Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования – изучить психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Провести эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое исследование становления психологической готовности детей к школьному обучению……………………………………5
1. 1. Психология детей дошкольного возраста………………………….5
1. 2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………...9
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе…………………………………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………...20
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………...21
2. 1. Методы и условия их проведения…………………………………21
2. 2. Обработка результатов……………………………………………..21
Выводы по 2 главе………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………30
Максимальный балл по тесту «Домик – 5 баллов. Высокий уровень показали 9 человек (21%), средний – 21(89%), ниже среднего – 0. Максимальный балл по методике «Графический диктант» - 14 баллов. Высокий уровень был отмечен у 14 испытуемых(45%), средний – у 14(45%), ниже среднего - у 2(10%).
Сравнительный анализ результатов исследования волевого компонента психологической готовности представлен на Рисунке 3.
Рисунок 3
Вывод по II главе.
Таким образом, по результатам проведенного исследования уровня психологической готовности дошкольников к поступлению в школу, можно сделать следующие выводы:
При обследовании детей данной группы были выделены дети с задержкой психического развития (Наиль Н. и Айрат Х.), которые по всем тестам показали уровень ниже среднего.
Данная группа испытуемых является готовой к школе практически по всем показателям. С целью доказательства выдвинутой гипотезы, нужно выделить мальчиков и девочек, сравнить их результаты. Скорость запоминания у мальчиков лучше, чем у девочек, но по другим методикам можно сказать, что девочки психологически готовы к школе больше, чем мальчики.
Среди выделенных компонентов психологической готовности необходимо выделить компонент «желание быть школьником, желание идти в школу». Это желание базируется, на наш взгляд, на потребностях в социальном соответствии и в социальной компетентности, то есть на необходимости включиться серьезные, вполне реальные и социально значимые формы деятельности.
Таким образом, на седьмом году жизни все атрибуты школьной жизни приобретают для ребенка положительную эмоциональную окраску (если развитие ребенка дошкольника протекает в норме, при задержке психического развития ситуация несколько иная-ребенок не хочет в школу).
1.Можно предположить, что процесс запоминания и процесс воспроизведения образца (тест «Домик») требует от ребенка развитого уровня произвольности деятельности.
2.Сформированность внутренней позиции школьника и положительное эмоциональное отношение к школе побуждают ребенка учиться, а значит, у ребенка возникает познавательный интерес, который при поступлении в школу интенсивно развивается.
3.Развитие уровня логического мышления и возрастание показателя по этой шкале обуславливает развитие умения следовать инструкциям учителя.
5. Уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольника влияет на уровень его интеллектуального развития.
Заключение
В результате проблемы исследования можно сказать, что в 5 – 6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 – 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.
В 5–6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.
По результатам проведенного исследования уровня психологической готовности дошкольников к поступлению в школу, можно сделать следующие выводы:
При обследовании мною детей были выделены дети с задержкой психического развития.
В итоге, среди выделенных компонентов психологической готовности необходимо выделить компонент «желание быть школьником, желание идти в школу». Это желание базируется, на наш взгляд, на потребностях в социальном соответствии и в социальной компетентности, то есть на необходимости включиться серьезные, вполне реальные и социально значимые формы деятельности.
Таким образом, на седьмом году жизни все атрибуты школьной жизни приобретают для ребенка положительную эмоциональную окраску (если развитие ребенка дошкольника протекает в норме, при задержке психического развития ситуация несколько иная-ребенок не хочет в школу).
Сформированность внутренней позиции школьника и положительное эмоциональное отношение к школе побуждают ребенка учиться, а значит, у ребенка возникает познавательный интерес, который при поступлении в школу интенсивно развивается.
Развитие уровня логического мышления и возрастание показателя по этой шкале обуславливает развитие умения следовать инструкциям учителя.
Уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольника влияет на уровень его интеллектуального развития.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. – С. 14–21
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25
6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
8. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.
9. Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.
14. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
16. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
18. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. – М., МПГУ, 1994. – 82 с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
20. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.
21. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
22. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
25. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
26. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
27. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
28. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.
2
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе