Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 08:46, реферат
Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими не достатками психопатологических особенностей в виде упрямства, не послушания.
1 Психологическое консультирование подростков инвалидов.
2 Консультирование в коррекционных образовательных заведениях (КРО)
Для консультирования в КОУ выбирается удобное время, не провоцирующее торопливость в работе. Консультант и клиент занимают удобное положение в комфортном помещении. Проводится точное распределение ролей. Задача консультанта - перевести консультируемого от изложения жалоб к планированию конкретных действий по решению проблемы. Сотрудничество в консультировании представляет собой принципиально новый тип психологического консультирования, опирающийся на гуманистический подход к человеку. Эта модель консультирования используется в работе, как с учащимися, так и с их родителями и с педагогами в КОУ.
По
свидетельству ряда исследователей,
психологическое
-Процесс
консультирования более
-Консультирование учащихся проводится значительно реже, чем консультирование их родителей;
-В
содержании консультирования
-Актуальной
проблемой психологического
-Проблемы
потребностной сферы являются
важнейшими в консультировании
в КОУ (приоритет
-Проблема
значительного расхождения
-Актуальность
проблемы психологической
В 2002 - 2004 гг. психологами факультета коррекционной педагогики и специальной психологии проводилось исследование проблемы семейного консультирования в КОУ г. Саратова. Результаты эмпирического исследования анализировались по следующим направлениям:
1. частота проводимого семейного консультирования;
2. проблемы воспитания детей в процессе консультирования;
3.
проблемы супружеских
4.
проблемы учебной деятельности
в консультировании членов
5.
коррекция воспитания и
6. анализ технологий и приемов консультирования;
7.
особенности мотивации
8. типичные стратегии поведения консультантов по проблемам семьи в конфликтном общении;
9.
развитие свойств
Было выявлено, что учителя вспомогательных школ консультируют родителей детей с интеллектуальной недостаточностью по следующим вопросам:
-подготовка домашнего задания их ребенком;
-пропуски
занятий и успеваемость
-поведение на уроке;
-отношения
между учащимися КОУ (эти
На
первом месте по диапазону используемых
средств консультирования в КОУ оказались
лекции и беседы для родителей; на втором
- диагностика посредством анкетирования,
наблюдения, рейтинга, изучения документов,
тестирования с последующим собеседованием
по полученным результатам. Методами психокоррекции,
применяемыми в консультировании, являются
психотехнические и ролевые игры, арттерапия,
элементы позитивной семейной психотерапии,
психорисунок, сказкотерапия. Популярными
приемами консультирования являются рекомендации,
информирование, интерпретация, обратная
связь, отзеркаливание, парадоксальная
инструкция. Педагоги самостоятельно
не дифференцируют применяемые ими формы,
методы и приемы в соответствии с принятыми
в науке классификациями. Следовательно,
работающие олигофренопедагоги, осуществляя
психологическое консультирование, имеют
дефицит знаний в этой области и не могут
в полной мере осознавать процесс и результат
своей консультативной деятельности.
Консультанты КОУ в полной мере осознают
ответственность за проводимую ими консультативную
деятельность, признают значимость личности
клиента, автономность его личности и
специфику механизмов самоактуализации;
имеют сложное представление о механизмах
психологического развития человека;
применяют тактики сотрудничества, компромисса
и избегания конфликта в консультационном
взаимодействии.
Заключение
В
заключение хотелось бы подчеркнуть
особое значение современной психологической
помощи детям с ограниченными
физическими и умственными
Однако
в отношении детского возраста подобный
пессимизм вряд ли уместен. Развитие
ребенка-инвалида не может рассматриваться
как фатально обусловленный процесс.
Формирование личности детей с ограниченными
физическими и умственными возможностями
открыто влиянию всех благотворных перемен
как в объективных, так и в субъективных
условиях этого процесса. В определенном
смысле это позволяет, на наш взгляд, говорить
о приоритетном значении проблем детства
в рамках службы психологической
Список использованных источников
3
Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия
насилия. Ребенок в кризисной ситуации
– Речь, 2003
4 Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – Речь, 2006
5
Овчарова Р.В. Технологии
Информация о работе Психологическая помощь подросткам инвалидам