Психологическая компетентность выпускника ВУЗа в будущей профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Роль и значение психических познавательных процессов в профессиональной деятельности
Вопрос 2. Типы «трудных» конфликтных сотрудников в профессиональной сфере деятельностиЛитература:

Работа содержит 1 файл

Кср психология №2.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Кроме названных, есть и другие типы, требующие специфического подхода к ним. При всем различии этих подходов к трудным в общении  людям, все они построены на следующих  основных принципах:

1) когда вы  сталкиваетесь с трудным в общении человеком, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения;

2) осознайте,  что человек труден в общении,  и определите, к какому типу  людей он относится; 

3) не попадите  под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения: сохраняйте спокойствие и нейтралитет;

4) если вы  не хотите уклониться от общения  с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его "трудности";

5) постарайтесь  найти способ удовлетворения  его скрытых интересов и нужд;

6) используйте  совместный подход к разрешению конфликтов, который начинает вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу.

Профилактика  конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играющие особую роль в генерировании конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера. Их иногда называют конфликтными личностями. Среди них встречаются и такие, за которыми по всей их жизни тянется шлейф разнообразных конфликтных историй, что создает им устойчивую репутацию "специалистов по порче отношений". Такие люди играют роль своего рода ферментов, многократно ускоряющих процесс развития конфликтной ситуации в негативном направлении.

Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются  следующие разновидности конфликтных  личностей:

1. Конфликтная  личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2. Конфликтная  личность неуправляемого типа. Это  человек импульсивный, недостаточно  себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.

3. Целенаправленно  конфликтный тип личности. Рассматривает  конфликт как средство достижения  собственных целей. Часто выступает  активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Решение проблемы конфликтных личностей является одной из сложных задач, возникающих  перед руководителем. Конечно, может  показаться, что проще всего ее решить, избавившись от личностей подобного рода. Но на практике это далеко не всегда оказывается возможным, в силу тех причин, о которых речь шла выше. Поэтому наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных воздействий со стороны конфликтных личностей является формирование в организации устойчивого нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным тенденциям. 
 

Литература: 

1. Балин.Л.К. Психология  человека. М.: Издательство "Мир", 2005 год

2. Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год

3. Коломейцев С.Г.  Основы психологии. М.: 2006 год

Информация о работе Психологическая компетентность выпускника ВУЗа в будущей профессии