Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Провести эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое исследование становления психологической готовности детей к школьному обучению……………………………………5
1. 1. Психология детей дошкольного возраста………………………….5
1. 2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………...9
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе…………………………………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………...20
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………...21
2. 1. Методы и условия их проведения…………………………………21
2. 2. Обработка результатов……………………………………………..21
Выводы по 2 главе………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития [22, с. 254].

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.

Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России [20].

Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой [15, с. 77]. Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

 

Вывод по I главе:

 

В результате теоретического анализа проблемы исследования можно сказать, что в 5 – 6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 – 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.

В 5–6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.

Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.

 

Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности детей к школьному обучению

2. 1. Методы и условия их проведения

Для диагностики психологической готовности в школе были использованы следующие методики:

1) Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А. Р.(см. Приложение 2).

Стимульный материал: ряд из 10 слов не связанных между собой. Для детей 4-6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, точка, журнал, машина, волк. Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне».  Анализ результатов: количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей  5-6 лет – воспроизведение 4-5 слов и запоминание всего ряда после 2-3 повторений.

2) «Корректурная проба» (см. Приложение 3).

Стимульный материал: стандартный лист бумаги с рядами чередующихся букв. Инструкция: «Посмотри внимательно на. Ты должен будешь вычеркивать только букву «н».

3) При определении уровня волевой готовности, уровня развития произвольности (умение следовать инструкциям учителя, умение работать по образцу) были использованы методики «Домик» и «Графический диктант».

2. 2. Обработка результатов

1) Методика «Запоминание 10 слов». Результаты диагностики памяти дошкольников представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития кратковременной памяти детей дошкольного возраста

 

Испытуемый

Память (10 слов)

1.        Булат И.

5 (средний)

2.        Валерия Р.

7(средний)

3.        Лиза И.

10 (высокий)

4.        Никита Н.

10(высокий)

5.        Булат Б.

9(высокий)

6.        Айрат Х.

6(средний)

7.        Марат Д.

5(средний)

8.        Настя Л.

5(средний)

9.        Максим З.

10(высокий)

10.    Роман Т.

7(средний)

11.    Тимерхан А.

6(средний)

12.    Аскар К.

5(средний)

13.    Эллина Г.

8(высокий)

14.    Диана Н.

4 (средний)

15.    Эдик Е.

5(средний)

16.    Наиль Н.

2(низкий)

17.    Алия Г.

5(средний)

18.    Диана Б.

7(средний)

19.    Аделя С.

8(высокий)

20.    Салават Н.

6(средний)

21.    Алина В.

9(высокий)

22.    Данил Г.

5(средний)

23.    Эмиль Н.

9(высокий)

24.    Саша П.

7(средний)

25.    Настя К.

6(средний)

26.    Катя А.

7(средний)

27.    Алия Г.

5(средний)

28.    Диана Б.

7(средний)

29.    Аделя С.

8(высокий)

30.    Салават Н.

6(средний)

Максимальный балл по тесту

10 баллов

Ниже среднего (количество детей)

0

Средний (количество детей)

20 человек

Высокий (количество детей)

10 человек

 

Таким образом, результаты исследования распределились таким образом: максимальный балл по тесту составляет 10 баллов. Высокий уровень скорости запоминания было выявлено у 10 человек (33 %), средний – 20 человек (67 %), ниже среднего-0. Полученные данные свидетельствуют о преобладающем среднем уровне развития уровня кратковременной памяти в данной группе испытуемых.

На рисунке 1 представлен сравнительный анализ распределения результатов исследования памяти дошкольников.

Рисунок 1

 

 

2)     «Корректурная проба». Результаты исследования свойств внимания дошкольников занесены в Таблицу 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития внимания дошкольников

Испытуемый

Методика «Корректурная проба» (%точности)

1.        Булат И.

81(средний)

2.        Валерия Р.

95(высокий)

3.        Лиза И.

81(средний)

4.        Никита Н.

74(средний)

5.        Булат Б.

