Психологическая перестройка "трудного" учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:57, реферат

Описание работы

Педагогический коллектив неоднороден по своему составу. Есть учителя,
исключительно добросовестные в работе и постоянно нацеленные на творчество.
Они часто являются кумирами для ребят, добиваются высоких результатов в
своей деятельности. Для них не существует проблемы психологической
перестройки: они идут в ногу с жизнью или в чем-то даже опережают ее.
Но есть учителя и противоположного типа

Работа содержит 1 файл

конфликт.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место,

то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему

разобщению людей, усилению их несовместимости. Но единичный, не

повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости

индивидов. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут

привести к повышению совместимости в группе.

 

Наиболее веским и типичным основанием конфликта служит нарушение одним из

членов группы установленных норм трудового сотрудничества и общения.

Поэтому чем яснее нормы сотрудничества (зафиксированные в официальных

документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, обычаях и

традициях), тем меньше условия для возникновения споров и конфликтов среди

участников общей деятельности. При отсутствии четких норм такая

деятельность становится неизбежно конфликтогенной. В целом повышение

степени общности деятельности и усложнение взаимодействия ее участников

ведут к усилению требований к уровню их совместимости. Когда взаимодействие

становится очень сложным, видимо, возрастает вероятность возникновения

неувязок и недоразумений. Последние могут быть исключены лишь при высокой

степени совместимости членов группы. Но общая деятельность обладает

свойством формировать и противоконфликтные механизмы: она способствует

выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с

действиями других. Видимо, при усложнении общей деятельности нередко

наблюдается лишь временное повышение, степени повышения конфликтности

членов группы. Отсюда следует, что конфликтность в определенных случаях

может выступать как показатель процесса позитивного развития группы,

становления единого группового мнения, единых требований в открытой борьбе.

 

От понятия конфликт следует отличать понятие конфликтность. Под

конфликтностью мы понимаем частоту (интенсивность) конфликтов, наблюдаемых

у данной личности или в данной группе.

 

Исходя из сказанного можно заключить, что факторы, влияющие на

конфликтность, в общем виде те же самые, что и факторы, определяющие

совместимость и несовместимость людей.

 

Каковы же эти факторы? Можно выделить две основные группы факторов,

влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики

коллективной деятельности и психологические особенности его членов.

Объективные характеристики деятельности выражаются прежде всего в ее

содержании и способах организации.

 

В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников,

оказывающие воздействие на их конфликтность, можно разделить на

функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают

требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном

общении.

 

Нравственно-коммуникативные факторы должны оказывать наибольшее влияние

на конфликтность на внутригрупповом уровне:

 

Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время

тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается

функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в

возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.

 

 

3.2 Причины конфликтов:

 

. Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

 

. Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия,

т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность,

недисциплинированность.

 

. Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его

возникновения.

 

Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет

правильно воспринимать критику. Также снижается при простоте и скромности

общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с

подчиненными, прислушиваться к их мнению; при обоснованности требований,

предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности,

умении руководителем организовать трудовую деятельность подчиненных.

 

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди

учителей необходимо:

 

. Умение учитывать интересы друг друга.

 

. Воспринимать критику своих коллег.

 

. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.

 

. Дисциплинированность в работе.

 

Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:

 

1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.

2. Проявлять заботу, по отношению к ним.

3. Не злоупотреблять официальной властью.

4. Эффективно использовать метод убеждения.

5. Совершенствовать стиль своей организации.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства

данным коллективом со стороны администрации.

3.3 Способы решения конфликтов:

1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:

почему данный человек поступил так, а не иначе.

 

2. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с

другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.

 

3. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное

время не контактировали друг с другом.

 

4. Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к

заработной плате ( социальная справедливость и гласность ).

 

5. Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с

подчиненными.

 

6. Не злоупотреблять официальной властью.

 

7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

 

3.4 Директоры идут на конфликт со своими завучами чаще всего:

 

1. Из-за расхождения в оценке деятельности учителей, когда им кажется, что

завуч необъективно относится к учителям, незаслуженно хвалит одних и

намеренно критикуют других.

 

2. Противопоставление завучем своей позиции мнению директора.

 

3. Превышение заместителем своих полномочий.

 

4. Недостаток исполнительности.

 

5. Тактичность и требовательность к учителям.

 

6. Директоры более болезненно реагируют, когда завучи публично выражают

свое несогласие с той оценкой, которую они дают деятельности членов

коллектива.

 

7. Завучи чаще всего вступают в конфликт с директором из-за его

бестактности проявленной при учителях и не желанием поддержать их

требования и решения.

 

8. Иногда взаимоотношения директоров и завучей усложняются из-за

семейственности в работе: например - когда жена-директор начинает

руководить мужем-завучем.

 

3.5 Трудности управления педагогическим коллективом.

 

Под трудностью мы понимаем то напряжение, которое испытывают субъекты

деятельности при решении определенной задачи.

 

Наиболее трудными для решения являются социально-психологические задачи.

 

Директорам школ труднее всего дается:

 

. Обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей.

 

. Решение задач формирования общественного мнения в педагогическом

коллективе.

 

. Критическое отношение учителей к недостаткам друг друга.

 

. Воспитание у них потребности работать творчески, постоянно совершенствуя

сво



Информация о работе Психологическая перестройка "трудного" учителя