Психологическая коррекция неблагополучного жизненного сценария

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Цель программы:
помочь клиенту избавиться от комплексов, дать понятие психологических закономерностей, сформировать (или скорректировать) жизненный сценарий, научиться понимать свое поведение и окружающих, строить конструктивные межличностные отношения.
Задачи решаются через:
1. Динамический психоанализ с осознанием поверхностных комплексов.
2. Знакомство с законами психологии.
3. Обучение методикам работы с комплексами.
4. Осознание подсознательной программы жизни (судьбы) и обучение техникам перепрограммирования.
5. Рефреминг по замене наиболее стойких, особенно неприятных для пациента способов реагирования или состояния на максимально приемлемые для личности (если пациент посчитает это абсолютно необходимым, по завершению основной работы).

Работа содержит 1 файл

Доклад Методы социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Доклад  к презентации  пол освобожденным

     Пояснительная записка

     Актуальность  программы:

       Выбор настоящей темы исследования обусловлен с одной стороны её актуальностью  и практической значимостью, с другой стороны недостаточной теоретической  и методической разработанностью. В литературе не было найдено практически никаких рекомендаций по социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Данная программа была составлена опытным путем, под контролем повторных  психодиагностических обследований участников тренингов, отзывов самих участников и социальных специалистов.

     Психолог  сталкивается со следующими проблемами, возникающими у лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

      1.Освобождение  влечет за собой существенное  расширение  социальных ролей и функций, например, роль главы семьи со всеми обязанностями и заботами, общественные функции в трудовом коллективе после устройства на работу и т.д.

      2.Трудности  социальной адаптации освобождённых  объясняются также некоторыми  особенностями их психических состояний, которые особенно влияют на поведение этих лиц после выхода на свободу (подозрительность, недоверие, эмоциональное напряжение).

       3. Значительно и резко расширяются  рамки общения.  Восстановление  нормальных коммуникативных связей  является еще одним важным процессом адаптации освобожденных. К сожалению, поиск общения чаще всего ведется в знакомой среде бывших осужденных и криминальных лиц, где легче ориентироваться, получать информацию и находить сочувствие. Поэтому создание специальных учреждений, центров, занимающихся адаптацией лиц, отбывших наказание, может решить эту задачу.

      4. Профессиональная адаптация состоит  из множества компонентов: поиск  работы, выбор профессии, проблема  производственной адаптации, степень  удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.

     5. Восстановление нормальных семейных  отношений также является важным  фактором успеха социальной адаптации.  Если же учесть, что до заключения  семейные отношения были напряженными, а порой конфликтными, то нетрудно предположить, что эти условия реадаптации вряд ли будут благоприятными.  

     Очень часто приходится слышать от освобожденных  о том, что на свободе им очень  трудно приспособиться. Им намного  проще совершить новое преступление и попасть в исправительное учреждение, где их обувают, одевают, кормят, все за них решают и все роли им знакомы, чем прикладывать огромные усилия и приспосабливаться к жизни на свободе.

             Проблема социально-психологической  адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, - одна из основных в борьбе с преступностью – находится на стыке криминологии, психологии права, социологии и социальной психологии.

     Около 35% лиц, освобожденных из мест лишения  свободы, нуждаются в специальной  психологической или психиатрической  помощи, даже тем остальным, кто входит в 65%, понадобилось, как показали специальные исследования, 5-7 лет, чтобы их психика восстановилась.  
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  программа  
«Психологическая коррекция неблагополучного жизненного сценария»

     Дело  в том, что большая часть лиц, освободившихся из мест лишения свободы – это воспитанники детских домов, школ–интернатов, дети из неблагополучных семей, где процветало пьянство родителей, а дети росли без надзора, голодные, раздетые. Очень часто из-за неорганизованности, неусидчивости, недисциплинированности и выраженной индивидуалистичности у них портились отношения с преподавателями, в классе среди сверстников они становились или изгоями или лидерами определенных группировок, с10-12 лет теряли интерес к школе и все свободное время проводили на улице. Затем начинали употреблять алкоголь или наркотики, на развлечения нужны были средства, так и появлялись первые судимости. Таким образом, у них формировался патологический сценарий жизни, за рамки которого эти люди не могли выбраться, так как другой жизненной практики у них не было. За образовавшийся патологический круг наши клиенты выбраться не могли, так как не было необходимой информации. Поэтому, после отбывания наказания, многие не пробыв на свободе и года, снова получали судимость, и так бывало неоднократно.

     У этих людей накоплено очень много  обид еще с детства: на родителей, школу, общество. Кроме того, воспитанники детских домов, школ-интернатов вообще не имеют  жизненного и семейного  «сценария», они просто не знают, как нужно жить в семье. Как правило, такие клиенты даже не хотят думать о будущем, живут «одним днем» и не видят особого смысла в жизни, то есть живут бесцельно. Многие приходили на индивидуальную консультацию с просьбой научить строить межличностные отношения, помочь разобраться в отношениях «мужчина и женщина», некоторые клиенты вели себя как капризные дети, а потом протестовали и жаловались психологу, что их начинают «опекать и наказывать» (вот где место транзакционному анализу!).

      
Цель  программы:

       помочь клиенту избавиться от комплексов, дать понятие психологических закономерностей, сформировать (или скорректировать)  жизненный сценарий, научиться понимать свое поведение и окружающих, строить конструктивные межличностные отношения.

     Задачи  решаются через:                              

          1. Динамический психоанализ с  осознанием поверхностных комплексов.

          2. Знакомство с  законами психологии.

          3. Обучение методикам работы с  комплексами.

          4. Осознание подсознательной программы  жизни  (судьбы)  и обучение техникам перепрограммирования.       

