Психофизиология стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.
3. Основные положения концепции стресса.
3.1. Общий адаптационный синдром.
3.2. Психологические аспекты стресса.
3.3. Три фазы стресса.
3.4. Устойчивость человека к стрессу.
4. К чему приводит стресс.
5. Способы борьбы со стрессом.
6. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психофизиология стресса.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Одним из факторов стресса  является эмоциональная  напряженность, которая  физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

3.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРЕССА.

Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.

Вообще, так как  индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень  много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении  сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или  физических ресурсов индивидуума для  удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

-- ощущение неопределенной  угрозы;

-- чувство диффузного  опасения и тревожного ожидания;

-- неопределенное  беспокойство,

представляет  собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое, в свою очередь, представляет собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога -- это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование  этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению  поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин  определил тревожный ряд, который  представляет существенный элемент  процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней  напряженности -- не имеет ярко  выраженного оттенка угрозы, служит  лишь сигналом ее приближения,  создавая тягостный душевный  дискомфорт;

2) гиперестезические  реакции -- тревога нарастает,  ранее нейтральные стимулы приобретают  негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно  тревога -- центральный элемент  рассматриваемого ряда. Проявляется  ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность  определить характер угрозы, предсказать  время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх -- тревога,  конкретизированная на определенном  объекте. Хотя объекты, с которыми  связывается тревога, могут и  не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы, нарастание  интенсивности тревожных расстройств  приводит субъекта к представлению  о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое  возбуждение -- вызываемая тревогой  дезорганизация достигает максимума,  и возможность целенаправленной  деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего -- с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной  напряжённости. Необходимо также принимать  во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения  и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

3.3. ТРИ ФАЗЫ СТРЕССА.

Описывая стрессовый процесс, Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги  - наступает непосредственно за  воздействием какого-либо стрессора  и выражается в напряжении  и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов (адреналина и норадреналина). Под действием адреналина увеличивается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым. Также в этой фазе происходит повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки.

Происходящие  на этой фазе изменения функционально  неоднозначны, и не всегда полезны  для организма (например, повышение  артериального давления - необходимый компонент физиологической мобилизации - при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

В основном эти  изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови

2) В фазе сопротивления  (фаза устойчивости) усиливается  секреция кортикостероидов (гормоны,  обладающие выраженным действием  на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают, организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.

3)При длительном  и интенсивном действии стрессора  фаза сопротивления сменяется  фазой истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний;

Механизмы, переводящие  организм из фазы сопротивления в  фазу истощения до сих пор неизвестны.

3.4. УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА  К СТРЕССУ.

Устойчивость  человека к возникновению различных  форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной  ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие  далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне-нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” -- сердечнососудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния -- весьма характерны для современных людей. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В связи с  этим важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие  этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А -- подверженных стрессу, В -- устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

4. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ  СТРЕСС.

Последствия стресса.

По данным новых  исследований подтверждено наличие  связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном  из исследований пять тысяч больных  сообщили, какие события в их жизни  предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням.

Длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят к:

1. инсультам;

2. заболеваниям  желудочно-кишечного тракта (язвенная  болезнь желудка и 12-типерстной  кишки, нарушения аппетита, запоры или диарея и т. д.);

3. нарушениям  сна (бессонница, сонливость);

4. синдрому хронической  усталости, ухудшению памяти, снижению  концентрации;

5. неврозам, депрессивным  состояниям;

6. головным болям,  головокружению;

7. снижению иммунитета;

8. импотенции  и другим расстройствам в сексуальной  сфере;

9. бронхиальной  астме;

10. повышению  уровня «плохого» холестерина,  что приводит к атеросклерозу;

11. ускорению  старения, резкому ухудшению волос,  кожи и ногтей;

12. появлению  сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, гипотония, приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии и др.;

13. возникновению  некоторых кожных заболеваний,  например, экземы;

Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных  людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа. Абсолютно новым является предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще болеют люди, подверженные длительным депрессиям.

Стресс влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение  функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных  факторов. Перечисленные выше заболевания в данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут развиваться и по другим причинам.

Информация о работе Психофизиология стресса