Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:17, практическая работа
Описание:
Мама обратилась к психологу «Мой ребенок очень стеснительный. Застенчивость мешает ребенку - знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены».
• От объектов страха, например от чуда-юда, который "приходит" в детскую (вот взял манеру каждую ночь туда - сюда, туда-сюда : ) от ночных кошмаров, можно строить "ловушки от страшных снов". Это может быть гениальное сооружение, рожденное инженерной мыслью, с использованием стульев, коробок, сетки, бумаги, ткани. Можно повесить "нечто" на окно, например паутину из туалетной бумаги или еще что-то. Побрызгать "волшебной" водой, проветрить комнату (особенно при страхе душ умерших). Одним словом, фантазируйте, фантазируйте, фантазируйте!
• При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну (см. статью про ритуалы засыпания) и теплая грелка (можно заменить бутылкой) в постель;
• Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах и ночных кошмарах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ- ты и я!
• При дневных и ночных страхах, для избавления от них, нужно приблизить объект страха к реальности. Например, можно прочитать про ЭТО в книге, энциклопедии, придумать, вылепить, чтобы потрогать, изучить страх.
•
При страхах пустых помещений
кладем фонарик под подушку, в
комнату заходим маленькими шажками,постепенно.
Ситуация 4.
Описание:
«У нас с мужем была жизнь-сказка. После рождения ребенка-инвалида ей пришел конец…Начались скандалы, постоянно ссорились, обвиняли друг друга во всем. Наша семья оказалась на грани разрыва. Надеюсь, есть еще шанс наладить отношения…»
Анализ:
Эти проблемы, ссоры начались потому, что и жена, и муж очень переживают болезнь ребенка. И просто-напросто срываются друг на друге, потому что хотят видеть своего ребенка здоровым. Их подсознание ищет причину того, что случилось. В этой ситуации срочно нужно «спасать» семью.
Средства, которые нужно использовать:
- групповая терапия.
Психокоррекционные методики:
Проективный рисунок (арттерания). Эта форма работы обычно членами группы принимается с особым оживлением. Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью красок, фломастеров или карандашей помогает родителям преодолевать порою трудно вербализируемые личные проблемы. В качестве тем предлагаются:
Мой герб и моя жизненная проблема.
Каким я представляла ребенка до рождения и каким я вижу его сейчас.
Какими были мои отношения с мужем до рождения ребенка и какими они стали после его рождения.
Мое настроение.
Могут быть предложены и другие темы. Для воспроизведения своих ощущений на листе бумаги участники группы пользуются как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит об этом рассказать. Затем своими мыслями о нарисованных образах и ощущениями делится и автор рисунка.
Такая
форма работы способствует переключению
группы с вербального уровня осмысления
проблем участников на невербальный,
а также выявляет некоторую скрытую от
самих участников глубину собственных
переживаний. Применение техники арттерапии
позволяет материализовать переживания
родителей и способствует их пониманию
и осмыслению. Но к устранению причин этих
переживаний, их нейтрализации может привести
лишь последующее обсуждение.
Ситуация 5.
Описание:
Пример коррекционной работы психолога на опыте работы школьного психолога с группой младших школьников, которые испытывали трудности в сфере эмоциональных отношений. Дети, учащиеся вторых классов, восьми – девяти лет испытывали состояние психического дискомфорта при посещение школы, при общении с учителем и одноклассниками часто проявляли враждебность, были подвержены тревожности. Это оказывало отрицательное влияние на учебу (низкая успеваемость), на здоровье ребят (повышенная заболеваемость), на желание детей ходить в школу.
Анализ:
Нужно помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Средства, которые нужно использовать:
-
снятие эмоционального
-
создание положительного
- перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;
-
обучение приемам
- психомышечная тренировка.
Психокоррекционные методики:
Передаем друг другу «горячую картошку», «ледышку» (внимание, взаимодействие)
Игра «Передай клубочек» (эмоциональная разминка) Возможны различные варианты игры. Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок. Коллективное рассказывание сказок и историй по кругу с клубочком. Комплименты ребенку, которому попадает клубок. Передача и разматывание клубочка по желанию детей (запутывание). По команде ведущего какой-то ребенок должен выйти из плена, не порвав нить. В этом ему помогут все остальные дети.
Узнать по звуку животное (внимание, память).
Рисование на тему: «Кого или чего боюсь я».
Рисование на свободную тему (рассказ о своем рисунке).
Релаксирующая музыка.