74(средний)

6.        Айрат Х.

53(ниже среднего)

7.        Марат Д.

57(ниже среднего)

8.        Настя Л.

100(высокий)

9.        Максим З.

88(средний)

10.    Роман Т.

76(средний)

11.    Тимерхан А.

60(средний)

12.    Аскар К.

61(средний)

13.    Эллина Г.

79(средний)

14.    Диана Н.

60(средний)

15.    Эдик Е.

98(высокий)

16.    Наиль Н.

57(ниже среднего)

17.    Алия Г.

61(средний)

18.    Диана Б.

98(высокий)

19.    Аделя С.

85(средний)

20.    Салават Н.

61(средний)

21.    Алина В.

98(высокий)

22.    Данил Г.

71(средний)

23.    Эмиль Н.

95(высокий)

24.    Саша П.

81(средний)

25.    Настя К.

81(средний)

26.    Катя А.

81(средний)

27.    Алия Г.

61(средний)

28.    Диана Б.

98(высокий)

29.    Аделя С.

85(средний)

30.    Салават Н.

61(средний)

Максимальный балл по тесту

100

Ниже среднего (количество детей)

3

Средний (количество детей)

20

Высокий (количество детей)

7

 

Максимальный балл по тесту составляет 100%. Результаты распределились следующим образом: уровень ниже среднего показали 3 человека (9%) (Наиль Н, Марат Д., Айрат Х.), средний-20 (75 %)человек, высокий – 7 человек (16%). Наглядно результаты исследования внимания представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2

Сравнительный анализ результатов исследования внимания дошкольников по методике «Корректурная проба»

3)                При определении уровня волевой готовности, уровня развития произвольности (умение следовать инструкциям учителя, умение работать по образцу) были использованы методики «Домик» и «Графический диктант» Д.Б.Эльконина. Результаты исследования представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты исследования уровня произвольного поведения и умения следовать инструкциям учителя

Испытуемый

Методика «Домик» (умение работать по образцу)

Методика «Графический диктант» (ориентация по клеткам, умение следовать инструкциям учителя)

1.        Булат И.

3(средний)

11(средний)

2.        Валерия Р.

4(средний)

15(высокий)

3.        Лиза И.

5(высокий)

16(высокий)

4.        Никита Н.

5(высокий)

11(средний)

5.        Булат Б.

4(средний)

11(средний)

6.        Айрат Х.

3(средний)

6(ниже среднего)

7.        Марат Д.

4(средний)

14(высокий)

8.        Настя Л.

4(средний)

16(высокий)

9.        Максим З.

4(средний)

11(средний)

10.    Роман Т.

4(средний)

11(средний)

11.    Тимерхан А.

4(средний)

15(высокий)

12.    Аскар К.

4(средний)

7(ниже среднего

13.    Эллина Г.

4(средний)

14(высокий)

14.    Диана Н.

5(высокий)

11(средний)

15.    Эдик Е.

5(высокий)

14(высокий)

16.    Наиль Н.

3(средний)

9(средний)

17.    Алия Г.

4(средний)

9(средний)

18.    Диана Б.

5(высокий)

14(высокий)

19.    Аделя С.

5(высокий)

14(высокий)

20.    Салават Н.

4(средний)

9(средний)

21.    Алина В.

4(средний)

15(высокий)

22.    Данил Г.

4(средний)

10(средний)

23.    Эмиль Н.

4(средний)

15(высокий)

24.    Саша П.

5(высокий)

11(средний)

25.    Настя К.

4(средний)

16(высокий)

26.    Катя А.

4(средний)

10(средний)

27.    Алия Г.

4(средний)

9(средний)

28.    Диана Б.

5(высокий)

14(высокий)

29.    Аделя С.

5(высокий)

14(высокий)

30.    Салават Н.

4(средний)

9(средний)

Максимальный балл по тесту

5

14

Ниже среднего (количество детей)

0

2

Средний (количество детей)

21

14

Высокий (количество детей)

9

14

Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе