Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:59, контрольная работа
Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой, антропогенный и другие стрессы.
Введение 3
1.Понятие «стресс» 3
1. «Физические сигналы»: 4
2. Психологические сигналы: 5
2. Виды стресса 6
3. Общий адаптационный синдром (ОАС). Стадии ОАС 8
4. Близкие к «стрессу» психические состояния 9
5. Механизмы стресса 11
Список использованной литературы 19
«Чувствительность к инфекции после лечения противовоспалительными кортикоидами».
У экспериментальных животных, подавление воспаления противовоспалительными гормонами часто сопровождается повышенной чувствительностью к инфекции, возможно потому, что инкапсуляция микробных очагов менее эффективна и возможно частично так же потому, что серологическая защита снижена.
Психологические и психиатрические эффекты передозировки кортикоидов:
С давних пор отмечалось, что различные стероиды - включая дезоксикортикостерон, кортизон, прогестерон и многие другие - могут у различных видов животных (даже у приматов, таких как макака резус) состояние сильного возбуждения, сопровождаемое глубоким обезболиванием. Позже было показано, что такая стероидная анестезия может так же быть вызвана у человека, и, конечно, отмеченные эмоциональные изменения (временами граничащие с психозом), которые могут проявиться у предрасположенных индивидуумов при лечении АКТГ, кортизоном и кортизолом хорошо известны. Некоторые лаборатории сообщили, кроме того, что порог болевой чувствительности экспериментальных животных при электрошоке и их чувствительность к обезболивающим средствам могут быть изменены при помощи кортикоидов. Предсказание Селье о том, что гипофиз имеет способность и стимулировать и подавлять воспалительные реакции - предмет недавних исследований и это доказано. Понятие воспалительных стероидов не было в достаточной степени изучено на данный момент, но противовоспалительный эффект глюкокортикоидов установлен с точностью и сегодня ясно, что надпочечники играют важную физиологическую роль в регуляции иммунных и воспалительных ответных реакций. Непропорциональность гормонов и других медиаторов, изменённая реактивность тканей и признаки нарушений обмена веществ в течение реакций острой фазы, связанных с сепсисом, тяжёлой травмой и шоком - предмет текущих исследований и считается, что это будет очень ценным согласно прогнозу. Вовлечение центральной нервной системы, печени и других органов, таких как почки, так же обоснованно. То, что «создание условий» так же может играть роль в защите животного, так же обосновано. Некоторые трудности могут возникнуть при определении потребности в кортикоидах при инфекции и других видах стресса. Противовоспалительный эффект кортизона и кортизола хорошо известен и широко применяется сегодня в медицине. То, что кортикостероиды повышают чувствительность к инфекции, является общепринятой истиной. Феномен анестезии, вызванной стрессом хорошо известен, но медиаторами, как полагают, в большей степени являются опиоидные пептиды, а не стероидные гормоны.
Чтобы правильно организовать систему мер по диагностике и профилактике стрессовых реакций, нужно знать его механизмы. И здесь нейробиологические и медицинские исследования показывают, что в разных стрессовых ситуациях организм реагирует стереотипно - набором одинаковых нейрофизиологических и биохимических реакций, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс, стрессоры, различны, но они вызывают одинаковую, по сути, биологическую реакцию стресса. Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Различие между «специфическим стрессором» и «комплексом вызываемых им неспецифических реакций» (стрессом) было первым важным шагом в анализе стресса, который связан с именем Г.Селье. Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа.
Исследование физиологии стресса показало, что он всегда развивается по одной и той же выработанной в ходе эволюции схеме. Прежде всего, сигналы от угрожающих раздражителей поступают в мозг. В ответ мозг «кричит» об опасности, усиливая гормональную активность и активность вегетативной нервной системы. С их помощью перераспределяется энергетический потенциал организма. Смысл этого перераспределения состоит в том, чтобы увеличить приток энергии к мозгу и мышцам, за счет ослабления половой, пищевой и иммунной систем.
Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса - «реакции борьбы или бегства».
При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.
При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь и был необходим для быстрого развития мышечной активности.
В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий - требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.
Если после каждого стресса - в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё - требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий.
Таким образом, физическая активность - необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, - это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс - так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д.)
В возникновении и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена:
Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.
Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница - все это следы деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение... Нередко - чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость.
Из всего выше сказанного следует, что стресс - это реакция физического происхождения. Имеет последствия не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри.
Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так, же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями. Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного либо постоянной чрезмерной перегрузкой, либо отсутствием стоящего дела (дистресса безделья).
