Психологическая коррекция неблагополучного жизненного сценария

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Цель программы:
помочь клиенту избавиться от комплексов, дать понятие психологических закономерностей, сформировать (или скорректировать) жизненный сценарий, научиться понимать свое поведение и окружающих, строить конструктивные межличностные отношения.
Задачи решаются через:
1. Динамический психоанализ с осознанием поверхностных комплексов.
2. Знакомство с законами психологии.
3. Обучение методикам работы с комплексами.
4. Осознание подсознательной программы жизни (судьбы) и обучение техникам перепрограммирования.
5. Рефреминг по замене наиболее стойких, особенно неприятных для пациента способов реагирования или состояния на максимально приемлемые для личности (если пациент посчитает это абсолютно необходимым, по завершению основной работы).

Работа содержит 1 файл

Доклад Методы социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

-  Формирование  общественно-активной личности, способной  реализовать себя в социуме.

     При комплектовании группы учитывались  принципы:

    • добровольности,
    • регулярности проводимых занятий,
    • конфиденциальности,
    • гуманности.

    В состав группы нельзя включать «взрывных» клиентов, которые в острой ситуации могут оказать физическое воздействие на других участников тренинга, состав группы должен быть разнороден по совершенным преступлениям, по индивидуально-психологическим особенностям, так как людям с эмоционально-экспрессивным стилем общения могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального (сдержанного) склада, и наоборот. Оптимальная численность тренинговой группы для бывших осужденных должна быть 7–9 человек. Для того, чтобы разнообразить группу можно пригласить для участия в тренингах женщин (сотрудников центра реабилитации, знакомых женщин, подруг бывших заключенных).

     Программа рассчитана на 10 занятий по 3 часа, проводимых 2 раза в неделю. 

План  занятий социально - психологических  тренингов включал:

     1) разминку из психотехнических  упражнений;

     2) игровые техники; 

     3) упражнения из телесно-ориентированной  терапии Лоуэна и др.;

     4) обсуждение тем, предложенных психологом; ролевые игры; техники НЛП;

     5) танцедвигательную терапию или  аутотренинг (чередуются через  занятие);

     6) рефлексию.   
 

ФОТО  С ТРЕНИНГА 
 
 

     Анализ  эффективности данной трениновой программы. 

      Рассмотрев  причины возникновения девиантного поведения и факторы, влияющие на его проявление  можно сделать выводы о том, что ключевую роль в его возникновении играют индивидуальные особенности личности и влияние окружающей среды. Практически у всех освобожденных были выявлены различные акцентуации характера, которые затрудняют процесс социально-психологической адаптации.

      Для изучения индививидуальных особенностей личности были использованы следующие  психодиагностические методики: опросники  Леонгарда-Шмишека, MMPI, тесты Люшера, «Несуществующее животное». Психодиагностическое обследование данных лиц было проведено с каждым индивидуально (при чем психолог присутствовал в процессе всего обследования и сам зачитывал вопросы по тестам).  В процессе работы психологом в «Центре социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы» исследователем было замечено, что психодиагностическое обследование данных лиц, проведенное с каждым индивидуально, всегда достоверно,  и наблюдается значительная корреляция между данными различных методик. Нехватка внимания  и общения за пределами обычного круга бывших осужденных, часто нежелание окружающих общаться с данной категорией людей, в ситуации психодиагностического тестирования, проведенного таким образом, сразу располагает клиента к психологу. Психолог, самостоятельно собирая биографические данные о клиенте в беседе с ним, подробно расспрашивая о семье, учебе в школе, может предположить об определенных чертах характера. Клиент чувствует по отношению к себе неподдельный интерес, получает возможность выговориться, поделиться наболевшими проблемами, даже страхами и беспокойством. Кроме того, психолог перед началом психодиагностического обследования акцентирует внимание клиента на том, что результаты психодиагностики будут представлены клиенту сразу после обработки, и данная процедура проводится для того, чтобы дать клиенту в последующем необходимые рекомендации, что, как правило, тоже вызывает у клиента интерес. Таким образом, в данной ситуации психодиагностическое обследование выступает не только как средство психологической диагностики, но и как психокоррекционное мероприятие. Кроме того, первый контакт психолога с лицами делинквентного поведения, расположивший клиента к себе, значительно облегчает дальнейшую работу. Клиент, как правило, сам приходит к психологу, чтобы узнать о результатах психодиагностического обследования, и заинтересован в получении этой информации. Психолог, пользуясь этим интересом, может изложить клиенту свою точку зрения о проблемах клиента и предложить ему психокоррекционные мероприятия. Поэтому, психологам, работающим с лицами девиантного поведения, рекомендуется проводить психодиагностическое обследование с каждым клиентом индивидуально.

      На  основе анализа полученных результатов было сформировано две  группы (экспериментальная и контрольная), испытуемые в которых обладали определенными социальными характеристиками: чаще незаконченное среднее образование, сироты или дети из неблагополучных семей. В обе группы входили освобожденные, как совершившие преступления случайно, так и «злостные», которые создают вокруг себя климат антиобщественных установок.   В экспериментальную группу, были набраны освобожденные, согласившиеся на проведение психокоррекционных мероприятий. В контрольную группу - освобожденные, которые отказались от участия в психокоррекционных мероприятиях . Все они проживали в общежитии при АФЦА.

