Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:07, контрольная работа
Целью нашей работы и является изучение психологической характеристики конструктивного конфликта
Введение 3
Глава I Общая психологическая характеристика конструктивного и деструктивного клнфликта 5
1.1 Типы конфликтов 5
Глава II Психологическая характеристика конструктивного конфликта 7
2.1 Виды конструктивных функций конфликта 7
2.2 Общие конструктивные функции конфликта 7
2.3 Конструктивные функции конфликта на личностном уровне 9
2.4 Конструктивно управляемые социальные конфликты 10
Заключение 13
Список использованной литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Белорусский государственный
педагогический университет имени
Максима Танка»
Факультет
психологии
Контрольная работа
По конфликтологии
Тема
«Психологическая характеристика конструктивного
конфликта»
Студентки 4-го курса
Заочного отделения
Группы 041
Велигорской
И. В.
Работу проверила:
Повидайко
Л. В.
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Общая
психологическая характеристика конструктивного
и деструктивного клнфликта
1.1 Типы конфликтов
Глава II Психологическая
характеристика конструктивного конфликта
7
2.1 Виды конструктивных функций конфликта 7
2.2 Общие конструктивные
функции конфликта
2.3 Конструктивные
функции конфликта на
2.4 Конструктивно
управляемые социальные
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
«По
видимому, враждебность, наряду с симпатией,
является основой человеческих отношений».
Георг Зиммель, основоположник современной
конфликтологии
Коммуникация является ведущей формой деятельности для людей многих профессий – психологов и педагогов, менеджеров и продавцов, врачей, тренеров, консультантов. По большому счету коммуникация – ведущая деятельность для вида «хомо сапиенс». При всем, при том, хороших коммуникаторов мало, хотя технологии эффективной коммуникации давно уже не являются секретом. В чем же загвоздка?
Дело в том, что для успешного
применения этих технологий
Однако конфликты являются неотъемлемой частью любой сферы жизни – личной и общественной. Конфликтуют знакомые, родственники, сотрудники, политические партии, народы, государства. Доказано, что 25 – 30% времени руководителей различного уровня уходит на улаживание отношений между сотрудниками. Даже наедине человек, обдумывая важное решение и сталкиваясь с внутренними противоречиями, ведет с собой долгие мысленные споры.[2]
Конфликт, столкновение – это не только неизбежное зло. Он побуждает людей к творчеству, помогает лучше понять себя, по-новому взглянуть на нужды окружающих, увидеть особенности ситуации (семейной, производственной, государственной), подлежащие изменению. Если конфликтов не избежать, нужно знать:
До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Острая необходимость урегулирования социальных (политических, экономических, производственных, межведомственных, экологических и других) и межличностных конфликтов осознается сегодня во всем мире. Для этого конфликты нужно изучать, искать пути их конструктивного разрешения.
Целью
нашей работы и является изучение
психологической характеристики конструктивного
конфликта. [6]
ГЛАВА І ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО КОНФЛИКТА
Конфликт
– это наиболее острый способ разрешения
значимых противоречий. Первый признак
конфликта – наличие
Типичный пример конструктивного конфликта на уровне тела – поединок. На уровне психики – выяснение отношений. На уровне интеллекта – дискуссия. В поединке стороны выясняют, кто сильнее или какая техника и тактика более эффективна. Во время выяснения отношений определяется, кто прав, кто виноват. Во время дискуссии – кто умнее или чья картина мира ближе к истине.
И, несмотря на то, что во время конструктивного конфликта стороны, безусловно, стремятся разрушить что-то в партнере (например, в дискуссии – заблуждения партнера), но делают они это с общей согласованной созидательной целью и по согласованным правилам. (Правила – это яркое отличие конструктивного конфликта от деструктивного).
характерно, что:
1) Усилия сторон направлены на разрушение.
2) У участников взаимоисключающие цели.
3) Процедура взаимодействия не определена
и не согласована.
Типичный пример деструктивного конфликта на уровне тела – драка. На уровне психики – скандал. На уровне интеллекта – спор. В драке каждый стремится разрушить тело соперника. В скандале – психическое состояние. В споре – картину мира.
Таким образом, конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в организации. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, "проговаривании" ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Именно о таких конфликтах говорят: "В споре рождается истина".
Деструктивный
конфликт, вовсе не нацелен на решение
возникшей проблемы. Напротив - его
участники наслаждаются самим "процессом".
Деструктивный конфликт зачастую из
деловой сферы быстренько переносится
в зону межличностных отношений. А там
уже недалеко до образования группировок
"по интересам", готовых вступить
в смертельную схватку. Вскоре в деструктивный
конфликт оказываются ввязанными даже
те люди, кто еще недавно и не помышлял
об этом. [2]
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО КОНФЛИКТА
2.1 Виды конструктивных функций конфликта
Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность, как оппонентов, так и социального окружения, разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта в нашей работе мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. [5]
Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.
Все конструктивные функции конфликта, с определенной степенью условности можно разделить на:
2.2
Общие конструктивные
функции конфликта
Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.
Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает “выпустить пар", разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности - стороны конфликта, наученные “горьким опытом”, в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии.
Конфликт может служить
Информация о работе Психологическая характеристика конструктивного конфликта