Психологическая служба в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями в ДОЛ.

Задачи:
консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь детям в условиях ДОЛ;
психологическая помощь родителям и педагогическому коллективу;
содействие педагогическому коллективу в составлении программы работы с детским временным коллективом;
отбор и подготовка педагогического коллектива (воспитателей и вожатых);
обеспечение информационно- просветительской деятельности.

(проведение собраний, лекций, ведение кружков)

Содержание

Обоснование проекта……………………………………...3
Содержание проекта:
Этапы работы психологической службы в ДОЛ......4
«Расположение» психологической службы в ДОЛ..9
Структура психологической службы………………10
Ожидаемые результаты…………………………………… 11

Список используемой литературы………………………...12

Работа содержит 1 файл

проект Психологическая Служба в ДОЛ.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Обоснование проекта……………………………………...3
  2. Содержание проекта:
    • Этапы работы психологической службы в ДОЛ......4
    • «Расположение» психологической службы в ДОЛ..9
    • Структура психологической службы………………10
  1. Ожидаемые результаты…………………………………… 11

    Список используемой литературы………………………...12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Обоснование проекта.

      Сегодня психологическая служба является частью большинства организацией. Школы  не исключение, и это очень хорошо. В школе детям оказывают психологическую  помощь, наблюдают за их психическим развитием. Но вот беда, как только наступает лето, «школьные деньки заканчиваются», многие дети уезжают в детские оздоровительные лагеря и проводят там свой отдых, к огромному сожалению, в это время психологическая служба не может оказывать помощь детям. Поработав в летнем оздоровительном лагере вожатой, я задумалась, что было бы очень полезно создать психологическую службу в ДОЛ. Тем более что большинство детей ездят в «любимые» детские оздоровительные лагеря не один год, а ежегодно, что позволило бы отследить динамику их развития. Так же психологическая служба могла бы решить такую проблему летних лагерей, как отбор коллектива. Дело в том, что работа в таких учреждениях имеет сезонных характер, что требует качественного отбора педагогического коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  проекта.

     Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями в ДОЛ.

     Задачи:

  • консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь детям в условиях ДОЛ;
  • психологическая помощь родителям и педагогическому коллективу;
  • содействие педагогическому коллективу в составлении программы работы с детским временным коллективом;
  • отбор и подготовка педагогического коллектива (воспитателей и вожатых);
  • обеспечение информационно- просветительской деятельности.

    (проведение  собраний, лекций, ведение кружков) 

      Этапы работы психологической  службы в ДОЛ.

     Подготовительный  этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены).

     Цель: Обеспечение детского оздоровительного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей и вожатых, разработка программы психологической поддержки всех членов «лагерной дружины», психологическое обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможностей; беседа; лекции; деловые игры и др.

     Деятельность  психологической службы на подготовительном этапе является одним из самых  ответственных моментов, так как  в зависимости от того, какая психологическая программа будет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь лагеря. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспитателей и вожатых отрядов лагеря. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника профилю лагеря или данного конкретного отряда.

     Дальнейшая работа проходит с сотрудниками, зачисленными в штат детского лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психологической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.

     Кроме того обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач  психолога в лагере, а также  обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.

     Психолог  также должен принимать участие  в оценке предполагаемых мероприятий  с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отвечающую за интерьер помещений с учетом их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом, как своеобразной психологической поддержки.

     Этап  формирования отрядов (с 1-3 день от начала смены).

     Цель: Распределение детей по отрядам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тенденции доминирования), беседа, наблюдение, социометрия и т.д.

     После приезда в детский оздоровительный лагерь наиболее общей психологической проблемой, стоящей перед его руководством, является разделение детей по отрядам. Естественно, что выбор классификации, по которой весь состав лагеря будет разбит по отрядам, должен быть осуществлен еще на подготовительном этапе, в соответствии с этим психологическая служба должна подобрать в каждый конкретный отряд воспитателя и вожатого, обладающих определенными умениями и навыками, которые будут соответствовать потребностям детей отобранной группы.

