Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:17, практическая работа
Описание:
Мама обратилась к психологу «Мой ребенок очень стеснительный. Застенчивость мешает ребенку - знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены».
Ситуация 1.
Описание:
Мама обратилась к психологу «Мой ребенок очень стеснительный. Застенчивость мешает ребенку - знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены».
Анализ:
Любому родителю важно помнить и донести до своего малыша - мы разные и мы имеем право на эту «разность». Возможно, какие-то отличия нашего ребенка и требуют коррекции и трансформации. Возможно, ему нужна просто адаптация к «окружающему миру». И застенчивость - опять-таки не недостаток, а особенность проявления его чувствительности, творческого архетипа - как только раскроется его творческий потенциал, появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль родителей во многом в этом и заключается - в подготовке детей к выходу в социальное пространство. А проявления стеснительности чаще возникают в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. И подсознательно «привязывают» его к себе. Часто на психотерапевтическом приеме мамы проговариваются - «мы» ходим в садик, «мы» занимаемся рисованием, «мы» научились... И здесь нужна работа именно с мамой, чтобы, наконец, отпустить ребенка, дать ему прочувствовать свое «Я». Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно только предоставить.
Также
застенчивость проявляется в
тех семьях, где преобладает авторитарный
стиль воспитания. Где собственное
чадо как в прокрустово ложе вгоняется
в стереотип «идеального
Средства, которые нужно использовать:
Если вы видите, что у вашего ребенка возникают трудности в общении, проанализируйте свое поведение, возможно, пришло время скорректировать методы воспитания. Сами оставайтесь в любых ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. Не называйте малыша застенчивым. Любой ярлык запускает определенную программу в нашем подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже про себя. Ребенок все равно почувствует, что не соответствует нарисованному вами «образцу». Результат - ощущение еще большей незащищенности и неуверенности.
В
новом окружении ребенок может
испугаться, попроситься на руки или
ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте
к его поведению внимания. Подождите,
когда малыш почувствует
Застенчивые дети не любят сюрпризов - старайтесь готовить их заранее к предстоящим событиям, даже незначительным и, с вашей точки зрения, приятным.
Задействуйте все свои творческие способности - почаще играйте в ролевые игры, играйте с пальчиковыми или другими куклами. В сказке, театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например, разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре.
Вместе с ребенком (не за него, а именно вместе) выбирайте для него «ответственность» - например, за то, что в доме всегда будет хлеб, газета с программой и т. п. в зависимости от возраста. Это прибавит маленькому человеку ощущение значимости, повысит самооценку, разовьет коммуникативные навыки, а к тому же он будет приобретать опыт оперирования деньгами.
Попросите ребенка о помощи в вашем присутствии: узнать у прохожего, который час, вызвать по телефону такси, ответить на телефонный звонок или самостоятельно позвонить родственнику... Вообще, полезно советоваться с детьми, но только в том случае, если вы готовы следовать их советам.
Будет замечательно, если вы подготовите домашний концерт с билетами, программкой, с несколькими приглашенными из ближайшего окружения зрителями. Ведущим актером, которого встретят аплодисментами, конечно, будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно устроить в коридоре галерею его работ...Занимайтесь собственной реализацией и помните: «Вы (родители) - луки, из которых ваши дети, как стрелы, посланы вперед....» (Поэма «Пророк». Дж.Х. Джебран).
Психокоррекционные методики:
-
Игра «Колдун». Колдун заколдовывает
детей так, что они «теряют»
способность говорить. На все
вопросы ребёнок должен
-
«Расскажи стихи руками».
-
Коллективный рисунок «Наш дом»
Ситуация 2.
Описание:
«Моему ребёнку 4 года, дерётся в детсаде. Если что-то делается не по-его, может стукнуть. Недавний случай привел к тому, что во время прогулки в саду он бросил лопатку, которая раскроила ребёнку губу. Его родители сказали, что он "моральный урод", хотя дома он не проявляет такой агрессии, и вполне понимает, что сделал не правильно. Если наказываем( что не переходит рамок нравоучений) - замыкается в себе.
Анализ:
Можно предположить, что ребенок не чувствует границ своего тела, а точнее не чувствует себя в них безопасно. В его фантазиях окружающий мир опасен и угрожающ.
