Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 18:46, курсовая работа
Общее число людей, живущих с ВИЧ, составляет 40,3 миллиона человек. Это очень много, особенно если учесть, что с 1981 года, когда был официально зарегистрирован первый случай этого заболевания, уже умерло более 25 миллионов человек (из них 3 миллиона - только за 2005 год). Суммарная цифра ужасающая - это самая разрушительная пандемия за всю историю человечества, поэтому вопросы лечения этого заболевания, а также оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным актуальны сегодня и будут актуальны завтра.
1.Введение.
2.Глава1.Общие понятия.
Адаптация.
Психическая адаптация.
Социальная адаптация.
3.Глава 2.СПИД,ВИЧ.
Этиология.
Эпидемиология и общая патология.
Модели заражения.
Клиническая картина.
4.Глава 3.Адаптация больных.
Высокий уровень стресса.
Стигматизация.
Правовые аспекты адаптации.
Стратегии управления жизненной ситуацией.
Адаптация к ВИЧ в обществе.
5.Выводы.
6.Заключение.
7.Список литературы.
Одновременно
с развитием социально-
Стратегии управления жизненной ситуацией:
В условиях неприязни со стороны окружающего большинства, институциональной, правовой и практической стигматизации и дискриминации люди, живущие с ВИЧ, вынуждены вырабатывать особые жизненные стратегии . Ряд социологов различает два типа управления жизненной ситуацией – реактивные и проактивные. Типологизация основана на принятии/непринятии людьми с ВИЧ стигматизирующих социальных норм.
Реактивные стратегии управления включают в себя защитные попытки избежать воздействия неблагоприятной ситуации (или смягчить его), но подразумевают принятие доминирующих социальных норм и ценностей. Примерами реактивной стратегии является утаивание ВИЧ-статуса, представление болезни в качестве другой, менее стигматизирующей (например, рак).
Проактивные стратегии бросают вызов ситуации и подразумевают непризнание социальных норм, положенных в ее основу. Примерами проактивной стратегии является участие в просветительской работе, направленной на формирование правильных представлений о ВИЧ-инфекции, или социальный активизм, который подрывает и разрушает неблагоприятную ситуацию, поскольку направлен на конструирование альтернативного видения ВИЧ и на изменение общественных условий, определяющих жизнь людей с ВИЧ.
Эти стратегии не являются раз и навсегда закрепленными. Люди с ВИЧ могут придерживаться нескольких стратегий одновременно или актуализировать ту или иную стратегию в определенный жизненный период. Можно предположить, что наиболее логичной жизненной стратегией в условиях сформированного в обществе негативно окрашенного, дискриминирующего отношения должна стать стратегия сохранения анонимности и тайны диагноза. Люди с ВИЧ стремятся чувствовать себя защищенными от негативно настроенного окружающего мира посредством сокрытия своего статуса. Предубежденное отношение к людям с ВИЧ в обществе приводит к тому, что ВИЧ-положительные осознают инфекцию как стигматизирующий, дискредитирующий их факт. Открытие диагноза, зачастую, ведет к ограничению их жизненных шансов и ресурсов. Сохранение диагноза в тайне позволяет по-прежнему полноценно функционировать в обществе, не давая окружающим оснований подвергнуть себя дискриминации. Держать в тайне ВИЧ-статус – типичная реакция людей, которым есть что терять. Людей с ВИЧ, желающих оставаться анонимными, скрыть свой диагноз, достаточно много. Информация Центра СПИД свидетельствует, что почти половина из зарегистрированных ВИЧ-положительных называла вымышленные фамилии, стремилась уклониться от эпидемиологического расследования, а ознакомившись с положительным диагнозом и пройдя послетестовое консультирование, больше не посещала Центр.
Другой распространенной реактивной стратегией выживания является игнорирование опасности вируса. Эта стратегия формируется после достаточно продолжительного времени жизни с ВИЧ. Справившись с первыми переживаниями по поводу диагноза, люди вырабатывают восприятие болезни как неопасной с точки зрения изменения физического самочувствия и социальных последствий. Сторонники стратегии игнорирования опасности ВИЧ обычно достаточно хорошо осведомлены о характере протекания болезни. Они лично знакомы с людьми, живущими с ВИЧ на протяжении многих лет (или читали интервью с ними), и знают на конкретных примерах, что нормальная жизнь с ВИЧ возможна.
