Психогенетические исследования интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.

Работа содержит 1 файл

Психогенетика.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Поскольку исследования деменции и общего интеллекта идут параллельно, они имеют пересекающиеся моменты. Например, ген аполипопротеина, для которого показана значительная связь с деменцией, не имеет ассоциаций с нормальным интеллектом у детей и взрослых.

     Кроме указанных двух генов-кандидатов, к  настоящему моменту обнаружены еще  несколько функциональных полиморфных  локусов, связанных с общим интеллектом. Работа в этом направлении продолжает вестись. Как считают ведущие генетики, работающие в этой области, одной из перспективных стратегий является анализ всех полиморфизмов в конкретных генных системах. Другой возможной стратегией является сканирование всего генома для поиска ассоциаций с интеллектом.

     Помимо  поиска конкретных генов, связанных с интеллектом, важным направлением исследований интеллекта является изучение влияний среды на интеллект. Прежде чем коротко остановиться на этом направлении, следует еще раз напомнить, что все процентные показатели наследуемости интеллекта, относящиеся как к единичному гену-кандидату, так и ко всему комплексу генов, есть лишь характеристики вклада генотипа в популяционную изменчивость. Это означает, что изучение процесса взаимодействия генотипа и среды в ходе развития конкретного фенотипа у конкретного индивида – совершенно самостоятельная задача. Генетика поведения лишь указывает, какие направления исследований перспективны. Например, ясно, что на развитие интеллекта в детстве влияет общая семейная среда. Дальнейшее исследование должно проводиться психологами в контакте с генетиками. На сегодняшний день совершенно очевидно, что интеллект является чрезвычайно сложной психологической характеристикой, складывающейся в процессе взаимодействия многих составляющих при участии генов и среды.

     Влияния среды на интеллект можно подразделить на социальные и биологические факторы

     К социальным факторам можно отнести все, что относится к понятию культурной среды: как, где и с кем живут люди, чем они занимаются. Все это оказывает влияние на их умственные способности. Культура европейца значительно отличается от культуры представителя народов Севера или культуры коренного жителя Центральной Африки. Различия столь многообразны, что с трудом поддаются описанию. Если мы обнаруживаем межкультурные или межэтнические различия в оценках интеллекта, мы можем приписать это различиям культур, а можем объяснить и иначе - тем, что умственные способности представителей этих групп таковы, что своеобразие культуры есть следствие своеобразия их способностей. Рассмотрим, какие социальные факторы влияют на интеллект.

     Одним из факторов является род занятий. Оценки интеллекта могут быть предикторами профессионального уровня человека. В свою очередь, сам род занятий (профессия) влияет на интеллект: чем сложнее работа, тем больше она требует гибкости ума, что способствует повышению интеллекта. Развитие транспорта и других систем коммуникаций, внедрение новых технологий и т.д. приблизило сельскую среду к городской. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и повышение возможностей миграции, что приводит к смешиванию генофондов сельского и городского населения.

     Посещение школы является еще одним средовым фактором, влияющим на интеллект. В свою очередь, интеллект ребенка определяет те условия, в которых он будет учиться. Если ребенок имеет признаки умственной отсталости, его школа заведомо будет отличаться от школы одаренного ребенка. Вне зависимости от исходного уровня интеллекта, посещение школы способно повлиять на его уровень. Дети одного и того же паспортного возраста, посещающие и не посещающие школу, отличаются по уровню IQ. Дети, которые посещают школу регулярно, имеют более высокие оценки IQ, чем те, что часто пропускают занятия или совсем не ходят в школу. Нет сомнения, что школа дает возможность для развития основных интеллектуальных навыков, но степень развития одного и того же навыка различается у конкретных детей.

     Применение  развивающих методов также способно повлиять на уровень интеллекта. Точно так же, как умственные способности детей, растущих в обедненной среде, имеют тенденцию понижаться, интеллект детей, имеющих богатые возможности для развития, обычно повышается. В последние годы и у нас в стране, и за рубежом очень популярны различные развивающие программы, в которых принимают участие дети дошкольного возраста. Лонгитюдное наблюдение детей, участвующих в таких программах, показывает, что они реже попадают в разряд неуспевающих, реже остаются на второй год и чаще поступают в высшую школу, по сравнению с контрольными детьми.

