Психологическая характеристика конструктивного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы и является изучение психологической характеристики конструктивного конфликта

Содержание

Введение 3


Глава I Общая психологическая характеристика конструктивного и деструктивного клнфликта 5


1.1 Типы конфликтов 5


Глава II Психологическая характеристика конструктивного конфликта 7

2.1 Виды конструктивных функций конфликта 7

2.2 Общие конструктивные функции конфликта 7


2.3 Конструктивные функции конфликта на личностном уровне 9




2.4 Конструктивно управляемые социальные конфликты 10



Заключение 13


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Конфликтология.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Конфликт  может служить средством для  возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы. [10]

2.3 Конструктивные функции конфликта на личностном уровне

     Здесь происходит влияние конфликта и  на индивидуальные характеристики личности.

     Конфликт  может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудных критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят “друг познается в беде”. С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника.

       Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п.

       Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.

       Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.

     Конфликт  является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит.

     Конфликт  может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться.

     Конфликт  может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных  потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения. [9]

2.4 Конструктивно управляемые социальные конфликты

 

     Конфликты в поле взаимодействия психики двух личностей и более, объединенных в группу, слой общества, общество сколь угодно высокого уровня, являются внутренними социальными конфликтами соответствующей социальной структуры.

Конфликты в поле взаимодействия психики более двух личностей, объединенных в две и более группы, являются внешними социальными конфликтами между соответствующими социальными структурами.

     Конфликтное взаимодействие социальных структур - это конфликтное взаимодействие как между собственно социальными  структурами, так и между отдельными представителями этих социальных структур, когда участники общения взаимодействуют, воспринимая друг друга как членов разных социальных структур.

     Внутренние  и внешние социальные конфликты  являются отражением внутренних конфликтов личностей, принадлежащих социальным структурам.

Социальные  конфликты имеют проявленную  и латентную форму, чтобы конфликты  проявились, должны быть выполнены  определенные социальные условия, если условия не выполнены, конфликты  остаются латентными, не переставая существовать.

Социальный  конфликт является управляемым процессом, причем с высокой вероятностью того, что исход управляемого социального  конфликта будет иметь конструктивный характер, т.е. после окончания конфликта  отношения взаимодействующих сторон будут более совершенными.

     Социальные  конфликты являются естественной частью социальной жизни человека, они превращаются в проблему только в результате неконструктивного  управления ими или отсутствия управления. Общая стратегия и принципы управления социальным конфликтом определяют, будет ли исход конфликта конструктивным или деструктивным.

     Социальный  конфликт при условии конструктивного  управления им способствует сплочению  членов социальной структуры, в которой  этот конфликт происходит, или восстанавливает  внутреннее единство в ней, если оно было в определенной степени нарушено враждой или противоборством интересов групп членов данной социальной структуры. При этом следует иметь в виду, что конструктивное управление социальным конфликтом в некоторых случаях приводит к изменению самой социальной структуры.

     Тот или иной конструктивный результат  управления социальным конфликтом зависит  от характера вопросов, составляющих предмет конфликта, а также от типа социальной структуры, внутри которой  он протекает. Сами виды социальных конфликтов также зависят от типа социальной структуры, в которых они возникают. Одним социальным структурам свойственны одни конфликты, другим - другие.

     Конструктивно управляемые социальные конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат существующим основам социальных отношений, носят функционально позитивный характер, т.е. приводит к улучшению функционирования социальной структуры, содействуют изменению социальных норм и отношений в соответствии с потребностями групп членов данной социальной структуры.

Если  же конфликтующие стороны не разделяют  более ценностей, на которых базируется данная социальная структура, то конструктивно  управляемый социальный конфликт имеет  структурно позитивный характер, т.е. приводит к улучшению самой социальной структуры, возможно с разделением ее на несколько социальных структур.

     Различные социальные структуры имеют различные  коэффициенты конфликтоустойчивости. Завышенный коэффициент конфликтоустойчивости  мешает конструктивному управлению социальными конфликтами.

     В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной  ситуации, поскольку время от времени  в ней вспыхивает конкуренция  отдельных групп по поводу дефицитных ресурсов, власти и престижа. Различные  типы социальных структур отличаются друг от друга дозволенными способами выражения конфликтных ситуаций и уровнем терпимости в отношении их. Каждая социальная структура характеризуется свойственным ей уровнем связей между ее членами. Оптимальный уровень связей способствует самореализации личности, недостаточный и избыточный уровни связей мешают самореализации личности.

     Авторитарные  и тоталитарные типы социальных структур навязывают непомерно избыточный уровень  связей своим членам, максимально  препятствующий самореализации личности. Социальные структуры, отличающиеся избыточным уровнем внутренних связей, организованным, например, контролем частной жизни и умонастроений своих членов со стороны органов управления социальной структуры, имеют тенденцию к подавлению конфликтов, не позволяющую использовать их конструктивную функцию. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение, следует отметить, что  конструктивное разрешение конфликта, требует соблюдения нескольких условий:

  1. Первое условие - поиск близких или общих точек соприкосновения в системе интересов каждой из сторон. Обычно каждый участник конфликта отстаивает свою позицию, поэтому, кажется, что они несовместимы. Но когда начинается совместный поиск, то, ведя разговор, надо постараться найти точки их объединения. Найти их очень сложно, необходимо проанализировать интересы обеих сторон.
  2. Второе – объективный анализ проблемы, взгляд на нее со стороны.
  3. Третье – снижение негативных эмоций. Очень важно никогда не решать проблему в состоянии эмоционального возбуждения. Необходимо сначала успокоиться самому.
  4. Четвертое – снижение негативных эмоций другой стороны. Как это сделать? Если вы покажете, что вы спокойны, это уже снизит общее эмоциональное напряжение. Кроме того, нужно сказать о том, что вы готовы пойти на какие-то уступки, чтобы решить проблему. Если ваш оппонент увидит, что вы готовы проблему решать, это тоже снизит его негативные эмоции. Также можно высказать положительное мнение о своем оппоненте третьему лицу, человеку, который может передать ему ваши слова. Это тоже работает на конструктивное решение проблемы.
  5. И конечно надо учитывать статус другой стороны (возраста, пола, служебного положения). Никогда не следует решать проблему с человеком, находящимся под влиянием негативных эмоций. Нужно найти способ прекратить взаимодействие, т.к. эмоции не дают никаких шансов на конструктивное решение проблемы. Это не уход от конфликта, а всего лишь отодвигание его разрешения.

    На разрешение конфликта влияют несколько факторов:

     Первый  – это фактор времени. Чем меньше времени на разрешение конфликта, тем выше вероятность принятия силового решения и меньше надежд на конструктивное урегулирование. Второй – фактор своевременности, то есть, когда вы вошли в конфликт. Если конфликт короткий, то шансы на благоприятное разрешение выше, чем в случае, когда приобретает затяжной характер. Третий – фактор отношения. Если между сторонами до конфликта были хорошие, доверительные отношения, шансы на их примирение выше.

     Однако  далеко не во всех случаях можно  примирить конфликтующие стороны. В том случае, когда это сделать невозможно, необходимо уменьшить их взаимодействие. Обычно особенно трудно урегулировать конфликт между начальником и подчиненным. Как показывает опыт, в таких ситуациях начальник просто в силу своего статуса одерживает победу. 

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988
  2. В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». Минск - 1997г.
  3. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: 1998
  4. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2000
  5. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону: 1999
  6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, "Феникс": 2001
  7. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: 1997
  8. Скотт Г. Дж. Конфликты: пути преодоления. Пер. с англ. - Киев, изд. 2000
  9. Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. Пер. с англ. - Киев, изд. 2000.
  10. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001.

Информация о работе Психологическая характеристика конструктивного конфликта