Стратегия игнорирования опасности может развиваться в двух направлениях. Некоторые люди с ВИЧ, будучи неосведомленными или сознательно игнорируя имеющийся запас знаний о биомедицинских аспектах ВИЧ/СПИДа, конструируют собственные теории о характере болезни и способах лечения: «У людей столько всяких вирусов, и не надо сидеть и ждать, пока вирус проявит себя. Нужно просто вести здоровый образ жизни. Все дело в психическом состоянии. Вирусов в организме много, но если у человека здоровая психика, нервная система, то вирус просто не будет развиваться. Нужно лечить не лекарствами, а психику. Лично я не считаю себя больным и не собираюсь умирать. Я собираюсь жить. Если все поймут, что все дело в психике, то и всякая дискриминация сама пропадет».
Второй
версией стратегии
Следующую стратегию жизни с ВИЧ можно охарактеризовать цитатой из современной песни: «У тебя СПИД, и значит мы умрем!». Эта стратегия реактивная, поскольку принимает бытующее представление о неминуемости скорой смерти после заражения ВИЧ. Подобная уверенность вынуждает людей с ВИЧ выбирать (сохранять) образ жизни, способствующий физическому и социальному саморазрушению. Можно предположить, что через подобное восприятие жизни проходит большинство людей с ВИЧ, особенно в начальный период. ВИЧ-положительные люди, которые в дальнейшем избрали другие стратегии жизни, говорили о том, что у каждого из них был период безразличия к жизни и стремления ускорить смерть. Особенно распространена разрушительная стратегия среди тех, кто еще до диагноза принадлежал к маргинальным группам, таким, например, как потребители инъекционных наркотиков. Однако некоторые потребители наркотиков, осознав, что наличие ВИЧ не означает скорой смерти, актуализируют другие идентичности и развивают другие сценарии продолжения жизни с ВИЧ.
Проактивной стратегией выживания людей с ВИЧ является социальный активизм (далее ВИЧ-активизм). Этим понятием обозначают особую жизненную стратегию ВИЧ-положительных, профессионально участвующих в движении по борьбе со СПИДом. Когда ВИЧ-идентичность ложится в основу построения жизненной стратегии, человек включается в деятельность той или иной СПИД-сервисной организации. В этот момент он становится ВИЧ-активистом. ВИЧ-активизм подразумевает неприятие негативных представлений о ВИЧ, сопротивление маргинализации ВИЧ-положительных, конструирование и распространение альтернативного недискриминационного видения СПИДа в обществе. В западных странах существует мощное активистское движение, направленное на привлечение общественного внимания к проблеме жизни с ВИЧ, на борьбу за права ВИЧ-положительных, за получение ими доступа к лечению. В рамках этого движения формируется и мобилизуется ВИЧ-активизм как распространенная стратегия жизни людей с ВИЧ.
В
негосударственных организациях России,
занимающихся проблемами СПИДа, ВИЧ-активными
людьми ведется большая работа. Во-первых,
ВИЧ-активизм дает людям с ВИЧ
возможность самореализации, позволяет
сделать общественную карьеру и,
переформулировав прежнюю идентичность,
сформировать новые практики повседневной
жизни. По мнению руководителя одной из
СПИД-сервисных организаций, ВИЧ-активные
люди не просто живут, но, «занимаясь СПИДом,
находят себя». Для них продолжительность
жизни менее важна, чем то, насколько они
социально реализуют себя: «Люди эти -
до того, как узнали, что они положительные,
– они просто жили, они просто существовали.
Они были ничем, они были никем. Когда они
узнали, что у них ВИЧ, у них произошла
переоценка ценностей со срока жизни на
качество жизни. И вот ВИЧ им дал все. Он
им дал силы, энергию, возможность что-то
делать, что-то изменять. Он им дал понимание
того, что они в жизни хотят. Они говорят,
что если бы не ВИЧ, то мы бы жили, но мы
бы были ничем. Они говорят – не важно,
сколько я проживу, важно, как я проживу».
