Психологическая компетентность выпускника ВУЗа в будущей профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Роль и значение психических познавательных процессов в профессиональной деятельности
Вопрос 2. Типы «трудных» конфликтных сотрудников в профессиональной сфере деятельностиЛитература:

Работа содержит 1 файл

Кср психология №2.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Индукция - это  такой метод мышления, при котором  выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. При дедуктивном мышлении мысль движется в обратном направлений - от общего к частному.

Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда  вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.

В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления: наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и абстрактное.

Наглядно-действенное  мышление функционирует на основе восприятия реальных предметов, обращения с  ними. Этот вид мышления "вплетен" в деятельность, неотделим от нее. Те у кого он более развит, лучше понимают учебный материал, когда он излагается по ходу практических упражнений с реальными предметами.

Образное мышление - протекает на основе представлений, наглядных образов, демонстрации реальных объектов. Люди с более развитым образным мышлением лучше усваивают мысль, переведенную в наглядные образы. Словесно-логическое мышление функционирует преимущественно на основе речевых и логических эквивалентов действительности. Яркий рассказ, описывающий обстоятельства или факты, передающий во всей тонкости развитие событий или процессов, поднимающиеся над действительностью обобщения несут в себе очень большую информационную нагрузку, превосходящую непосредственные впечатления.

Абстрактное мышление осуществляется на основе понятий. Оно обладает самой высокой проникающей в суть действительности возможностью. 

6. Память и речь 

Память имеет  большое общественное и личное значение. Благодаря памяти, накапливается, сохраняется  и передается подрастающим поколениям общественный опыт, закрепленный в знаниях, навыках и умениях.

Память - слагаемое  интеллектуального потенциала, от которого во многом зависит социально-экономическое  развитие страны. Историческая память - необходимый атрибут человека - патриота своей Родины. В личном плане развитая память является важнейшей психологической предпосылкой успешного овладения знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.

Что же такое  память как психический познавательный процесс?

Память - это  запоминание, сохранение и воспроизведение  человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.

Основными процессами памяти, как это видно из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание может быть механическим как результат многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них выделяется и формулируется главная мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение изученного материала предполагает дальнейшую его доработку, повторение и практическое применение. Без этого активно  будет протекать обратный процесс - забывание. Оно начинается сразу  же после восприятия учебного материала и идет все быстрее: так, на пятые сутки в памяти остается только 25% изученного.

Воспроизведение - третий процесс памяти. Оно бывает двух видов: узнавание, которое не может  быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный материал мысленно воспроизводится без использования каких-либо источников.

Различают следующие  виды памяти: а) образная - память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная - память на движения; в) эмоциональная - память на переживания; г) словесно-логическая - память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.

В зависимости  от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Качествами памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения  и готовность к воспроизведению  в нужный момент.

Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь - это процесс общения людей с помощью языка. Она тесно связана с мышлением, ибо является процессом обмена мыслями между людьми. Слово выступает компонентом речи, а как носитель понятия является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.

Речь может  быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая  выраженность, полнота, развернутый  характер, структурная сложность.

Устная речь выступает в виде монолога или диалога. Монолог - речь одного лица, диалог - двух лиц и более. Эффективность диалога во многом зависит от культуры речи собеседников. 

Вопрос 54. Типы «трудных» конфликтных сотрудников в профессиональной сфере деятельности 

Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

В своей работе "Общение с трудными людьми" Роберт М. Брэмсон выделил целый  ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.

1) "Агрессивисты" - они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают. 

2) "Жалобщики" - у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) "Молчуны" - спокойны и немногословны; никто  не знает, что в действительности  они думают об окружающих или  чего хотят. 

4) "Сверхпокладистые" - они согласятся с вами по  любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.

