Психологическая характеристика конструктивного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы и является изучение психологической характеристики конструктивного конфликта

Содержание

Введение 3


Глава I Общая психологическая характеристика конструктивного и деструктивного клнфликта 5


1.1 Типы конфликтов 5


Глава II Психологическая характеристика конструктивного конфликта 7

2.1 Виды конструктивных функций конфликта 7

2.2 Общие конструктивные функции конфликта 7


2.3 Конструктивные функции конфликта на личностном уровне 9




2.4 Конструктивно управляемые социальные конфликты 10



Заключение 13


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Конфликтология.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка» 
 

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По конфликтологии

Тема  «Психологическая характеристика конструктивного конфликта» 
 
 
 

Студентки 4-го курса

Заочного  отделения

Группы 041

Велигорской И. В. 

Работу  проверила:

Повидайко Л. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                          3 

Глава I Общая  психологическая характеристика конструктивного  и деструктивного клнфликта                                                                            5 

1.1 Типы конфликтов                                                                                       5 

Глава II Психологическая  характеристика конструктивного конфликта  7                                                                                         

2.1 Виды конструктивных  функций конфликта                                            7

2.2 Общие конструктивные  функции конфликта                                          7 

2.3 Конструктивные  функции конфликта на личностном  уровне            9                                                                                                                                     

        

2.4 Конструктивно  управляемые социальные конфликты                          10                    

                                                                                                                                       

Заключение                                                                                                      13 

Список использованной литературы                                                              15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

«По видимому, враждебность, наряду с симпатией, 
является основой человеческих отношений».
 
Георг Зиммель, основоположник современной конфликтологии 

     Коммуникация  является ведущей формой деятельности для людей многих профессий – психологов и педагогов, менеджеров и продавцов, врачей, тренеров, консультантов. По большому счету коммуникация – ведущая деятельность для вида «хомо сапиенс». При всем, при том, хороших коммуникаторов мало, хотя технологии эффективной коммуникации давно уже не являются секретом. В чем же загвоздка?

       Дело в том, что для успешного  применения этих технологий большинству  людей не хватает двух очень  важных вещей. В первую очередь,  им не хватает коммуникативной стрессоустойчивости, а во вторую - навыков управления конфликтом. Ведь даже в спокойной обстановке угроза конфликта ощутимо влияет на ход коммуникации, вися дамокловым мечом над собеседниками. И тот из них, кто не готов к жесткому сценарию переговоров, будет скован, напряжен и, соответственно, не эффективен. Исключения есть, но чаще всего это следствие характера отдельных субъектов и условий среды, в которых формировалась их личность.

     Однако  конфликты являются неотъемлемой частью любой сферы жизни – личной и общественной. Конфликтуют знакомые, родственники, сотрудники, политические партии, народы, государства. Доказано, что 25 – 30% времени руководителей различного уровня уходит на улаживание отношений между сотрудниками. Даже наедине человек, обдумывая важное решение и сталкиваясь с внутренними противоречиями, ведет с собой долгие мысленные споры.[2]

     Конфликт, столкновение – это не только неизбежное зло. Он побуждает людей к творчеству, помогает лучше понять себя, по-новому взглянуть на нужды окружающих, увидеть особенности ситуации (семейной, производственной, государственной), подлежащие изменению. Если конфликтов не избежать, нужно знать:

    • что собой представляет конфликт, каковы его основные признаки, закономерности развития;
    • как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить накал борьбы и остроту болезненных переживаний;
    • как его завершить с минимальными потерями (или с выигрышем);
    • и, если это возможно, как предотвратить конфликт.

     До  поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

      Острая  необходимость урегулирования социальных (политических, экономических, производственных, межведомственных, экологических и других) и межличностных конфликтов осознается сегодня во всем мире. Для этого конфликты нужно изучать, искать пути их конструктивного разрешения.

      Целью нашей работы и является изучение психологической характеристики конструктивного  конфликта. [6] 
 

ГЛАВА І  ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО КОНФЛИКТА

    1. Типы конфликтов

     Конфликт  – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий. Первый признак  конфликта – наличие противоречий. Проблема несовпадения мнений, интересов, взглядов и т.п. Вторым признаком является наличие противодействий. Конфликт всегда характеризуется насилием (имеется в виду не только физическое, но и психологическое насилие). Если говорить о конфликтах межличностного плана, то к насилию можно отнести ущерб, нанесенный в процессе общения (некорректное поведение, оскорбления и т.п.). Третий признак конфликта – сильные негативные эмоции, возникающие у оппонентов и ухудшение мнения о другом человеке. Таким образом, если наличествуют все вышеперечисленные признаки – существует конфликт. В психологии принято различать два типа конфликтов: [2]

  1. Конструктивные (созидательные). Для конструктивного конфликта характерно, что: 
    1)  Усилия сторон направлены как на разрушение, так и на созидание. 
    2) Цель у участников общая. 
    3) Процедура взаимодействия определена и согласована.

     Типичный  пример конструктивного конфликта  на уровне тела – поединок. На уровне психики – выяснение отношений. На уровне интеллекта – дискуссия. В поединке стороны выясняют, кто  сильнее или какая техника и тактика более эффективна. Во время выяснения отношений определяется, кто прав, кто виноват. Во время дискуссии – кто умнее или чья картина мира ближе к истине.

     И, несмотря на то, что во время конструктивного  конфликта стороны, безусловно, стремятся разрушить что-то в партнере (например, в дискуссии – заблуждения партнера), но делают они это с общей согласованной созидательной целью и по согласованным правилам. (Правила – это яркое отличие конструктивного конфликта от деструктивного).

  1. деструктивные (разрушающие). Для деструктивного конфликта

    характерно, что: 
    1)  Усилия сторон направлены на разрушение. 
    2)  У участников взаимоисключающие цели. 
    3)  Процедура взаимодействия не определена и не согласована.

     Типичный  пример деструктивного конфликта на уровне тела – драка. На уровне психики – скандал. На уровне интеллекта – спор. В драке каждый стремится разрушить тело соперника. В скандале – психическое состояние. В споре – картину мира.

     Таким образом, конструктивный конфликт  вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в организации. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, "проговаривании" ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Именно о таких конфликтах говорят: "В споре рождается истина".

     Деструктивный конфликт, вовсе не нацелен на решение  возникшей проблемы. Напротив - его  участники наслаждаются самим "процессом". Деструктивный конфликт зачастую из деловой сферы быстренько переносится в зону межличностных отношений. А там уже недалеко до образования группировок "по интересам", готовых вступить в смертельную схватку. Вскоре в деструктивный конфликт оказываются ввязанными даже те люди, кто еще недавно и не помышлял об этом. [2] 
 
 
 

ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО КОНФЛИКТА

    2.1 Виды конструктивных функций конфликта

     Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность, как оппонентов, так  и социального окружения, разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта в нашей работе мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. [5]

     Это влияние имеет двойственный и  противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

     Все конструктивные функции конфликта, с определенной степенью условности можно разделить на:

  1. общие функции конфликта - имеют место на различных уровнях социальной системы;
  2. функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного на личность. [6]
 

2.2 Общие конструктивные функции конфликта 

     Конфликт  является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

  Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.

  Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает “выпустить пар", разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

     Конфликт  может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.

       Разрешение конфликта приводит  к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности - стороны конфликта, наученные “горьким опытом”, в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

     Конфликт  интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии.

       Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.

Информация о работе Психологическая характеристика конструктивного конфликта