Адаптация к ВИЧ в обществе:
Процесс
адаптации к проблемам ВИЧ-
это время перед обществом проблема ВИЧ-инфекции не стояла остро, (что могло объясняться относительно небольшим числом заразившихся) и в общественном сознании существовала иллюзия, что этим заболеванием страдают лица с социально осуждаемым поведением (наркоманы, проститутки и гомосексуалисты), а «добропорядочным» гражданам ничто не угрожает. При появлении инфицированного человека в видимом окружении следовала реакция отторжения. Общество проводило демаркационную линию, в свою очередь
пациенты отвечали созданием организаций по профилактике и борьбе со СПИДом. В название одной из таких организаций «Мы и вы» отчетливо прослеживается разделение, проведенное основателями организации между собой и неинфицированными членами общества.
Новый этап эпидемии ВИЧ-инфекции в России начался в середине 1996 г.,когда были выявлены первые 442 ВИЧ-инфицированных потребителя психотропных препаратов.С этого времени отмечается быстрый рост числа новых случаев заболевания. Общество уже не может далее оставаться равнодушным и вынуждено признать важность проблемы. На настоящем этапе развития эпидемии в обществе преобладают идеи, связанные с поиском путей защиты от заражения ВИЧ. Наиболее простым решением проблемы для многих людей представляется изоляция заразившихся.Так, по данным опроса, проведенного накануне 1 декабря 2000 года в прямом эфире одной из радиостанций Москвы, 2/3 позвонивших в студию, утвердительно ответили на вопрос, который задал ведущий: «Нужно ли изолировать ВИЧ-инфицированных пациентов?». Те же респонденты, которые ответили отрицательно, мотивировали свой ответ отнюдь не гуманными соображениями, а неизбежными финансовыми затруднениями при изоляции такого большого числа людей. Мотивы, обусловленные психологической защитой, прослеживаются и в устойчивых представлениях о необходимости поголовного тестирования на ВИЧ всего населения России.
Зарубежные исследователи последние годы отмечают тенденцию к изменению отношения общества к людям, инфицированным ВИЧ. Под влиянием успехов современной комбинированной противоретровирусной терапии люди стали относиться к инфекции ВИЧ как к хроническому заболеванию, а не как к "чуме 20-го века" . По-видимому, такое изменение отношения к этому заболеванию пока не может быть отнесено к России.
Подобное положение дел не способствует успешной профилактике ВИЧ-инфекции, которая тесно связана с изменением поведения людей относительно заболевания. В обществе наблюдаются признаки дегуманизации людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Одним из проявлений этой тенденции является убежденность некоторых граждан и отдельных медицинских работников в том, что «существуют инфицированные люди, которые колют зараженными иглами окружающих в общественном транспорте с целью заразить их ВИЧ-инфекцией».
Отвержение
пациентов, стремление изолировать
их и тем самым обезопасить
себя, наряду с попытками игнорирования
проблемы и соблазном подавить такие
нежелательные формы поведения,
как употребление наркотиков, рискованное
половое поведение, запугиванием или прямым
запретом не могут формировать у людей
навыков нового поведения, которое поможет
избежать заражения ВИЧ.
ВЫВОДЫ
Исходя из всего выше сказанного можно с делать следующие выводы:
1.ВИЧ-
от оглашения их ВИЧ-принадлежности и вплоть до смерти.
2.Огромное влияние
на адаптационные процессы
настроенность общества к СПИД\ВИЧ, часто обусловленная необразованностью и боязнью, вызывающую социальную отчужденность и дискриминацию людей с ВИЧ.
3. В настоящее время не вызывает сомнений то обстоятельство, что соматические
заболевания
тесно связаны с
При этом не всегда просто бывает разобраться в том, что является причиной
возникновения того или иного заболевания, а что-следствием. И ВИЧ является ярким
тому примером, это означает, что
лечение должно включать в
себя, помимо комплексной
4.Просветительская работа в обществе, помогает успешной даптации ВИЧ-положительных
людей, снижая отчужденность и дискриминацию ,а тем самым и уровень стрессирующего
Информация о работе Психологическая адаптация ВИЧ-инфицированных