Психокоррекционные методики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:17, практическая работа

Описание работы

Описание:

Мама обратилась к психологу «Мой ребенок очень стеснительный. Застенчивость мешает ребенку - знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены».

Работа содержит 1 файл

Ситуации.docx

— 29.35 Кб (Скачать)

    Ситуация  1.

    Описание:

    Мама  обратилась к психологу  «Мой ребенок очень стеснительный. Застенчивость мешает ребенку - знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены».

    Анализ:

    Любому  родителю важно помнить и донести до своего малыша - мы разные и мы имеем право на эту «разность». Возможно, какие-то отличия нашего ребенка и требуют коррекции и трансформации. Возможно, ему нужна просто адаптация к «окружающему миру». И застенчивость - опять-таки не недостаток, а особенность проявления его чувствительности, творческого архетипа - как только раскроется его творческий потенциал, появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль родителей во многом в этом и заключается - в подготовке детей к выходу в социальное пространство. А проявления стеснительности чаще возникают в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. И подсознательно «привязывают» его к себе. Часто на психотерапевтическом приеме мамы проговариваются - «мы» ходим в садик, «мы» занимаемся рисованием, «мы» научились... И здесь нужна работа именно с мамой, чтобы, наконец, отпустить ребенка, дать ему прочувствовать свое «Я». Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно только предоставить.

    Также застенчивость проявляется в  тех семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания. Где собственное  чадо как в прокрустово ложе вгоняется  в стереотип «идеального ребенка». Где его недостатки (не принимаемые  как «отличия») высмеиваются и существует жесткая система поощрений и наказаний.

    Средства, которые нужно  использовать:

    Если  вы видите, что у вашего ребенка  возникают трудности в общении, проанализируйте свое поведение, возможно, пришло время скорректировать методы воспитания. Сами оставайтесь в любых  ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и  невозмутимыми. Не называйте малыша застенчивым. Любой ярлык запускает  определенную программу в нашем  подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже про себя. Ребенок все равно почувствует, что не соответствует нарисованному вами «образцу». Результат - ощущение еще большей незащищенности и неуверенности.

    В новом окружении ребенок может  испугаться, попроситься на руки или  ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте  к его поведению внимания. Подождите, когда малыш почувствует уверенность, он сам отпустит руку или станет на ножки.

    Застенчивые дети не любят сюрпризов - старайтесь готовить их заранее к предстоящим  событиям, даже незначительным и, с  вашей точки зрения, приятным.

    Задействуйте  все свои творческие способности - почаще играйте в ролевые игры, играйте с пальчиковыми или другими куклами. В сказке, театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например, разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре.

    Вместе  с ребенком (не за него, а именно вместе) выбирайте для него «ответственность» - например, за то, что в доме всегда будет хлеб, газета с программой и т. п. в зависимости от возраста. Это прибавит маленькому человеку ощущение значимости, повысит самооценку, разовьет коммуникативные навыки, а к тому же он будет приобретать опыт оперирования деньгами.

    Попросите ребенка о помощи в вашем присутствии: узнать у прохожего, который час, вызвать по телефону такси, ответить на телефонный звонок или самостоятельно позвонить родственнику... Вообще, полезно  советоваться с детьми, но только в  том случае, если вы готовы следовать  их советам.

    Будет замечательно, если вы подготовите  домашний концерт с билетами, программкой, с несколькими приглашенными  из ближайшего окружения зрителями. Ведущим актером, которого встретят аплодисментами, конечно, будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно  устроить в коридоре галерею его  работ...Занимайтесь собственной реализацией и помните: «Вы (родители) - луки, из которых ваши дети, как стрелы, посланы вперед....» (Поэма «Пророк». Дж.Х. Джебран).

    Психокоррекционные методики:

    - Игра «Колдун». Колдун заколдовывает  детей так, что они «теряют»  способность говорить. На все  вопросы ребёнок должен отвечать  жестами. С помощью вопросов  он старается рассказать историю  о том, как его заколдовали.  Указательным пальцем он показывает  направление и предметы, размер  и форму предметов, используя  жесты, их характеризующие, показывает  настроение волшебника и свое  настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает это игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

    -  «Расскажи стихи руками». Ребёнок  старается без слов, с помощью  пантомимы, рассказать известное  всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать,  что он рассказывает.

    - Коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном  большом листе бумаги нарисовать  дом, в котором могла бы жить  вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребёнок  будет рисовать свой уголок  в доме, а, возможно, несколько  детей начнут рисовать общую  комнату. Коллективное рисование  развивает навыки совместной  деятельности, умение договариваться  и соотносить свои замыслы  с замыслами других детей.  

    Ситуация  2.

    Описание:

    «Моему ребёнку 4 года, дерётся в детсаде. Если что-то делается не по-его, может стукнуть. Недавний случай привел к тому, что во время прогулки в саду он бросил лопатку, которая раскроила ребёнку губу. Его родители сказали, что он "моральный урод", хотя дома он не проявляет такой агрессии, и вполне понимает, что сделал не правильно. Если наказываем( что не переходит рамок нравоучений) - замыкается в себе.