     Исследования  показывают, что благосостояние семьи (ее возможности), речь родителей коррелируют  с оценками интеллекта детей. Однако такие корреляции могут возникать как за счет средовых, так и за счет генетических причин. Исследования интеллекта в психогенетике подтверждают, что в детском возрасте фактор общесемейной среды вносит довольно существенный вклад в вариативность интеллекта (около 30%). Начиная с подросткового возраста, его роль значительно уменьшается.

     К биологическим факторам среды, влияющим на интеллект, относятся пренатальные (связанные с внутриутробным развитием), перинатальные (связанные с периодом, начинающимся за несколько недель до родов и заканчивающимся спустя неделю после родов) и постнатальные. Сюда включаются особенности питания, подверженность токсическим агентам, различные пренатальные и перинатальные стрессоры (например, недоношенность, родовая травма, гипоксия).

     Среди биологических факторов наиболее изученными являются влияния неполноценного питания  и интоксикаций (соединения свинца и алкоголь).

     Показано, что белковое голодание в детстве  приводит к значительному ухудшению  показателей умственного развития детей. Программы помощи детям слаборазвитых стран демонстрируют, что введение нормальной диеты улучшает показатели развития детей даже из беднейших слоев населения этих стран. Показано также, что в странах с нормальным уровнем питания различные пищевые добавки, включающие витамины и микроэлементы, способны благотворно влиять на умственное развитие детей.

     Негативное  влияние на интеллект оказывают  соединения свинца, которые содержатся в выхлопных газах автомобилей  и в промышленных выбросах. У детей, живущих вблизи загрязняющих атмосферу предприятий, уровень свинца в крови выше. Более высокий уровень свинца отрицательно коррелирует с оценками интеллекта в течение всего периода детства. Отрицательное влияние на интеллект оказывает и алкогольная интоксикация плода, если мать употребляет алкоголь во время беременности. В более тяжелых случаях развивается алкогольный синдром плода, сопровождающийся умственной отсталостью и нарушениями физического развития, однако даже не очень большие дозы алкоголя, принимаемые матерью регулярно, влекут за собой снижение интеллекта ребенка на несколько единиц. К числу перинатальных факторов, влияющих на интеллект, относится глубокая недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

     Таким образом, многочисленные исследования показывают, что интеллект человека является сложной системой различных способностей. В его формировании, несомненно, принимают участие наследственные механизмы, однако не нужно думать, что наследственность является решающим фактором в определении уровня интеллекта конкретного человека. Благоприятные условия среды, начиная с ранних этапов развития, безусловно, способны положительно влиять на интеллект. Психологи-практики, основной задачей которых является формирование адекватной среды для максимальной реализации всех возможностей человека, должны осознавать это в полной мере. Даже при неблагоприятном генотипе (например, наследственные заболевания) правильно подобранная среда развития может творить чудеса. 
 
 
 
 
 
 

3. Возрастные изменения  генотип-средовых  соотношений интеллекта

     Первое  длительное прослеживание интеллектуального  развития близнецов было проведено  в рамках Луизвильского лонгитюдного исследования. В нем близнецы тестировались  по интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжении первого года, дважды в год – до трех лет, ежегодно – до 9 лет и последний раз – в 15 лет).

     Прослеживая развитие монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ) близнецов на протяжении 15 лет было показано, что в первый год жизни МЗ и ДЗ близнецы почти не различаются по уровню внутрипарного сходства в показателях интеллекта. Это указывает на то, что в этом интервале основное влияние оказывают систематические средовые факторы (Ес), 60%. Начиная с полутора лет, сходство МЗ близнецов значительно увеличивается и не снижается до 15 лет. ДЗ близнецы достигают наибольшего сходства в их интеллектуальном уровне к 3 годам, а затем с каждым годом становятся всё менее похожими по своим интеллектуальным характеристикам. Эти результаты свидетельствуют о том, что генотипическая детерминация интеллекта (вклад генотипа в его индивидуальные различия) имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.

