Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:30, контрольная работа
Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.
Оглавление
Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.
Первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.
Первые попытки экспериментально исследовать интеллект опирались на психометрические тесты. Начиная с Альфреда Бине и до сегодняшнего дня, психометрический подход является ведущим в исследованиях интеллекта. Именно на этот подход и ориентируется психогенетика.
Подвергнув факторному анализу различные тесты интеллекта, Ч. Спирмен пришел к выводу, что в основе корреляций между частными оценками по субтестам лежит общий фактор, который он обозначил буквой g (от слова general – общий).
В
исследованиях, проводящихся в психогенетике
и ориентирующихся на психометрический
подход, общепринятым было и продолжает
оставаться представление о существовании
общего фактора интеллекта. Однако
если в ранних работах интерес исследователей
ограничивался выяснением генотип-средовых
детерминант общего интеллекта, то позднее,
с 60-х гг., начинают появляться работы,
посвященные роли генотипа и среды в изменчивости
отдельных когнитивных способностей,
а в последнее десятилетие формируется
качественно новый подход к их исследованию.
Психологические исследования интеллектуальной сферы человека имеют более чем вековую историю. Начиная с работ Ф.Гальтона, проведенных во второй половине XIX в., и по сей день в психологии неизменно сохраняется интерес к индивидуальным различиям, отчетливо проявляющимся в познавательной сфере, в способностях, в творческих потенциалах. Различия между людьми в памяти и внимании, в легкости овладения знаниями и в эффективности их использования, в глубине анализа и широте общения привлекают внимание психологов, занимающихся самыми разными проблемами – развитием, обучением, успешностью профессиональной деятельности.
Устойчивый интерес к интеллектуальной сфере человека у психологов, различающихся по своим теоретическим направлениям и решающих самые разные теоретические и практические задачи, закономерно привел к возникновению множества подходов к изучению интеллекта и более частных особенностей познавательной деятельности, которые принято называть когнитивными способностями. В современной психологии насчитываются десятки направлений, существенно различающихся и по взглядам на структуру интеллектуальных характеристик, и по методам их диагностики, однако наибольшее признание и распространение имеют те направления, которые разработаны в русле психометрической традиции исследования интеллекта.
Одним из наиболее общих определений интеллекта является общая способность к познанию и решению проблем. Все психометрические теории интеллекта исходят из того предположения, что успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе. Эти способности являются латентными переменными, которые невозможно определить непосредственно, но которые проявляются при выполнении разных интеллектуальных тестов. Если баллы, получаемые испытуемыми по разным тестам, коррелируют друг с другом (то есть, если испытуемые, более успешные в одном виде деятельности, оказываются более успешными и в другом), то предполагается, что успешность выполнения этих тестов определяется одной и той же способностью.
Основным методом определения этих латентных переменных (способностей, определяющих успешность выполнения разных заданий) является факторный анализ.
Начало психометрическому подходу, использующему факторный анализ для исследования структуры свойств интеллекта, было положено учеником Ф.Гальтона, английским психологом и статистиком Чарльзом Спирменом.
Ч.Спирмен обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты, оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того чтобы понять причину этих корреляций, Ч.Спирмен разработал в 1904 г. специальную статистическую процедуру (факторный анализ), позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для объяснения связей между разными тестами.
Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Ч.Спирмен пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, лежащего в их основе. Этот фактор он назвал «фактор g» (от слова general – общий). Общий фактор имеет решающее значение для уровня интеллекта: согласно представлениям Ч.Спирмена, люди различаются по своим способностям главным образом потому, что они в разной степени обладают фактором g.
Кроме общего фактора, есть еще и специфические, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение пространственных тестов зависит от фактора g и пространственных способностей, математических тестов – от фактора g и математических способностей. Чем больше влияние фактора g, тем выше корреляции между тестами; чем больше влияние специфических факторов, тем меньше оказывается связь между тестами. Влияние специфических факторов на индивидуальные различия между людьми, как считал Ч.Спирмен, имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентироваться при создании тестов интеллекта.
Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирменом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов – общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмена – двухфакторная теория интеллекта.