    Анализ:

    Можно предположить, что ребенок не чувствует  границ своего тела, а точнее не чувствует  себя в них безопасно. В его  фантазиях окружающий мир  опасен и угрожающ.

    Средства, которые нужно  использовать:

    Почему  так сложилось - это нужно исследовать  отношения в семье, изменить немножко меры наказания, добавить(возможно) больше свободы и креативности; это повлечет повышение самооценки и уверенности в себе. А вообще тема детской агрессии всегда сводиться к тому, что злиться ребенок тогда, когда очень обижен, унижен или ранен. Нужно искать источник этого и тогда агрессия уйдет!!

    Психокоррекционные методики:

    Метод песочной терапии

    Этот метод уникален и чудесен в своей простоте. Специалисты используют песок в индивидуальной и в групповой работе. При агрессии также имеется хороший результат. Несколько цитат про этот метод:                                     

    "Часто  руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К.Г.Юнг.

    Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека –  своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок  захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить  замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. 

    Песочная  терапия - это уникальная возможность  исследовать свой внутренний мир  с помощью множества миниатюрных  фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. 

    Песочная  терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного  восприятия. 

    Ситуация  3.

    Описание:

    «Моему сыну 2года 3мес, он очень беспокойно спит ночью. Плохо засыпает, и через каждые 2-3 часа плачет, иногда даже не просыпаясь. В течении дня он тоже бывает несколько капризен, но не так, что бы я не могла с этим справится. Играет спокойно, любит долго ковыряться с одной игрушкой и складывать кубики. Рано начал говорить и сейчас очень болтливый, даже когда играет - сам говорит с игрушками».

    Анализ:

    Причиной  могут быть детские страхи, или  же ситуация в  окружении ребенка. Но для того, чтобы найти возможность помочь ребенку, нужно сначала найти  способ узнать, что же его беспокоит. Для этого специалисты рекомендуют,  используя свою материнскую интуицию , в мягкой форме завести разговор.

    Средства, которые нужно  использовать:

    - мягкое реагирование на страхи;

    - игра;

    - рисование.

    Психокоррекционные методики:

    Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и "взрослый" подход решения к проблеме: " Я не вижу, значит ничего нет". С некоторыми страхами, особенно "возрастными", часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

    Игра. Вообще, игра в психотерапии, как и в развитии личности ребенка, занимает огромную нишу. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные, ролевые, смешанные (предметно-ролевые), спонтанные и организованные (направленные). Пример предметной игры - игра с машинкой, ролевой игры - игра в шофера. Смешенной игрой будет игра с машинкой и воображение себя водителем. Спонтанная игра свободна от правил, точнее содержание игры строят дети, а в организованной существует набор правил.

    Игра  хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить  в воображаемой реальности волнующую  и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как  в спонтанной игре (предметной, ролевой  или смешанной), когда ребенок  бессознательно будет проигрывать  беспокоящие его вещи, события, а  так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше  довериться психологу ил психотерапевту.

    Рисование.Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою " ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".

    В "чемоданчике" психолога есть еще много способов работы со страхами. Их можно визуализировать, их можно  лепить из пластилина или глины, с  ними можно общаться, проигрывая в  сказках и маленьких сценках (психодрама), про страхи можно сочинять сказки со счастливым концом и много всего другого.

    Далее я бы хотела привести некоторые конкретные рекомендации в борьбе со страхами (опыт моих учителей-наставников и  мой личный :), которые я активно  использую в своей практической работе и рекомендую пациентам (клиентам), когда страх, как самостоятельная  проблема или как симптом (признак) чего-то другого имеет место быть в их жизни или в жизни их близких.

    Если  ребенка беспокоят  ночные страхи и кошмары.

    • Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;

    • Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;

    • Если ночные кошмары возникают в  определенное время сна, то перед  этим надо разбудить ребенка и  положить спать обратно;

    • Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут  после засыпания и положить спать вновь;

    • Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то включаем на ночь ночник и  обсуждаем сон. Желательно увеличить  продолжительность сна на час  больше вечером/утром + дневной сон. Очень хорошая "поддержка" мягкая игрушка, которая должна быть выбрана  вместе с ребенком, как хранитель  от страхов во сне. Обговариваем это  с ребенком. Объясняем, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр. Еще отличный вариант "ночной поддержки" - "волшебная  пижама". Вместе с ребенком выбирается и покупается готовая пижама, обязательно "волшебная", в которой будет  хорошо спаться. Дома можно будет  добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр. Похожее можно сделать и из простой белой футболки, только этот путь требует больше фантазии и он подходит больше подросткам, особенно при страхах насилия. Обычную белую майку можно разрисовать, обшить цветными пуговицами, сделать вышивку и мн. др. Это должен делать сам ребенок или с помощью взрослого. Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!

Информация о работе Психокоррекционные методики