Средства, которые нужно использовать:
Почему так сложилось - это нужно исследовать отношения в семье, изменить немножко меры наказания, добавить(возможно) больше свободы и креативности; это повлечет повышение самооценки и уверенности в себе. А вообще тема детской агрессии всегда сводиться к тому, что злиться ребенок тогда, когда очень обижен, унижен или ранен. Нужно искать источник этого и тогда агрессия уйдет!!
Психокоррекционные методики:
Метод песочной терапии
Этот метод уникален и чудесен в своей простоте. Специалисты используют песок в индивидуальной и в групповой работе. При агрессии также имеется хороший результат. Несколько цитат про этот метод:
"Часто
руки знают, как распутать то,
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Песочная
терапия - это уникальная возможность
исследовать свой внутренний мир
с помощью множества
Песочная
терапия - это возможность выразить
то, для чего трудно подобрать слова,
соприкоснуться с тем, к чему трудно
обратиться напрямую, увидеть в себе
то, что обычно ускользает от сознательного
восприятия.
Ситуация 3.
Описание:
«Моему сыну 2года 3мес, он очень беспокойно спит ночью. Плохо засыпает, и через каждые 2-3 часа плачет, иногда даже не просыпаясь. В течении дня он тоже бывает несколько капризен, но не так, что бы я не могла с этим справится. Играет спокойно, любит долго ковыряться с одной игрушкой и складывать кубики. Рано начал говорить и сейчас очень болтливый, даже когда играет - сам говорит с игрушками».
Анализ:
Причиной могут быть детские страхи, или же ситуация в окружении ребенка. Но для того, чтобы найти возможность помочь ребенку, нужно сначала найти способ узнать, что же его беспокоит. Для этого специалисты рекомендуют, используя свою материнскую интуицию , в мягкой форме завести разговор.
Средства, которые нужно использовать:
- мягкое реагирование на страхи;
- игра;
- рисование.
Психокоррекционные методики:
Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и "взрослый" подход решения к проблеме: " Я не вижу, значит ничего нет". С некоторыми страхами, особенно "возрастными", часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.
Игра. Вообще, игра в психотерапии, как и в развитии личности ребенка, занимает огромную нишу. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные, ролевые, смешанные (предметно-ролевые), спонтанные и организованные (направленные). Пример предметной игры - игра с машинкой, ролевой игры - игра в шофера. Смешенной игрой будет игра с машинкой и воображение себя водителем. Спонтанная игра свободна от правил, точнее содержание игры строят дети, а в организованной существует набор правил.
Игра хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше довериться психологу ил психотерапевту.
Рисование.Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою " ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".
В "чемоданчике" психолога есть еще много способов работы со страхами. Их можно визуализировать, их можно лепить из пластилина или глины, с ними можно общаться, проигрывая в сказках и маленьких сценках (психодрама), про страхи можно сочинять сказки со счастливым концом и много всего другого.
Далее я бы хотела привести некоторые конкретные рекомендации в борьбе со страхами (опыт моих учителей-наставников и мой личный :), которые я активно использую в своей практической работе и рекомендую пациентам (клиентам), когда страх, как самостоятельная проблема или как симптом (признак) чего-то другого имеет место быть в их жизни или в жизни их близких.
Если ребенка беспокоят ночные страхи и кошмары.
• Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;
• Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;
• Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;
• Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;
• Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то включаем на ночь ночник и обсуждаем сон. Желательно увеличить продолжительность сна на час больше вечером/утром + дневной сон. Очень хорошая "поддержка" мягкая игрушка, которая должна быть выбрана вместе с ребенком, как хранитель от страхов во сне. Обговариваем это с ребенком. Объясняем, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр. Еще отличный вариант "ночной поддержки" - "волшебная пижама". Вместе с ребенком выбирается и покупается готовая пижама, обязательно "волшебная", в которой будет хорошо спаться. Дома можно будет добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр. Похожее можно сделать и из простой белой футболки, только этот путь требует больше фантазии и он подходит больше подросткам, особенно при страхах насилия. Обычную белую майку можно разрисовать, обшить цветными пуговицами, сделать вышивку и мн. др. Это должен делать сам ребенок или с помощью взрослого. Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!