Психологи руководства и лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Содержание

1. Психологи руководства и лидерства……………………………..3
1.1. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»………...3
1.2. Стили лидерства и руководства………………………….……..4
2.Простые секреты бесконфликтности……………………….……..5
3.Деловые совещания и собрания…………………………….….….8
3.1 Основные задачи организации деловых совещаний, собраний…………………………………………………….………...9
3.2 Основные правила ведения деловых совещаний, собраний……………………………………………………….….…11
3.3.. Два стиля проведения деловых совещаний, собраний……………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………....13

Работа содержит 1 файл

управленческая психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

1. Психологи  руководства и лидерства……………………………..3 

1.1. Соотношение  понятий «лидерство» и «руководство»………...3 

1.2. Стили лидерства  и руководства………………………….……..4 

2.Простые секреты  бесконфликтности……………………….……..5 

3.Деловые совещания  и собрания…………………………….….….8 

3.1 Основные задачи  организации деловых совещаний,  собраний…………………………………………………….………...9 

3.2 Основные правила  ведения деловых совещаний, собраний……………………………………………………….….…11 

3.3.. Два стиля  проведения деловых совещаний,  собраний……………………………………………………………..12 

Список использованной литературы……………………………....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1. Психологи руководства и лидерства 
 

         Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

         Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

        Проблема лидерства и руководства - одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Психологические аспекты лидерства и руководства и являются темой данной работы. 
 

1.1. Соотношение понятий  «лидерство» и  «руководство» 

         Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

        Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

       В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер - это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

       В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

- лидер призван  осуществлять преимущественно регуляцию  межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;

- лидерство возникает  при условиях микросреды, руководство  же - элемент макросреды, оно связано  со всей системой общественных  отношений;

- лидерство возникает  стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;

- явление лидерства  менее стабильно, зависит от  настроения группы, руководство  - более стабильно;

- руководство  подчиненными в сравнении с  лидерством имеет определенную  систему санкций;

- процесс принятия  решения руководителем более  сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;

- сфера деятельности  лидера - по большей части - малая  группа, где он является лидером;  сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

        Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно - они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. 

1.2. Стили лидерства и руководства 
 

        Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

        Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и метолов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).

        Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой управляет один человек - руководитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

        Демократический стиль управления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает у руководителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

         Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

         Каждый из перечисленных стилей управления имеет как свои достоинства, так и недостатки.

        Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.

       Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

 
 

2.Простые секреты бесконфликтности

 

Простые секреты  бесконфликтности:

Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.

Самый главный  человек на свете - тот, кто перед  вами.

Постарайтесь, чтобы  собеседник вам понравился.

Ищите то, что  вас сближает.

Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.

Не кидайте  в собеседника булыжники.

Без нужды не задевайте.

Избиение под  знаком юмора.

Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

Заканчивайте  беседу  комплиментом.

        Конфликт  -  это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.

        Человек всегда видится мне как матрешка: есть он сам, внутри него еще один – внутренний, внутри того – еще глубинный – и т.д.; маленькие человечки в большом человеке. При этом, очевидно, что у каждого человечка есть свой мир, свое пространство, свое зрение и слух.

        Создайте теплую атмосферу

        Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: "Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой".

       Если перед вами появился Собеседник, для вас во всем Космосе должны остаться только двое – он и вы, причем Он – в центре. Столб света – вокруг него, а вне этого света – ничего, пустота, мрак. И тогда вы будете видеть его, и только его.

Самый главный человек  на свете - тот, кто  перед вами.

      Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Примите его таким, каков он есть. Самое высокое – полюбите его. По крайней мере, постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился, а когда это произойдет, не скрывайте этого. Дарите ему знаки симпатии и уважения.

Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.

Ищите то, что  вас сближает

        Стиль, манера общения – чем больше в этом будет у вас сходства с собеседником (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше.

        Чем точнее вы пристроитесь к нему, тем легче будет вам обоим.

       Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо лицемерить, но можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Напротив, приучите себя находить то, что может вас сблизить.

Ищите то, что вас сближает.

Настройтесь на волну собеседника

        В каждом из нас живет своя музыка. Ее мелодия и тональность, как правило, меняются от ситуации к ситуации. Но что же будет, если вы, не услышав мелодию собеседника, поведете свою? От такого наложения родится только какофония. Ваши души не встретятся. Поэтому, прежде чем начать звучать самому, послушайте тональность собеседника.

Старайтесь  говорить о предмете, интересующем собеседника.

Почувствуйте  то, что его ВОЛНУЕТ.

         Вслушайтесь, вдумайтесь в это слово: ВОЛНУЕТ. Разглядите душевное волнение (не обязательно ШТОРМ), определяющее погоду в душевном мире вашего собеседника.

          То, что волнует вашего собеседника, должно ВЗВОЛНОВАТЬ и вас – Вы должны понять и разделить его переживания. Если его эмоции и установки для вас неприемлемы, если вам решительно не нравится его душевная погода – все равно сначала станьте его "единочувственником", и только потом – Настройте собеседника на нужную вам волну.

         Он грустит зря и бессмысленно – погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу – разделите его негодование (вы его понимаете, вы – с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что его возмущает.

Не нагнетайте напряженность.

Тем более каждое слово резонансом тянет за собой и всю свою компанию.

Не  кидайте в собеседника  булыжники: не обвиняйте.

         Лучше задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре обидных преувеличений, навешивания ярлыков и крайностей. Если собеседница начинает разговор на уровне: "Вот, все мужчины…", собеседнику, как правило, хочется ответить аналогичным и не менее ударным: "А все женщины…"

Информация о работе Психологи руководства и лидерства