его личности: желания  личностно расти и развиваться, но есть и другие реальные ограничения, порой не зависящие от самого психолога. Одним из таких ограничений является высокая стоимость дополнительного  образования. Другим, не менее важным препятствием, которое необходимо учитывать, может стать отсутствие запросов со стороны авиакомпании (или другого  производства, от которого зависит  работающий психолог).

     Наиболее  типичные конфликтные ситуации, с  которыми сталкивается практический психолог в сфере гражданской авиации  – это конфликты по результатам  его собственного труда. Очень часто  это внутренний конфликт между мнением  психолога как специалиста и  мнением психолога как человека. Например, психолог работает с человеком, претендующим на занятие определенной вакансии (того же бортпроводника или  другого работника). Результаты проведенного интервью, выполненных тестов и методик, показывают, что человек не совсем подходит для данной работы. В этом случае психолог может чувствовать  противоречие между своим профессиональным долгом и сочувствием человеку, желанием ему помочь.

     Надо  признать, что часто трудные ситуации в работе практического психолога  связаны с низким уровнем психологической  культуры, невежественностью в вопросах психологии отдельных руководителей  авиакомпании. Вплоть до настоящего времени  процесс признания социальной и  профессиональной психологии в работе с персоналом идет медленно и тяжело.

Несмотря на все обозначенные выше сложности, система  гражданской авиации – это  новая перспективная область, предоставляющая  молодым специалистам-психологам большие  возможности для приложения своих  сил и реализации творческих планов. Дополнительными доводами в пользу выбора данной сферы профессиональной деятельности (психолога в системе  гражданской авиации) могут служить  достаточно высокая для практического  психолога заработная плата, а также возможность пользоваться льготами, предоставляемыми авиакомпанией своим сотрудникам. 

  1. Методики, которые используются в гражданской  авиации

   Внедрение компьютеризированных психологических тестов для гражданской авиации на порядок понижает коэффициент ошибочной характеристики и сужает общее время диагностирования. Оценивая психологические свойства, психологические тесты для гражданской авиации являются единственным профессиональным средством тестирования.

   Условное  деление любых опросов на общие  и узко-специальные, даёт возможность решить задачи любой степени трудности. Многофакторные вопросники MМРI II, Калифорнийский СPI, MПB Сонди и 16 ФЛО Кетелла относятся к достаточно применяемым психологическим тестам для гражданской авиации .

  1. К. К. Платонов и авиационная  психология

     Константин  Константинович Платонов по праву может  считаться уникальным ученым в истории  наук о человеке.

     Военная служба в авиации (1935 – 1959 г.г.) стала  для К.К. Платонова основой плодотворной исследовательской практики, глубоких теоретических выводов и началом формирования научной школы, воспитавшей целое поколение военных психологов, среди них Завьялов Е.С., Глоточкин А.Д., Юсов, В.Т., Каращан В.А., Ковалевский В.Ф.

     Подводя итоги развития авиационной психологии в ХХ веке, можно с уверенностью сказать, что в этой отрасли сформировались яркие авторские подходы: С.Г. Геллерштейна, Б.Л. Ломова, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера, Б.Л. Покровского, П.А. Корчемного, В.Т. Юсова и др. На наш взгляд,  именно К.К. Платонову выпала миссия создать первую научную школу авиационной психологии и стать ее лидером.  

     Исследования  под руководством К.К. Платонова  заложили основные направления развития советской авиационной психологии: объективные методы изучения психологии курсантов и летчиков, профессионально  важные качества авиаторов, тренажер в  системе профессиональной подготовки летного состава, личностно-ориентированный  подход в летном обучении, история  авиационной психологии.

     В 1935 г. К.К. Платонов вступает в ряды Красной  Армии, в 1936 г.  получает назначение на должность начальника филиала Института авиационной медицины (ИАМ) на базе 1-й Качинской авиашколы, где без отрыва от основной работы проходит летное обучение и допуск к самостоятельному вылету.

     В 1936–1937 гг. сотрудники филиала проводили  инновационные исследования по психологии летного обучения, летному составу  школы читались лекционные курсы: по психологии – К.К. Платоновым, по методике летного обучения – Г.Г. Голубевым. Это была первая попытка научно-организационного оформления психологической подготовки летчиков. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев  всю последующую жизнь сохраняли добрые дружеские и профессиональные партнерские отношения.

     К.К. Платонов рассматривал личность как  динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся  во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между  ними при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности: темперамент, характер, способности, направленность. По мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.

     Концепция личности К.К.Платонова названа им самим «концепцией динамической функциональной структуры личности». Личность в целом и составляющие ее взаимосвязанные элементы не являются константными, а изменяются в течение жизни человека. По К.К.Платонову изменения личности могут быть связаны:

- с ее  развитием в результате возрастного  созревания и формирования;

- с социальным  распадом, со старческой деградацией,  с патологическим развитием;

- с механизмом  компенсации недостаточно развитых  черт личности другими, вариативностью  способов компенсации и степенью  этой компенсации.

     Концепция личности К.К.Платонова, реализуя как идеи структурного подхода к пониманию личности человека, так и принцип психологического развития в онтогенезе, подтверждает по крайней мере три существенные закономерности возрастного развития психики и личности:

- качественное  своеобразие развития на каждом  возрастном этапе в результате  созревания и формирования;

- многонаправленность развития, что означает не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности и т.п.), но и упадок, деградацию (биологическую и социальную) в течение жизни индивида;

- пластичность, компенсаторность развития.

     Накануне  Великой Отечественной войны  группа ученых из ИАМ изучала работу летного состава на только что  появившихся на вооружении пикирующих бомбардировщиках Пе-2. По предложению  К.К. Платонова была переделана тумблерная панель, ранее имевшая одинаковую конфигурацию рукояток, что мешало различению их «на ощупь» в полете. Это первое в истории военно-авиационной психологии исследование рычагов управления кабины самолета, результаты которого были впервые внедрены в практику. Следовательно, военно-авиационная психология продолжила свое развитие, даже в узко прикладном аспекте это было движение вперед. Это пример истинного патриотизма, верного служения профессиональному долгу без ссылок на трудные времена. Как отмечает академик В.А.Пономаренко: «Научный подвиг К.К. Платонова состоял в том, что он жил и работал в те времена, когда психологию практически официально считали лженаукой, как неудачный рудимент философии. В школе К.К. Платонова работали в высшей степени профессионалы-экспериментаторы, объективно познавшие структуру и взаимодействие психических функций, состояний в процессе полетов».

Информация о работе Психологическая служба в гражданской авиации