В 1946 году Селье опубликовал обзор, где он даёт уже всестороннюю теорию общего адаптационного синдрома, которая подтверждена экспериментальными данными. Он так же говорит о том, что возможно существование болезней адаптации. Он заявляет, что после воздействия стресса, первоначально развивается шок, который сопровождается фазой противодействия шоку, и это постепенно переходит в стадию резистентности. Если, однако, стрессор продолжает своё действие, резистентность может перейти в истощение и может наступить смерть. Он указывает, что специфическая и неспецифическая резистентность ориентированы в одном направлении, но эта последняя «перекрёстная резистентность» будет снижаться скорее и оставаться ниже нормы в течение периода резистентности. Он так же представляет данные об изменении содержания сахара и хлоридов в крови и указывает, что содержание белых клеток в крови неизменно повышается в течение стрессового воздействия, независимо от действующего стрессора. Изменения в коре надпочечников и инволюция тимуса так же выражены гистологически. Кора надпочечников становится толще с потерей жировых гранул и граница между пучковой и сетчатой зонами становится неразличимой. В тимусе можно увидеть истощение корковых тимоцитов. Видны обломки ядер и большое количество сморщенных ядер тимоцитов. Он обращает внимание, что эта «акцидентальная инволюция» становится наиболее заметной в течение стадии ответной реакции организма, когда кора надпочечников достигает своего максимального развития. Большие макрофаги захватывают мёртвые клетки тимуса и уносят их с током лимфы. В то же самое время он отметил, что ретикулюм зобной железы (тимуса) возвращается к своему обычному эпителиальному типу, и клетки становятся округлыми или многогранными и богатыми цитоплазмой. Когда инволюция достигает пика, весь орган увеличивается желеобразным отёком. Он указывает, что лимфоузлы, селезёнка и другие лимфатические органы почти так же затрагиваются, как и тимус, хотя они не так быстро вовлекаются и их инволюция не может быть полностью предотвращена удалением надпочечников. Сегодня мы знаем, что разнообразные поражения, включающие травму и инфекцию, стимулируют выход хемотаксисных, противовоспалительных цитокинов и целого ряда других медиаторов из разных клеток в области поражения, которые включают клетки молочной железы, эндотелиальные клетки, кровяные пластинки (тромбоциты). Вышедшие медиаторы привлекают принесённые кровью лейкоциты, такие как нейтрофильные гранулоциты, моноциты/макрофаги, лимфоциты, эозинофилы и базофилы, которые выделяют дополнительные медиаторы и таким образом вносят вклад в воспалительную ответную реакцию. В некоторых случаях определённые цитокины, такие как интерлейкин-1 (ИЛ-1), фактор некроза опухоли-альфа (ФНО-альфа) и интерлейкин-6 (ИЛ-6) обнаруживаются в крови и функционируют как гормоны острой фазы. Они действуют на головной мозг, вызывая лихорадку и другие функциональные изменения (ИЛ-1, ФНО-альфа), способствуют выделению определённых гормонов гипофиза и подавляют другие (большинство которых обозначено в графе, взятой из его статьи), способствуют развитию общего катаболизма (вызванного, прежде всего ФНО-альфа, так же известным как кахектин), стимулируют синтез новых белков сыворотки крови, известных как реагенты острой фазы, в печени (совместное действие ИЛ-6, глюкокортикоидов и катехоламинов), а также вызывают повышение образования лейкоцитов в костном мозге, механизм которого полностью не объяснён. (Для получения большей информации, пожалуйста, смотрите так же статьи Аса и Ковакс, Беседовски и дель Рея, Гэйлларда, Наги и Берцци в этом издании). Таким образом, с недавним открытием цитокинов и распространением признания нами их функций, мы начали заполнять пробелы в учении доктора Селье об адаптационном синдроме, открытом почти полвека назад.
В 1949 году Селье обнаружил, что воспалительная реакция, которая может быть вызвана у крыс парентеральным введением яичного белка, подавляется кортизоном или очищенным АКТГ. С другой стороны, дезоксикортикостерона ацетат, один из минералокортикоидов, имеет тенденцию утяжелять реакцию. Эти эксперименты развили у него интерес к воспалению, которое стало самой длительной темой его исследований и позже привело к суждению, что болезни, подобные ревматоидному артриту, анафилаксии и т.д. являются фактически болезнями адаптации, как заявлено в многочисленных публикациях.
Заключение
В современной массовой культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс, которое является компилятивным собранием симптомов и состояний которые в быту называют стрессом.
Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс - это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс - это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).