Наиболее
адекватными для диагностики
таких общих психологических
характеристик оказались
Наиболее
известную в современной
Структура, предложенная Р.Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень – первичные умственные способности, второй уровень – широкие факторы (в частности, флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень – общий интеллект.
В
исследованиях, проводящихся в психогенетике
и ориентирующихся на психометрический
подход, общепринятым было и продолжает
оставаться представление о существовании
общего фактора интеллекта. Однако если
в ранних работах интерес исследователей
ограничивался выяснением генотип-средовых
детерминант общего интеллекта, то позднее,
с 60-х гг., начинают появляться работы,
посвященные роли генотипа и среды в изменчивости
отдельных когнитивных способностей,
а в последнее десятилетие формируется
качественно новый подход к их исследованию.
Теперь при изучении генотип-средовых
детерминант когнитивных способностей
делаются попытки оценить вклад общего
интеллекта в ту или иную когнитивную
характеристику. Иначе говоря, в современных
работах выясняется, чем обусловлена связь
когнитивных способностей с генотипом
– их связью с общим интеллектом или их
собственной спецификой.
Как уже говорилось ранее, различные тесты когнитивных способностей коррелируют между собой. Измеряя корреляции между оценками способностей, мы получаем фенотипические корреляции. В среднем такие корреляции между различными субтестами составляют 0,30. Фенотипические корреляции – это статистическая связь между параметрами. В основе таких корреляций может лежать зависимость обоих параметров от какого-либо общего фактора. Для субтестов интеллекта это предположительно некий фактор g.
Близнецовый метод позволяет получать так называемые кросс-корреляции. При обычном использовании близнецового метода мы коррелируем оценки близнецов по одному и тому же признаку (например, по решению арифметических задач) и получаем коэффициент корреляции, указывающий на степень сходства или несходства МЗ или ДЗ близнецов. При подсчете кросс-корреляций мы выбираем два признака (допустим, кроме решения арифметических задач, еще складывание геометрического узора из кубиков). Далее корреляции подсчитываются похожим образом, но как бы крест-накрест. Значения первого признака (решение арифметических задач) первого близнеца объединяются для корреляционного анализа со вторым признаком (складыванием узора) второго близнеца. Таким образом, вычисляют коэффициенты кросс-корреляции отдельно в группах МЗ и ДЗ близнецов. Если кросс-корреляции в группе МЗ выше, чем в группе ДЗ, значит, в основе фенотипических корреляций может лежать общий генетический контроль обоих признаков.
На основе кросс-корреляций вычисляются генетические корреляции. Оказалось, что генетические корреляции между отдельными когнитивными способностями гораздо выше их фенотипических корреляций и составляют порядка 0,80. Столь высокие генетические корреляции позволяют предположить существование общего генетического фактора, лежащего в основе умственных способностей.
Одним
из перспективных направлений
Итак, было установлено, что для общего интеллекта, по-видимому, имеет место аддитивный тип наследования и подверженность средовым влияниям. Это означает, что IQ – это сложный количественный признак, зависящий от действия множества генов с суммирующимся эффектом и множества влияний среды. Для поиска генов таких признаков адекватной является процедура анализа сцепления для локусов количественных признаков (QTL). Именно эта процедура и была применена в исследовании Р. Пломина и И. Крейга в 2001 г. (Plomin R., Craig I., 2001). Вслед за этим было выполнено еще несколько подобных исследований, обзор которых приводится в одной из статей Р. Пломина (Plomin R., 2003).
Имеются свидетельства положительной связи между нормальной вариативностью общего интеллекта (или g) с двумя генами-кандидатами. Один из них – катпсин D (CTSD), второй – холинэргический мускариновый рецептор (CHRM2). Эффекты этих генов незначительны (3% и 1% вариативности соответственно), как это и ожидается для локусов количественных признаков (QTL). Чтобы выявить такие эффекты, требуется преодолеть 1% барьер, что обеспечивает 80% вероятность верного определения QTL. Получение таких результатов требует обследования групп испытуемых порядка 800 человек на один генетический маркер.
Работа
по гену CTSD особенно интересна тем,
что она связана с
Информация о работе Психогенетические исследования интеллекта