Психологическая помощь подросткам инвалидам

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 08:46, реферат

Описание работы

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими не достатками психопатологических особенностей в виде упрямства, не послушания.

Содержание

1 Психологическое консультирование подростков инвалидов.
2 Консультирование в коррекционных образовательных заведениях (КРО)

Работа содержит 1 файл

психол пом подр инвал.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

     Для консультирования в КОУ выбирается удобное время, не провоцирующее  торопливость в работе. Консультант и клиент занимают удобное положение в комфортном помещении. Проводится точное распределение ролей. Задача консультанта - перевести консультируемого от изложения жалоб к планированию конкретных действий по решению проблемы. Сотрудничество в консультировании представляет собой принципиально новый тип психологического консультирования, опирающийся на гуманистический подход к человеку. Эта модель консультирования используется в работе, как с учащимися, так и с их родителями и с педагогами в КОУ.

     По  свидетельству ряда исследователей, психологическое консультирование в КОУ имеет следующую специфику  по сравнению с образовательными учреждениями другого типа:

     -Процесс  консультирования более трудоемок  по организации;

     -Консультирование  учащихся проводится значительно реже, чем консультирование их родителей;

     -В  содержании консультирования первенствуют  проблемы обучения и дисциплинированности  учащихся КОУ;

     -Актуальной  проблемой психологического консультирования  в КОУ является проблема взаимоотношений учащихся ( особенно в подростковом возрасте);

     -Проблемы  потребностной сферы являются  важнейшими в консультировании  в КОУ (приоритет физиологических  и игровых потребностей);

     -Проблема  значительного расхождения понимаемых  и реально действующих мотивов школьников КОУ;

     -Актуальность  проблемы психологической адаптации  как в школе, так и в более  широкой социальной среде.

     В 2002 - 2004 гг. психологами факультета коррекционной  педагогики и специальной психологии проводилось исследование проблемы семейного консультирования в КОУ г. Саратова. Результаты эмпирического исследования анализировались по следующим направлениям:

     1. частота проводимого семейного  консультирования;

     2. проблемы воспитания детей в  процессе консультирования;

     3. проблемы супружеских отношений;

     4. проблемы учебной деятельности  в консультировании членов семей;

     5. коррекция воспитания и развития  детей как проблема семейного  консультирования;

     6. анализ технологий и приемов  консультирования;

     7. особенности мотивации личности  консультантов;

     8. типичные стратегии поведения консультантов по проблемам семьи в конфликтном общении;

     9. развитие свойств самоактуализации  личности консультантов.

     Было  выявлено, что учителя вспомогательных  школ консультируют родителей детей  с интеллектуальной недостаточностью по следующим вопросам:

     -подготовка  домашнего задания их ребенком;

     -пропуски  занятий и успеваемость ребенка;

     -поведение  на уроке;

     -отношения  между учащимися КОУ (эти проблемы  составили 89,4% от всех проблем  семейного консультирования в  КОУ).

     На  первом месте по диапазону используемых средств консультирования в КОУ оказались лекции и беседы для родителей; на втором - диагностика посредством анкетирования, наблюдения, рейтинга, изучения документов, тестирования с последующим собеседованием по полученным результатам. Методами психокоррекции, применяемыми в консультировании, являются психотехнические и ролевые игры, арттерапия, элементы позитивной семейной психотерапии, психорисунок, сказкотерапия. Популярными приемами консультирования являются рекомендации, информирование, интерпретация, обратная связь, отзеркаливание, парадоксальная инструкция. Педагоги самостоятельно не дифференцируют применяемые ими формы, методы и приемы в соответствии с принятыми в науке классификациями. Следовательно, работающие олигофренопедагоги, осуществляя психологическое консультирование, имеют дефицит знаний в этой области и не могут в полной мере осознавать процесс и результат своей консультативной деятельности. Консультанты КОУ в полной мере осознают ответственность за проводимую ими консультативную деятельность, признают значимость личности клиента, автономность его личности и специфику механизмов самоактуализации; имеют сложное представление о механизмах психологического развития человека; применяют тактики сотрудничества, компромисса и избегания конфликта в консультационном взаимодействии. 
 

     Заключение

     В заключение хотелось бы подчеркнуть  особое значение современной психологической  помощи детям с ограниченными  физическими и умственными возможностями  и их близким, а также несводимость ее главных задач лишь к выявлению отклонений от нормы. Известно, что глубокий, нередко застарелый характер психологических проблем матерей детей-инвалидов, обращающихся за помощью в консультации, дает определенные основания для пессимистической оценки возможностей современной психологии в практике консультирования.

     Однако  в отношении детского возраста подобный пессимизм вряд ли уместен. Развитие ребенка-инвалида не может рассматриваться  как фатально обусловленный процесс. Формирование личности детей с ограниченными физическими и умственными возможностями открыто влиянию всех благотворных перемен как в объективных, так и в субъективных условиях этого процесса. В определенном смысле это позволяет, на наш взгляд, говорить о приоритетном значении проблем детства в рамках службы психологической 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – МПСИ, 2005
  2. Журавлева Т. Помощь детям – жертвам насилия – Генезис, 2006

3    Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации – Речь, 2003  

4   Макартычева Г.И. Тренинг для  подростков: профилактика асоциального  поведения. – Речь, 2006

5    Овчарова Р.В. Технологии практического  психолога образования Учебное  пособие – М.: Сфера, 2001. 

Информация о работе Психологическая помощь подросткам инвалидам