     Традиционно в качестве критерия дифференциации выступали возраст ребенка или  класс, в котором он учится. Конечно, нельзя не согласиться, что данный вид разделения является наиболее простым и удобным для воспитания. Однако при этом совершенно не учитывается то, что некоторые разновозрастные дети давно знают друг друга, живут в одном дворе, учатся в одной школе или даже являются родственниками и живут в одной семье. Кроме того, определенные связи и отношения устанавливаются между ребятами по пути следования в лагерь, и это также может предопределить их стремление быть вместе. Естественно, что деление детей по взаимным симпатиям и тяготениям значительно сокращает период адаптации, сохраняет самооценку, повышает психологическую защищенность ребенка и поэтому в компании знакомых детей он чувствует себя менее одиноким. Другими способами образования отрядов могут быть распределение детей по интересам и увлечениям («певцы», «спортсмены», «художники» и пр.), по территориальному признаку (общая школа, район, город) и пр.

Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение  детей по отрядам не было слишком жестким и однозначным. По крайней мере в первые три дня пребывания в лагере, если атмосфера группы не удовлетворяет их, то ребенок должен иметь возможность перейти из одного отряда в другой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выявлении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды.

     На  этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинного лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большинства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозможно оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу лагеря под руководством психолога целесообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.

     Этап  адаптации (с 3-6 день пребывания в детском лагере).

     Цель: Определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индивидуальных воздействий.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок; тест Люшера или др.); методы оценки психологического климата в отряде (цветопись; анкета; шкала или др.).

     На  втором этапе основная задача психологической службы – помочь воспитателям отряда определить индивидуальные особенности ребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в коллектив. Осуществление этого достигается через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов является проективный рисунок: тесты «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспитатели, выступая в роли помощников психолога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обратить особое внимание.

Не представляет сложности и проведение воспитателем на этом этапе опроса детей в форме  различных игр в вопросы и  ответы с фиксацией наиболее необычных, неординарных реакций и последующим  разбором их с психологом. В психологической  службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи рекомендаций воспитателям по управлению отрядом на основе анализа полученных данных.

     По  результатам массового опроса и  наблюдениям воспитателей определяется основной круг детей, с которыми непосредственно  предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, имеющие трудности в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстройствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответственные, слабовольные, склонные к чрезмерной фантазии и вранью, с нарушенной адаптацией, нарушениями сна — в общем все те, кого за неделю пребывания в лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».

     Этап  индивидуализации (с 6- 12 день пребывания в лагере).

     Цель: Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Формирование психотерапевтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеждение; внушение.

     Начало  третьего этапа работы психологической  службы совпадает со стабилизацией  лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь  основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Проводимый контроль эмоциональной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректировать их с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий.

     Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные  отклонения. Следует отметить, что, приступая к индивидуальной работе с детьми, сотрудники психологической  службы должны находиться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковременных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной работы является установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с индивидуальных встреч, бесед, выборе удобного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы психолог разрабатывает программы самовоспитания, рекомендует ребятам какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначенные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третьего этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффективностью ребята объединяются в психотерапевтические группы для дальнейших занятий.

     Этап  интеграции (с 12-18 день пребывания в лагере).

     Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психотерапевтических групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; беседа; внушение; игровая терапия; аутотренинг и др.

     На  этом этапе психолог все чаще сталкивается с отрицательными психическими состояниями  ребят, вызванными длительным отрывом  от дома. Особенно часто это встречается  в младших отрядах у детей, выросших в условиях постоянной родительской опеки. Таких ребят надо чаще привлекать к активному участию в лагерной жизни, тщательно следя за тем, чтобы дело было им по силам, не снижало, а, наоборот, повышало их самооценку. Продолжается также работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль за тем, чтобы воспитатели не препятствовали проявлению ребятами инициативы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвинутых предложений.

Информация о работе Психологическая служба в ДОУ