Психологическая характеристика процесса самосовершенстовования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Цель работы: На основе анализа условий творческого развития студенческой молодежи, определить способы совершенствования процесса формирования творческой активности личности в вузе.
Задачи исследования:
- определить теоретически-методические пути анализа творческой активности личности;
- выявить сущность и содержание творческой активности личности студента;
- рассмотреть роль творческой активности личности в процессах социализации и самореализации в вузе;
- выяснить место ориентации на творческое саморазвитие и на приобретение навыков творческой деятельности в системе ценностей современной студенческой молодежи;
- дать характеристику конкретных развивающих сред и определить критерии их оценки в условиях вуза;
- раскрыть влияние социальной адаптации на уровень творческой активности личности в условиях учебной деятельности;
- разработать методические рекомендации по развитию творческой активности студентов в системе высшего образования.

Содержание

Введение
1.1. Творческая активность как сущностная характеристика личности..
1.2. Творческий потенциал как источник творческой активности.
1.3. Особенности формирования творческой активности в процессе социализации и самореализации личности в системе высшего образования.
Глава 2.Факторы развития творческой активности студентов.
2.1 Влияние учебного процесса на формирование и проявление творческой активности личности.
2.2. Формирование потребностно-мотивационной сферы студентов как фактор развития творческой активности.;
2.3. Социальная среда как условие развития творческой активности будущих специалистов.

Работа содержит 1 файл

психология реферат.docx

— 21.37 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Украины

Высшее учебное заведение

«Донецкий Национальный Технический  Университет»

 

 

 

 

 

 

Тема: «Психологическая характеристика процесса самосовершенстовования»

 

 

 

Работу выполнил                                    Студент I курса

Группы: МТБ 12

Прокофьева Та

 

Работу принял                                        доцент кафедры социологии и политологии

Ломова Т.А.

Донецк 2012

 

Содержание

Введение

1.1. Творческая активность  как сущностная характеристика  личности..

1.2. Творческий потенциал  как источник творческой активности.

1.3. Особенности формирования  творческой активности в процессе  социализации и самореализации  личности в системе высшего  образования. 

Глава 2.Факторы развития творческой активности студентов.

2.1 Влияние учебного процесса  на формирование и проявление  творческой активности личности.

2.2. Формирование потребностно-мотивационной сферы студентов как фактор развития творческой активности.;

2.3. Социальная среда как  условие развития творческой  активности будущих специалистов.

Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью общества в людях, обладавших личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческих способностей. Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности и роли творчества в этом процессе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование творческой активности в процессе формирования личности социумам, ее социализации, а также проявления творческой активности в процессах самореализации. Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом, творческой активностью и процессом творчеством - с одной стороны, и взаимоотношений, складывающихся между социально-культурной системой и личностью, - с другой, способствует пониманию творческой сущности человека, его преобразовательной, инновационной деятельности.

Формирование творческой активности личности осуществляется в процессе социализации. Социально-культурная среда, общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность, в то же время значимее для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности целенаправленно и свободно выбрать цели и средства деятельности. Импульс преобразования, внутренняя активность личности воплощается в творчестве человека.

Очевидно, что на процесс  формирования личности и ее творческой активности оказывают воздействие различные факторы социально-культурной систем, среди которых важнейшее место принадлежит системе образования. В связи с этим необходимо углубленное изучение процесса формирования творческой активности в системе образования. Особенно это относится к системе Высшего образования, поскольку здесь человек находится в условиях не просто обучения - подготовки к профессиональному высококвалифицированному трупу, но также идет интенсивное становление его как творческой личности, имеющей свою собственную гражданскую позицию.

В современных исследованиях  студент не всегда рассматривается  как творческая личность, как целостный  субъект деятельности, в аспекте  стремления к реализации своих сущностных сил, потребности в их саморазвитии, не всегда исследуются противоречия между потребностями в развитии творческих способностей студента и реальными условиями система Высшего образования. Проводя анализ творческой деятельности личности, нельзя оставить без внимания условия обучающей среды, влияющее на развитие личности. В круг важнейших аспектов научного анализа творческой активности личности студента входят вопросы, связанных с исследованием разных уровней, критериев этой активности, а также вопросы, связанные с адаптацией и самореализацией личности студента в условиях высшего образования.

Изучение развития творческой активности личности позволяет углубить знания о ряде феноменов творчества, раскрыть преобразовательные возможности личности, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению необходимых условий творческого развития личности студента.

Вывод Значительно меньше исследовались вопросы развития творческой активности личности студента в вузе: не выявлены полностью условия развития творческой активности в учебной деятельности; требуют еще исследования особенности проявления творческой активности; остаются во многом не исследованы противоречия между .объективной потребностью в развитии творческой активности личности и реальным уровнем ее развитости.

Цель  работы: На основе анализа условий творческого развития студенческой молодежи, определить способы совершенствования процесса формирования творческой активности личности в вузе.

Задачи исследования:

- определить теоретически-методические пути анализа творческой активности личности;

- выявить сущность и  содержание творческой активности  личности студента;

- рассмотреть роль творческой  активности личности в процессах  социализации и самореализации  в вузе;

- выяснить место ориентации  на творческое саморазвитие и  на приобретение навыков творческой  деятельности в системе ценностей  современной студенческой молодежи;

- дать характеристику  конкретных развивающих сред  и определить критерии их оценки  в условиях вуза;

- раскрыть влияние социальной  адаптации на уровень творческой  активности личности в условиях  учебной деятельности;

- разработать методические  рекомендации по развитию творческой  активности студентов в системе  высшего образования. 

На основании выделенных факторов выдвинуто предположение  о взаимосвязи уровня адаптации  и самореализации с процессом  развития творческой активности студента.

Исходя из сложности изучаемого явления, содержания его задач, использован  комплекс методов исследования: теоретический  анализ социологической, философской, психологической литературы, изучение и обобщение опыта совместной работы преподавателей, администрации  факультетов; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа) ; обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение. Социальные аспекты жизнедеятельности личности изучаются как системные явления. В исследовании в качестве методологической основы используется системный подход, которому посвящено большое количество научных работ В. Кузьмина, Н.Ф. Овчинникова, А.И. Уемова, Э.Г. В.А. Ядова и других. Он позволяет изучать сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты система. Используются идеи философии, антропологии о социальной сущности человека и его творческой самореализации;

-концепция целостности  личности - В.Г.Афанасьев, Е.А.Ануфриев, Л.П.Буева, И.С.Кон и другие;

- концепция творчества - Г. С. Батищев; 

- феноменологические теории о самоактуализации личности - А.Маслоу, К. Роджерс;

-теоретические исследования, раскрывающие социальную, творческую  активность личности и формы  ее проявления - Б. Г. Ананьев, Л. П. Баева, М. В. Демин, А. Б. Мицкевич, С. А. Шдвель и другие.

Вывод

Общие результаты теоретического и экспериментального исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Проблема развития творческой  активности студентов является  комплексной проблемой. Она состоит  из социологического, педагогического,  дидактического и других аспектов. Глубина и обстоятельность раскрытия  процессов каждого из указанных аспектов, связанных с раскрытием творческой активности личности, определяет формы, методы, пути и средства активизации творческой деятельности студентов в процессе их обучения.

2.В вузе необходима  организация социологической службы, которая организует процесс адаптации. Изучает студента в течение одного года (откуда пришел, какой он, как вписан в учебный процесс, как снять возникшие проблемы, затрудняющие развитие творческой активности, ориентировать, каким должно быть его поведение в стенах вуза, чтобы максимально реализовать свои способности, какие у него взаимоотношения с группой, преподавателями). Система работы такой службы возможна на механизме самоидентификации личности. Осуществив такой контроль, эта служба может передавать студента на следующий курс.

3.Результаты социально-педагогического эксперимента доказывают эффективность предложенных нам экспериментальных форм и методов обучения студентов художественно- графических факультетов на занятиях по черчению и социальной психологии. Результаты экспериментальной программы, методических рекомендаций, систем наглядных учебно- методических таблиц, форм, методов и приемов развития у студентов их творческой активности с учетом их индивидуальных особенностей подтверждают актуальность настоящего диссертационного исследования. Нам представляется, что особая ценность диссертационного исследования заключается в разработке научно - теоретических методов, приемов и способов активизации творческой деятельности студентов на занятиях.

 

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Список  литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. «Педагогика и психология»;
  2. Развитие творческой активности /Под ред. А.М. Матюшкина;
  3. Батищев Г.С. Творчество с собственно философской точки зрения. В сб. Научно-технический прогресс и творчество(1 Всесоюзная научно-практическая конференция)
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творчества.
  5. Гуревич П.С. Человек и его ценности
  6. Кравчук П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности.

Информация о работе Психологическая характеристика процесса самосовершенстовования