Психологическая безопасность личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены средства и технологии воздействия на психику, особенно на психику подростка (манипулирование сознанием), умение обеспечить безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Работа содержит 1 файл

Зачет 2.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


           НЧОУ Армавирский Социально- Психологический Институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа по дисциплине « Психология безопасности»

 

 

 

 

 

 

   Тема: «Психологическая безопасность  личности подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила студентка

                                                                  4-го курса

                                                                  Факультета психология

                                                                  Сеничкина В. А.

                                                                  Проверила Булавкина О.В.

 

 

 

                                                   Армавир 2010

 

 

Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека в реальной окружающей его среде сегодня очевидна. Умение обеспечить безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во многом определяется психологической устойчивостью человека и уровнем его психологической грамотности. Кроме того, существующие в настоящее время средства и технологии воздействия на психику, особенно на психику подростка (манипулирование сознанием), остро ставят вопрос о психологической безопасности человека. Широкое распространение в нашей стране новых нетрадиционных религиозных объединений, всемирно известных тоталитарных сект, оккультных течений дает основание говорить о необходимости обеспечения духовной безопасности личности. Под духовно-психологической безопасностью личности будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов, потребностей и видов деятельности человека от влияния деструктивных психологических факторов. Неумение распознать и защититься от деструктивных психологических и духовных факторов ведет к разрушению личности, к психической и социальной деградации вплоть до суицида.

Актуальность проблемы психологической безопасности личности подростка подтверждается, в частности, письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» №01-130/07-01 от 20.09.2004 и информационным письмом Министерства Образования РФ «О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» №549/28-16 от 12.07.2000.

Подростковый возраст – возраст поиска и экспериментов. Однако подростковое экспериментирование может быть чревато для их жизни и здоровья. Важно показать учащимся возможные психологические опасности, которые таят в себе информационные средства, реклама, общение, и духовные опасности, реально существующие в эзотерических знаниях, магии, нетрадиционных религиозных течениях, культах. В настоящее время, когда идет «игра» с понятием толерантности, необходимо чтобы подросток осознал, что человек может и должен говорить «нет» в ситуациях противоречащих его жизненным установкам. Педагогически целесообразно именно в подростковом возрасте научить алгоритму принятия решения и способам отстаивания своего решения, научить говорить «нет» в проблемной ситуации.

«Духовно-психологическая безопасность личности» -  формирование у учащихся целостного представления об устройстве человека и об опасных ситуациях психологического, психического и духовного характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах распознавания и мерах защиты от этих последствий.

Сформулированная цель ставит следующие задачи:

-   Ознакомление учащихся с опасностями психологического, психического и духовного характера, угрожающими человеку в современной жизни.

        Показано, что в различных информационно-коммуникативных ситуациях (от межличностного взаимодействия до массовой коммуникации-журналов, газет, телевидения, радиовещания и т.п.) используются разнообразные способы, приемы и техники скрытого психологического принуждения человека.

   Таким образом, человек попадает в современный мир, где действует множество манипуляторов - от недобросовестного продавца и рыночного мошенника, до целых организаций, специализирующихся на экономических аферах и политическом интриганстве, вооруженных самыми современными знаниями и мощнейшим аппаратом информационного воздействия на психику человека. Что может им противопоставить обычный гражданин российского общества, и может ли он устоять под этим натиском психологических манипуляций, сохранив свою душу, способность ясно мыслить и ориентироваться, сохранить свободу собственного выбора и рационального осознанного поведения?   Люди в различной степени подвержены психологическому воздействию, в разной мере обладают способностью отличать правду от вымысла и лжи, улавливать обман, неискренность и скрытые замыслы в действиях других людей. Одни - более проницательны, другие - менее. Это обстоятельство нашло подтверждение и при разработке психодиагностических методик, в частности, личностных тестов. Так, например, был выявлен двухполюсный фактор в концепции личности Кеттелла, отражающий степень развития и выраженности у человека способности распознавания, понимания и использования способов и приемов скрытого психологического воздействия на людей. Он известен под метафорическим названием фактора "Макиавелли-Руссо" или как фактор "проницательность -наивность". Этот фактор достаточно хорошо изучен и интерпретируется как искусственность, расчетливость поведения в оппозиции к естественности и простоте.

   Лица с высокими оценками по данному фактору теста Кетгелла характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением холодно и рационально действовать, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Они ко всему подходят разумно и несентиментально, прежде чем предпринять что-либо, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы, умело строят свое поведение, скептически относятся к лозунгам и призывам, склонны к интригам, хитрости

и утонченному коварству.

   Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют об отсутствии проницательности и социальной ловкости, о прямолинейности, неумении ясно мыслить. Такие люди обычно открытые, общительные, компанейские. Они любят простые, естественные вещи и чувственные радости, плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, сентиментальны, чувствительны, не могут обуздать логикой эмоции, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и даже грубовато.

