Психокоррекция тревожности и страхов дошкольника и младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилась разработка и проведение методики, направленной на коррекцию страхов и тревожности детей посредством коррекции детско-родительских отношений. Нами были предложены последовательные шаги преодоления детской тревожности и страхов, посредством нижеописанных тренингов и занятий не только с ребенком, но и непосредственно с его родителями или родителем (в ситуации, когда ребенок воспитывается в неполной семье).

Работа содержит 1 файл

Psihokor trevozhn.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Психотерапевт просит пациента определить наиболее стрессовые обстоятельства его жизни, обучает его техникам релаксации и визуализации процессов в организме, физическим и мысленным упражнениям, которые ослабляют стресс и улучшают настроение. Ее пациенты психодраматически разыгрывают свои визуализации и рисунки, а также страхи предстоящего лечения, операций, боли, потери части тела. При этом свои лейкоциты больной должен представить сильными, подвижными, агрессивными, а раковые клетки - немощными и побежденными. Больному предлагают психодраматически разыграть три возможных исхода хирургического вмешательства: смерть на операционном столе, осложнения после операции, успешная операция с безболезненным послеоперационным периодом. Если он выбирает первый вариант, в психодраме отыгрывается смерть пациента, горе всей семьи и похороны. После этого больной обычно переходит к варианту с выздоровлением.

Пациенты составляют совместно с психотерапевтом список реалистичных целей, дающих жизненный смысл, для того, чтобы усилить желание жить в противовес тревожному ожиданию смерти. При этом человек жертвует магической защитой упования на искусство врача ради обретения более активной роли в лечебном процессе. Такая позиция возвращает чувство влияния на качество собственной жизни, а возможно, и на ход самой болезни.

J Когда хирург сказал больному, что надо мужаться, больной стал материться.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который поражает, в частности Т-лимфоциты - помощники (хелперы). Размножаясь, зараженные лимфоциты внедряют вирус во всю иммунную систему. Длительность инкубационного периода от момента заражения до развития СПИДа колеблется от нескольких недель до нескольких лет. Большинство заболевших не умирает непосредственно от СПИДа, а становится беззащитной жертвой других инфекций. Частота самоубийств среди больных в десятки раз превышает средний уровень и в некоторых штатах США доходит до 700 завершенных самоубийств на 100 тыс. населения.

За разнообразие психических расстройств СПИД заслужил название психиатрической энциклопедии. Уже на ранних этапах развивается снижение когнитивных способностей в связи с органическим поражением головного мозга вирусом. Человеку требуется больше времени, чтобы обдумать или запомнить что-то, он быстро устает. Такие явления ухудшают психологическое состояние больного, негативные эмоции ослабляют иммунитет, формируется порочный круг. У многих больных возникает тревожно-тоскливая депрессия с суицидальными попытками, навязчивым страхом смерти, дисфориями. Наблюдаются эпизоды тревожной ажитации, паники, а также чувства безысходности и гнева, нередко направленного на врачей. Затем в течение нескольких недель или месяцев у больных нарастает слабодушие, учащаются периоды помрачения сознания, появляются судорожные припадки, недержание мочи и кала, наступает кома и смерть.

Часто заболевший СПИДом оказывается в изоляции из-за страха заражения. Больной из-за этого может долго скрывать диагноз от членов семьи, а когда тайна раскрывается и близкие люди начинают держаться на расстоянии от него, может проявлять агрессию к ним - в частности, намеренно пытаясь их заразить. Как было описано в разделе "Реакция горя", в ряде случаев близкие переживают предвосхищающую реакцию горя, вызывая у больного ощущение заживо погребенного. Он может реагировать на это саморазрушением: алкоголизироваться и наркотизироваться, травмироваться, пуститься в авантюры, уйти из дома в криминальную среду.

Психотерапия. Ю. Власова и А. Щербаков (2001) описывают программу помощи больным СПИДом, близкие которых переживают преждевременный траур. Авторы рекомендуют временное отделение больного от семьи, с которой проводится семейная терапия. Параллельно с больным решаются следующие задачи:

1) осознание и принятие ситуации;

2) осознание собственных тягостных чувств (обиды, гнева, страха), возникших в качестве ответной реакции на соответствующее поведение близких;

3) делегирование ответственности родным, переживающим преждевременный траур; в результате несколько снижается собственное чувство вины и создаются предпосылки, необходимые для перехода на следующий этап, когда у пациентов зарождаются чувства жалости и сострадания к родным, оказавшимся неспособными к зрелой оценке реальности;

4) прощение родных.

Далее больного включают в группу, где психодраматически разыгрываются мифы, сказки, метафоры, песни, материал творчества самих больных. Типичные сюжеты игры - возвращение в жизнь того, кого считали умершим, оживление, снятие колдовских чар ("Кладбище домашних животных" С. Кинга, "Спящая царевна", "Больница" М. Зощенко, "Карлик Нос" Гауфа и т. д.).

Литература

Бройтигам В. и др. Психосоматическая медицина: Краткий учебник. М., 1999.

Брюдаль Л.Ф. Психические кризисы в новой перспективе. СПб, 1998.

Бусыгина Н. Психологическая помощь онкологическим больным в свете холистической модели болезни // Московский психотерапевтический журнал, 2000. № 1.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.

Власова Ю.И., Щербаков А.С. "Иди вон!" - И вышел умерший…" // Московский психотерапевтический журнал, 2001. № 1.

Гейер М. Междисциплинарные аспекты психотерапии // Базисное руководство по психотерапии / Под ред. А. Хайгл-Эверс и др. СПб., 2001. С. 605-666.

Гройсман А.Л. Медицинская психология. М., 2002.

Ивашов В.В. Как сформулировать "смертный" диагноз // Журнал практического психолога, 2000. № 3-4.

Кернер Ф. Стресс и ваше сердце. М., 2002.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. К., 2001.

Шутценбергер А.А. Драма смертельно больного человека. 15 лет работы в психодраме с больными раком // Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997. С. 217-243. 1994.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

Friedman H., Rosenman R. Type A behavior and your heart. N.Y., 1974.

 



Информация о работе Психокоррекция тревожности и страхов дошкольника и младшего школьника