5) "Вечные  пессимисты" - всегда предсказывают  неудачу в деле и стараются  сказать "нет", поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) "Всезнайки" - считают себя выше других, ибо  полагают, что знают истину в  последней инстанции и все  на свете. При этом они к  тому же хотят, чтобы об этом "превосходстве" знали и  другие. Они могут действовать как "бульдозер", расталкивающий всех на своем пути со своими "знаниями". Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Американский  конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет  к этому перечню трудных в  общении людей еще целый ряд типов:

1) "максималисты" - хотят чего-то прямо сейчас, даже  если в этом нет необходимости; 

2) "скрытные" - держат все в себе, не говорят  о своих обидах, а потом внезапно  набрасываются на вас, когда  вы считаете, что все идет прекрасно;

3) "невинные  лгуны" - заметают следы ложью  или серией обманов, так что  вы перестаете понимать, во что  верить, а во что - нет; 

4) "ложные  альтруисты" - якобы делают вам  добро, но в глубине души  сожалеют об этом. Вы можете  почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

Встречаются "игроки" различных типов, например, такие  люди, которые говорят и поступают  в стиле "да, но…", описанные  Эриком Берном в его книге "Игры, в которые играют люди". Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.

Как вести себя с трудными людьми различных типов. Вот какие рекомендации дает по этому  поводу конфликтолог Дж. Г. Скотт.

Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять  гибкость, применять к конкретному  человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нужды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложившейся ситуации

1. Тип "паровой  каток". Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку "выпустить пар".

2. Тип "скрытый  агрессор ("снайпер"). Человек,  относящийся к этому типу трудных  людей, старается причинять людям  неприятности с помощью закулисных  махинаций, колкостей и других  скрытых проявлений агрессии.

Если вы решили, что уклониться или терпеть такого человека - это не для вас, то наилучший способ - выявить конкретный факт причинения зла, а затем скрытые причины. Дайте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь наподобие: "Чего вы добиваетесь этим?". Если он начнет отрицать факты, приведите доказательства.

3. Тип "разгневанный  ребенок" ("взрывной человек"). Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не уклоняться от него совсем), - дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. Надо убедить человека в том, что вы слушаете его. Необходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его.

4. Тип "жалобщик". Он часто охвачен некоторой  идеей и обвиняет других (кого-то  конкретно или весь мир в  целом) во всех грехах.

Сначала выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы обычно возникают на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выслушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости и предоставляете возможность выразить свои чувства. Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это иными словами. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему.

5. Тип "молчун" ("тихоня"). Ключ к разрешению  конфликта, если только вы не  хотите уклониться от него,- преодоление  замкнутости человека. Вы можете  иметь некоторые предположения на счет ее причин (например, этот человек расстроен чем-то, но не хочет признаваться вам в этом), но исходить из них - это не лучший вариант. Если вы ошибетесь, то это может только усложнить ситуацию.

Для того чтобы  вскрыть суть проблемы, вам следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами "да" или "нет" либо просто кивком головы. Если вы не хотите получить односложные ответы, то задавайте следующие вопросы: "Что вы думаете по этому поводу?" или "Что послужило причиной вашей замкнутости?" При этом, если у вас есть некоторые предположения, а человек не собирается давать вам информацию, вы можете поделиться ими, чтобы узнать, правильны ли они (например: "Мне кажется, вы избегаете моего общества, так как полагаете, что я уделял вам недостаточное внимание на прошлой вечеринке"). Перебирайте возможные причины или побуждайте человека к разговору. В то же время сохраняйте чувство меры. Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь договориться о новой встрече.

6. Тип "сверхпокладистый". Такие люди могут казаться  приятными во всех отношениях, но время от времени они создают проблемы: вдруг соглашаются сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находят причину для отказа. Если вы считаете необходимым продолжать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что вы хотите знать, что в действительности думает этот человек, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии выполнить. Сделайте акцент на том, что вас беспокоит не то, согласится он с вами или нет, а его непоследовательность.

Информация о работе Психологическая компетентность выпускника ВУЗа в будущей профессии