   Несомненно, яркая выраженность психологических особенностей личности, соответствующих максимальным значениям противоположных полюсов данного фактора, встречается не очень часто. У большинства людей наблюдается скорее сочетание в определенных пропорциях характеристик данного фактора с большей или меньшей тенденцией соответствия одному из его полюсов. Степень выраженности и близости к полюсам фактора "Макиавелли - Руссо" у людей различна - у одних меньше, у других - больше. Кто-то в большей степени может уловить и выявить используемые манипулятивные приемы, кто-то – в значительно меньшей.

   Считается, что проницательность не столько врожденное качество, а в большей степени формируемое, вырабатываемое с годами в процессе практической деятельности, связанной с интенсивным общением и взаимодействием с людьми , а также при обучении и проведении специальных тренинговых процедур.

   Проведенные исследования показывают реальность формирования базового уровня индивидуальной психологической зашиты личности от манипулятивного воздействия в достаточно короткие сроки.   Результаты учебно-тренинговых занятий, проводимых по такой методике, показывают, что их участники сравнительно легко приобретают своеобразный "социально-психологический иммунитет" к манипулятивному воздействию. У них повышается самоконтроль собственных эмоциональных состояний в процессе

общения и коммуникативного воздействия (в том числе с использованием средств массовой коммуникации), формируется установка на критический содержательный анализ поступающей вербальной информации и используемых невербальных средств.

   Приобретенный в процессе занятий коммуникативный опыт и знание определенных, наиболее характерных приемов и уловок, используемых для оказания манипулятивного воздействия на людей, а также самостоятельная тренировка по специальной программе и соответствующей методике позволяют приобрести первичные навыки и умения по выявлению этих способов воздействия и, соответственно, способствуют снижению степени подверженности личности психологическим манипуляциям.

  -  Изучение методов и приемов защиты  от духовно-психологических воздействий и позволяющих минимизировать возможный ущерб для личности, ее здоровья, жизни и благополучия:

Возможно ли определить и описать в достаточно простых понятиях, как человек может защищаться от психологических манипуляций, разнообразных способов и средств информационно-психологического воздействия, обрушивающихся на него в современных условиях? Выяснить каким образом это происходит и как организовать процесс своей защиты, чтобы обеспечить необходимый уровень собственной безопасности личности? Как определиться, что именно необходимо защищать, от чего конкретно и кто должен защищать личность в современном обществе, чем и какими средствами и способами это делать? В самом общем виде информационно-психологическую безопасность личности целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе.

   То есть, такое состояние, которое позволяет полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов.

   Следует сразу отметить, что традиционно определенный аспект защищенности психики человека рассматривался в рамках представлений, источником которых является психоаналитический подход в психологии личности. С учетом этих представлений психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими. В этом контексте под психологической защищенностью понимается относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые

могут блокировать или затруднять их реализацию.

   В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

   В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в  результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться "ложные", замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

   Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

   Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной основы поведения человека и системы его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность. Такое понимание, сложившееся первоначально в основном в рамках психоаналитического подхода, акцентирует внимание на нейтрализации внутренних факторов, которые являются вторичными, но вызываются, как правило, внешними воздействиями. В этом случае оставляется без внимания формирование таких механизмов психологической защиты, которые непосредственно блокируют внешние воздействия, выступая как барьеры, в частности, по отношению к таким наиболее опасным разновидностям, как психологические манипуляции, осуществляемые на социальном, социально-групповом и межличностном уровнях информационно-коммуникативного взаимодействия.

     Сама внутриличностная психологическая защита определяется как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в том случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью.

   Причем, под эксквизитными ситуациями (термин предложен Бассиным) понимаются те, которые вызывают образование и функционирование механизмов защиты в связи с наличием предельно обостренного противоречия, требующего своего снятия. Общего родового понятия эксквизитных ситуаций исследователями не дается. Вместо этого обычно оперируют с их конкретными видами: проблемными ситуациями, конфликтами, кризисами, стрессом, фрустрациями и т.д.

   Следует отметить, что наряду с рассмотрением внутриличностной защиты отечественными исследователями (В.Ф.Бассин, А.В.Брушлинский, А.А.Деркач, Е.Л.Доценко, Н.В.Кузьмина, В.Н.Куликов, Б.Ф.Поршнев, и др.) обращалось также внимание на проблему психологической защиты от внешнего воздействия.

    Так, например, при исследовании закономерностей внушающего воздействия был выявлен такой механизм защиты от него, как контрсуггестия, который прямо трактовался как одна из форм "психологической защиты личности и социальной общности от внешних воздействий". Причем, обращалось внимание на то, что механизм контрсуггестивности формируется прижизненно, в том числе с помощью целенаправленных обучающих процессов. Представляет интерес подход к изучению психологической защиты от манипулятивного воздействия, разрабатываемый Е.Л.Доценко. Психологическая защита в данном подходе исследуется в несколько ином психологическом контексте, ориентированном на межличностные манипуляции и не охватывает всего многообразия форм манипулятивного воздействия.

Информация о работе Психологическая безопасность личности подростка