Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:30, доклад
Цель работы: На основе анализа условий творческого развития студенческой молодежи, определить способы совершенствования процесса формирования творческой активности личности в вузе.
Задачи исследования:
- определить теоретически-методические пути анализа творческой активности личности;
- выявить сущность и содержание творческой активности личности студента;
- рассмотреть роль творческой активности личности в процессах социализации и самореализации в вузе;
- выяснить место ориентации на творческое саморазвитие и на приобретение навыков творческой деятельности в системе ценностей современной студенческой молодежи;
- дать характеристику конкретных развивающих сред и определить критерии их оценки в условиях вуза;
- раскрыть влияние социальной адаптации на уровень творческой активности личности в условиях учебной деятельности;
- разработать методические рекомендации по развитию творческой активности студентов в системе высшего образования.
Введение
1.1. Творческая активность как сущностная характеристика личности..
1.2. Творческий потенциал как источник творческой активности.
1.3. Особенности формирования творческой активности в процессе социализации и самореализации личности в системе высшего образования.
Глава 2.Факторы развития творческой активности студентов.
2.1 Влияние учебного процесса на формирование и проявление творческой активности личности.
2.2. Формирование потребностно-мотивационной сферы студентов как фактор развития творческой активности.;
2.3. Социальная среда как условие развития творческой активности будущих специалистов.
Министерство образования и науки Украины
Высшее учебное заведение
«Донецкий Национальный Технический Университет»
Тема: «Психологическая характеристика процесса самосовершенстовования»
Работу выполнил
Группы: МТБ 12
Прокофьева Та
Работу принял
Ломова Т.А.
Донецк 2012
Содержание
Введение
1.1. Творческая активность как сущностная характеристика личности..
1.2. Творческий потенциал
как источник творческой
1.3. Особенности формирования
творческой активности в
Глава 2.Факторы развития творческой активности студентов.
2.1 Влияние учебного процесса
на формирование и проявление
творческой активности
2.2. Формирование потребностно-
2.3. Социальная среда как
условие развития творческой
активности будущих
Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью общества в людях, обладавших личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческих способностей. Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности и роли творчества в этом процессе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование творческой активности в процессе формирования личности социумам, ее социализации, а также проявления творческой активности в процессах самореализации. Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом, творческой активностью и процессом творчеством - с одной стороны, и взаимоотношений, складывающихся между социально-культурной системой и личностью, - с другой, способствует пониманию творческой сущности человека, его преобразовательной, инновационной деятельности.
Формирование творческой активности личности осуществляется в процессе социализации. Социально-культурная среда, общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность, в то же время значимее для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности целенаправленно и свободно выбрать цели и средства деятельности. Импульс преобразования, внутренняя активность личности воплощается в творчестве человека.
Очевидно, что на процесс формирования личности и ее творческой активности оказывают воздействие различные факторы социально-культурной систем, среди которых важнейшее место принадлежит системе образования. В связи с этим необходимо углубленное изучение процесса формирования творческой активности в системе образования. Особенно это относится к системе Высшего образования, поскольку здесь человек находится в условиях не просто обучения - подготовки к профессиональному высококвалифицированному трупу, но также идет интенсивное становление его как творческой личности, имеющей свою собственную гражданскую позицию.
В современных исследованиях студент не всегда рассматривается как творческая личность, как целостный субъект деятельности, в аспекте стремления к реализации своих сущностных сил, потребности в их саморазвитии, не всегда исследуются противоречия между потребностями в развитии творческих способностей студента и реальными условиями система Высшего образования. Проводя анализ творческой деятельности личности, нельзя оставить без внимания условия обучающей среды, влияющее на развитие личности. В круг важнейших аспектов научного анализа творческой активности личности студента входят вопросы, связанных с исследованием разных уровней, критериев этой активности, а также вопросы, связанные с адаптацией и самореализацией личности студента в условиях высшего образования.
Изучение развития творческой активности личности позволяет углубить знания о ряде феноменов творчества, раскрыть преобразовательные возможности личности, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению необходимых условий творческого развития личности студента.
Вывод Значительно меньше исследовались вопросы развития творческой активности личности студента в вузе: не выявлены полностью условия развития творческой активности в учебной деятельности; требуют еще исследования особенности проявления творческой активности; остаются во многом не исследованы противоречия между .объективной потребностью в развитии творческой активности личности и реальным уровнем ее развитости.
Цель работы: На основе анализа условий творческого развития студенческой молодежи, определить способы совершенствования процесса формирования творческой активности личности в вузе.
Задачи исследования:
- определить теоретически-
- выявить сущность и
содержание творческой
- рассмотреть роль творческой
активности личности в
- выяснить место ориентации
на творческое саморазвитие и
на приобретение навыков
- дать характеристику
конкретных развивающих сред
и определить критерии их
- раскрыть влияние социальной
адаптации на уровень
- разработать методические
рекомендации по развитию
На основании выделенных факторов выдвинуто предположение о взаимосвязи уровня адаптации и самореализации с процессом развития творческой активности студента.
Исходя из сложности изучаемого явления, содержания его задач, использован комплекс методов исследования: теоретический анализ социологической, философской, психологической литературы, изучение и обобщение опыта совместной работы преподавателей, администрации факультетов; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа) ; обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение. Социальные аспекты жизнедеятельности личности изучаются как системные явления. В исследовании в качестве методологической основы используется системный подход, которому посвящено большое количество научных работ В. Кузьмина, Н.Ф. Овчинникова, А.И. Уемова, Э.Г. В.А. Ядова и других. Он позволяет изучать сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты система. Используются идеи философии, антропологии о социальной сущности человека и его творческой самореализации;
-концепция целостности личности - В.Г.Афанасьев, Е.А.Ануфриев, Л.П.Буева, И.С.Кон и другие;
- концепция творчества - Г. С. Батищев;
- феноменологические теории о самоактуализации личности - А.Маслоу, К. Роджерс;
-теоретические исследования, раскрывающие социальную, творческую активность личности и формы ее проявления - Б. Г. Ананьев, Л. П. Баева, М. В. Демин, А. Б. Мицкевич, С. А. Шдвель и другие.
Вывод
Общие результаты теоретического и экспериментального исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Проблема развития творческой
активности студентов является
комплексной проблемой. Она
2.В вузе необходима организация социологической службы, которая организует процесс адаптации. Изучает студента в течение одного года (откуда пришел, какой он, как вписан в учебный процесс, как снять возникшие проблемы, затрудняющие развитие творческой активности, ориентировать, каким должно быть его поведение в стенах вуза, чтобы максимально реализовать свои способности, какие у него взаимоотношения с группой, преподавателями). Система работы такой службы возможна на механизме самоидентификации личности. Осуществив такой контроль, эта служба может передавать студента на следующий курс.
3.Результаты социально-
Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Список литературы:
Информация о работе Психологическая характеристика процесса самосовершенстовования