     Соответственно  изменению роли генотипа в процессе развития изменяется и роль средовых факторов в детерминации показателей  интеллекта.

     Во-первых, в первые годы они играют более  значимую роль, чем генотипические влияния.

     Во-вторых, по мере взросления индивида изменяются показатели общей и различающейся  среды. Если в первый год жизни  они определяют большую часть  дисперсии, то в дальнейшем их роль в изменчивости интеллекта уменьшается.

     В Луизвильском лонгитюде рассматривались  также индивидуальные траектории развития интеллекта. На основании данных каждого  близнеца, полученных в разные периоды  времени, были построены профили  индивидуального развития.

     При сравнении внутри каждой пары профилей близнецов было обнаруженно значительно  большее совпадение хода развития у  партнеров МЗ пар, то есть у генетически  идентичных близнецов, по сравнению  с партнерами ДЗ пар, имеющими в среднем  половину общих генов.

     Уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов. У МЗ близнецов развитие характеризуется  большей синхронностью. Вместе с  тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов, совпадает у них и общая динамика изменений; например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, снижению уровня интеллекта с возрастом оказывается похожей у обоих типов близнецов.

     При сравнении индивидов, относящихся  к разным парам, например, одного МЗ близнеца из пары 1, а другого – из пары 4, наблюдаются различия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития. МЗ близнецы оказываются более похожими друг на друга по динамике развития, и это позволяет предположить, что нелинейность процесса развития, скачки и спады в развитии интеллектуальных функций до некоторой степени зависят от генетических факторов.

     Наиболее  надежное лонгитюдное исследование приемных детей, которое имеется  в настоящее время (Колорадское  исследование приемных детей), позволяет проследить динамику возрастных изменений наследуемости интеллекта лишь до 9 лет. Показатели наследуемости, вычисленные в этом исследовании на основании сопоставления родных и приемных сибсов, оказываются выше, чем в близнецовых исследованиях.

     Согласно  этим данным, генотипическая детерминация интеллекта несколько снижается  в 3 и 4 года, по сравнению с первыми  годами жизни, возвращается к первоначальному  уровню к 7 годам и значительно  увеличивается к 9 годам.

     Генотип-средовые причины возрастных изменений и стабильности различаются в зависимости от того, с какими латентными переменами связаны компоненты фенотипической дисперсии - с общим интеллектом или со специфическими факторами, характерными для отдельных способностей. Общесредовые влияния оказались стабильными, но лишь в той степени, в какой в специальных способностях отражался общий интеллект. То же самое получилось и для различающейся среды: не совпадающие для детей средовые влияния (различающаяся среда) имеют длительные последствия для развития ребенка, но, так же как и в случае общей среды, лишь постольку, поскольку специальные способности связаны с общим интеллектом.

     Оценки  изменения величины генетической компоненты и её возрастной стабильности оказались  иными, нежели для средовых компонент.

     Во-первых, было получено подтверждение того, что генетические факторы определяют стабильность специальных способностей (независимых от фактора д).

     Во-вторых, оказалось, что и общий интеллект  вносит некоторый вклад в стабильность специальных способностей.

     Такое соотношение компонент фенотипической дисперсии интеллекта обнаруживается уже в старшем дошкольном возрасте и остается более или менее  неизменным на протяжении всего детства, юности и, по-видимому, зрелости (неуверенность  в том, насколько достоверны данные, относящиеся к зрелому возрасту, объясняется тем, что работ, проведенных на 30 – 60-летних испытуемых, крайне мало).

     От  рождения до 5 – 6 лет наследуемость интеллекта увеличивается почти от 0 в первый год жизни до 50%. В пожилом возрасте, судя по близнецовым данным, вклад генотипа в изменчивость интеллекта опять существенно изменяется по величине и достигает 80%.

Информация о работе Психогенетические исследования интеллекта