          5. Рефреминг по замене наиболее  стойких, особенно неприятных  для  пациента способов реагирования  или состояния на максимально  приемлемые для личности (если  пациент посчитает это абсолютно  необходимым, по завершению основной работы). 

     Курс  индивидуальной психотерапии занимает от 10 до 15 часов в общей сложности, в зависимости от объёма проблем  и возможностей усвоения. То есть всего  необходимо 3-6 сеансов, по 1-3 часа с перерывом  в 1-3 дня ( для выполнения домашнего задания). Курс в полном объёме может быть проведён за 1-1,5 недели. Отмечается, что работа идёт на сознательном уровне, без глубоких трансов и внушений.  

     Краткое описание программы  

     1 сеанс

     Пациенту  объясняются принципы, на которых  строятся  взаимоотношения  с врачом,  необходимые для более успешного и полного усвоения информации и психотерапевтических техник. Вводится понятие психологических закономерностей и бессознательного. Затем клиента просят рассказать о своих проблемах, после этого задают дополнительные вопросы, которые помогают вскрыть поверхностные комплексы.

     2 сеанс     

       Клиенту дается понимание трансактного  анализа, тройственности личности.  Далее даются характеристики  каждой  части личности  подробно,с  примерами, где и какая  часть личности  чаще и легче проявляется . 

               3 сеанс          

     Клиенту объясняются основные законы общения  и то, как они действуют. Даются пять аксиом НЛП, объясняющие закономерности взаимоотношения между людьми. Объясняется важность знания каналов восприятия и искажения полученной и передаваемой информации.

                

                4 сеанс

     Вводится  понятие комплексов положительных  и отрицательных. Клиенту объясняется, что человек в течение жизни  интуитивно пытается самостоятельно избавиться от комплексов различными способами: «синдром попутчика», «эффект прививки», «клин клином вышибают», «месть», «отреагировагние через воспоминания». Но для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний навсегда нужны годы, и не всегда это получается. Клиенту дается техника НЛП по избавлению от комплексов и неприятных переживаний. Затем клиенту дают задание: проработать все неприятные воспоминания с самого младшего возраста и до сегодняшнего дня по этой технике.  
 

          6 сеанс 

           С клиентом обсуждаются  различные толкования понятия судьбы: с точки зрения философии, религии, эзотерики уфологии и др. Затем дается понимание судьбы с точки зрения психологии: значение темперамента, наследственности, генетических задатков, различных возрастных фаз и отношений с родителями. Клиенту говорится о мощнейшей функции нашего мозга – работе воображения и предлагается техника НЛП по осознанию жизненной программы. Затем по желанию клиента дается техника перепрограммирования жизненной программы (линии судьбы), где все неприятные и негативные события меняются на положительные для клиента. После этого клиент работает самостоятельно в течение 3 – 4 недель. Заметные перемены наступают через 3 – 6 месяцев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Программа тренингов социально-психологической  адаптации

     для лиц, освобожденных из мест лишения свободы

     (может использоваться для социально-психологической адаптации подростков, склонных к девиантному поведению)  

     У лиц, освобожденных из мест лишения  свободы,  наблюдается выраженное чувство беспокойства, повышенной тревожности, состояние стресса и эмоционального напряжения. При формировании программы учитывалось, что лицам с гипертимным и экзальтированным типом характера очень сложно длительное время заниматься однообразной деятельностью. Поэтому занятия социально-психологических тренингов были построены так, чтобы на каждом занятии было что-то новое и интересное, чтобы было много подвижных игровых техник, элементы танцедвигательной психотерапии, постоянная смена деятельности.

     Учитывая  отягощенный анамнез: злоупотребление  алкоголем до судимости, у лиц, освобожденных из мест лишения свободы, высок риск алкоголизации, поэтому в содержание тренинговых занятий были включены профилактические упражнения. После проведенного опроса выяснилось, что алкоголь употребляется лицами данной категории в основном в следующих целях: 1) снятие эмоционального и физического напряжения; 2) снижение застенчивости и неуверенности в себе при знакомстве с женщиной и общении за пределами своего круга; 3) забыть хоть на какое-то время о проблемах и повысить настроение. Таким образом, перед психологом встали следующие задачи: для профилактики алкоголизма научить лиц с делинквентным поведением снимать эмоциональное и физическое напряжение, свободно общаться (развивать коммуникативные навыки), научиться чувствовать себя счастливыми и получать радость от жизни без алкогольных стимуляторов. Для этого в план социально-психологических тренингов были включены игровые техники, элементы из телесно-ориентированной терапии.  
 

    Цель  программы: оказание психологической  помощи людям, склонным к делинкветному поведению в приобретении позитивного социального опыта через развитие  навыков конструктивного общения, саморегуляции эмоционального состояния и  формирования мотивации к самопознанию.

    Задачи  программы:

-  Создание  благоприятной психологической обстановки, установление эмоционального контакта.

- Развитие  коммуникативных навыков, необходимых  при расширении социальных     ролей.

- Профилактика  алкоголизма, наркомании.

- Обучение  навыкам саморегуляции эмоционального  состояния  социально приемлемыми способами.

- Снижение  тревожности и эмоционального  напряжения, связанного с постоянным  контролем за своим поведением.

- Формирование (или коррекция) жизненного сценария, смыслообразование дальнейшей жизни. 

- Расширение  положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных видах деятельности, пополнение опыта работы и общение в группе, коллективе, социуме.

- Развитие  навыков рефлексивного подхода  к результатам действий.

- Формирование  жизненно важной потребности  любить и ценить свое «Я» (повышение самоприятия) и воспитание уважения к множественным проявлениям других личностей.

Информация о работе Психологическая коррекция неблагополучного жизненного сценария