      В ходе психодиагностического обследования у лиц с делинквентным поведением были выявлены различные акцентуации  характера. В выборке испытуемых это акцентуации характера по гипертимному типу – 35%, по эпилептоидному типу – 30%, по экзальтированному типу – 15%,  по возбудимому типу – 10%, по сензитивному типу – 10%, также наблюдались черты демонстративности, которые наложились на уже  выделенные акцентуации характера у 10% испытуемых.

     После анализа результатов психодиагностического  обследования и составления психологического портрета, проводилась психологическая  консультация по результатам обследования. Лицам с делинквентным поведением, у которых выявлены черты акцентуации по возбудимому, шизоидному сензитивному типу, а также особый характер проблем, рекомендована индивидуальная работа с психологом. Остальным испытуемым из экспериментальной группы с акцентуациями характера по гипертимному, эпилептолидному, демонстративному и экзальтированному типу было предложено участие в социально-психологических тренингах.

     Задачами  социально-психологического тренинга в подготовке бывших осужденных к  жизни на свободе являлось решение  вышеизложенных психологических проблем.

     Хочется особо отметить следующее наблюдение. Сначала было очень тяжело замотивировать клиентов на участие в социально-психологических тренингах. Для них это было необычно. Кроме того, было значимо мнение окружающих людей (слышались насмешки, шутки) из их круга общения. Психологу приходилось пользоваться различными уловками, чтобы вынудить посещать СПТ. Были и те клиенты, которые соглашались посещать тренинги добровольно. После посещения участниками нескольких занятий, был заметен появившийся у них интерес: на тренинги стали приходить вовремя без опозданий, самостоятельно (не ждали приглашения как раньше), на занятиях стали вести себя активно, не отказываясь принимать участие в различных упражнениях и играх, какими бы нелепыми они им не казались. На заключительном занятии участниками группы было высказано пожелание продолжать групповую работу. Также было отмечено, что участники социально-психологического тренинга, злоупотреблявшие алкоголем, за время проведения занятий ни разу не употребляли алкогольные напитки и не испытывали тягу к алкоголю. Даже по прошествии одного-двух месяцев после окончания занятий, они отмечали, что не чувствуют тягу к алкоголю и не употребляют его.

      Таким образом, можно сделать  вывод, что изначально нужно ввести обязательное посещение психокоррекционных мероприятий психолога лицами, освобожденными из мест лишения свободы, так как люди данной категории не всегда и не сразу могут понять необходимость для них такой помощи.

      После проведенных  психокоррекционных мероприятий  в экспериментальной группе, был  проведен контрольный эксперимент, который показал, насколько они эффективны. Проанализировав полученные результаты, увидели, что в контрольной группе психологическое состояние лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за два месяца практически не изменилось, а по некоторым показателям ухудшилось: повысились тревожность, ригидность, импульсивность. Люди столкнулись с множеством проблем на свободе и оказались не в состоянии самостоятельно с ними справиться. Они не всегда понимают, что здесь нужна помощь специалиста.

     В экспериментальной группе, после  проведенных психологом занятий  были изменены следующие показатели: снизились тревожность, возбудимость, импульсивность, ригидность; повысились общий фон настроения, активность,  улучшились адаптационные свойства, вырос коммуникативный потенциал, стабилизировалась работоспособность. В экспериментальной группе, с которой проводились занятия, произошли количественные и качественные изменения: у 100% участников психокоррекционных мероприятий показатели по многим шкалам снизились с высоких значений до средних, а кое-где и до пределов нормы (сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показан в приложении). Также положительная динамика подтверждается  наблюдением исследователя и сотрудников АФЦА: участники экспериментальной группы чаще стали обращаться с вопросами, стали способны к доверительному общению с психологом, повысился интерес к занятиям, к общению с новыми людьми. Сами участники психокоррекционных мероприятий отметили, что стали более свободными, раскрепощенными, жизнерадостными, появился интерес к общению за пределами своего обычного круга. Но у них отмечаются еще некоторые трудности в общении, что говорит о необходимости продолжения психокоррекционной работы.  

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Испытуемый Возраст Образование Состав  родительской семьи Число судимостей Употребление

алкоголя, нарк. средств до судимости

№ 1 43 года Среднее профес. Полная семья 2 Злоупотребл. алкоголем
№ 2 33 года 8 кл. Неблагоп. семья 4 Злоупотребл. алкоголем
№ 3 59 лет Среднее профес. Полная семья 2 Не употреблял
№ 4 31 год 11 кл. Родители разведены 1 Злоупотребл. алкоголем
№ 5 48 лет 10 кл. Сирота, восп.в  дет.доме 5 Злоупотребл. алкоголем 
№ 6 37 лет Среднее профес. Неблагоп. Семья 1 Употреблял  наркотики
№ 7 50 лет 8 кл. Полная семья 7 Злоупотребл. алкоголем
№ 8 25 лет 10 кл. Сирота, восп.в  дет.доме 3 Злоупотребл. алкоголем
№ 9 42 года 8 кл. Неблагоп. Семья 2 Злоупотребл. алкоголем
№ 10 20 лет  8 кл. Сирота, восп.в  дет.доме 1 Злоупотребл. алкоголем


Информация о работе Психологическая коррекция неблагополучного жизненного сценария