Психофизиология. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

25 кратких ответов.

Работа содержит 1 файл

Психофизиология как наука.doc

— 69.00 Кб (Скачать)
  1. Психофизиология как наука.

    ПФ это наука  о мозговой организации психофизиологических процессов.

    Существует 3 подхода о взаимоотношении мозга  и психики:

    - все психические  процессы обусловлены активностью  мозга;

    - только низшие  психологические процессы обусловлены мозговой деятельностью;

    - мозг является  приемником для неких процессов  возникающих, где то во вселенной.

    Проблема соотношения психологического с физиологическим называют – психофизиология. Большое значение имеет количество связей между нейронами ( а не их количество), а так же между различными блоками головного мозга. 

  1. 3 функциональных блока мозга.
  2. Блок регуляции (обеспечение регуляции сна и бодровствования, жизненного тонуса, дыхание, сердечный центр). Находится в стволовой части мозга.
  3. Блок отвечает за получение, переработку, хранение и воспроизведение информации, память- располагается в височной части.
  4. Блок программирования и контроля психологической деятельности.
 
  1. Строение  нервной системы.
 
   
    нервная система
           
       
         
    центральная НС
   
    Перефирическая НС
     
   
             
   
    Соматическая
 
    Вегетативная
 
                   
       
    Симпатическая
   
    Парасимпатическая

    ЦНС – Мозг головной и спинной

    Перефиририческая  НС – Мягкие ткани (мышцы и органы)

    Соматическая  НС- Скелетные мышцы

    Вегетативная  НС- гладкая мускулатура внутренних органов.

    Симпатическая- отвечает за психологическое состояние  человека при стрессе

    Парасимпатическая- Обеспечение функционала организма  в состоянии покоя и расслабления. 

  1. Психофизиологические  механизмы адаптации  поведения.

    Адаптация- процесс приспособления к меняющимся факторам среды в виде различных психологических и физиологических реакций. Суть любой адаптирующейся системы заключается в способности менять свою реакцию при изменении параметров внешней среды на основе прошлого личного опыта, а так же в способности накапливать и хранить новый опыт. Поэтому приспособление возможно только при условии сохранения механизма в памяти. Высшей степенью адаптации является обучение. В настоящее время человек вынужден приспосабливаться не только к изменениям природных условий, но и к меняющимся социальным условиям и к последствиям человеческой деятельности. Универсальным ответом организма на значительные изменения является общий адаптивный синдром (стресс). 

  1.   Стресс

    Отвечая на возникающую  опасность ( в реальности опасности может и не быть, но ситуация может выглядеть субъективно угрожающей) организм испытывает 2 стратегии: бегство или борьбу.

    Под стрессом понемамается состояние, вызванное чрезмерно сильным воздействием на организм.   

  1. Стадии  развития стресса.

    - стадия тревоги,  активируется симпатический отдел  нервной системы, мобилизируются  защитные силы организма. Концентрация адреналина увеличивается до 300 раз, увеличивается болевой порог, тормозятся воспалительные процессы.

    - стадия резистенции, состояние устойчивого сопротивление организма внешнему воздействию.

    - стадия истощения,  наступает после длительного  воздействия стресса, когда возможности  организма исчерпаны. Изменения носят необратимый характер, при более длительном воздействии стрессора на организм наступает смерть. 

  1. Особенности различных видов  стресса

    По качеству влияния на организм стрессора можно  выделить:

    - физический  стресс (холод);

    - эмоциональный  (вызван реакцией организма).

    Эмоциональные переживания гораздо губительнее  физических. В специфических условиях (невозможность двигаться),  истощают организм на столько, что гибель наступает на 3 сутки.

    По длительности:

    - острый (холодный  душь)

    - хронический,  истощяет организм и способствует  появлению болезней: диабет, аллергия, язва.

    Типичные последствия стресса снижение памяти и внимания.  

  1. Копинг- стратегия

    Стратегия совладения со стрессом. Существует 2 разновидности:

    -. Человек  мах сосредоточен на решении  проблемы (проблемно-центричный копинг)

    - человек полностью  сосредоточен на своем эмоционалном состоянии и не ищет выхода из ситуации (эмоционально-центричный копинг)

    Как только у  человека появляется ощущение, что  он справился со стрессом, последствия  стресса убывают. Иллюзия владения ситуацией снижает негативные последствия. Психотерапевтия. 

  1. Индивидуальные  особенности реагирования на стресс

    Люди типа А подвержены стрессу, в частности  у них развивается болезни  сердца, в результате наличия следующих  особенностей: нетерпеливость, враждебность, повышенная двигательная активность, высокая сосредоточенность. Все остальные люди относятся к типу В. 

  1. Выученная беспомощность.

    В ряде случаев  личностные особенности не имеют  решающего значения для поведения  в стрессовой ситуации, иногда роковую  рол играют внешние обстоятельства, которые имеют характер негативного неизбегаемого потребления. Многократные повторения негативного исхода деятельности индивидаприводят к эффекту «выученной беспомощности» - индивид становится пассивным в любых новых ситуациях, утрачивает любопытство, не обучаем. 

  1. Роль функциональной ассимитрии мозга в процессе адаптации

    Каждое полушарие  использует собственную стратегию  адаптации к меняющимся условиям среды. В процессе приспособления к  новым условиям и при стрессе  в большей степени активируется правое полушарие, которое отвечает за оценку уровня не определенности среды и прогноз маловероятных событий. Правое полушарие пересматривает и корректирует привычные программы центральной регуляции ПФ функций. Коррекция осуществляется целостно, т.е. вся информация поступает в мозг заново, пересматривается и на ее основе создается новая последовательность реагирования, которая осуществляется контролем левого полушария. 

  1.   Не завершенная адаптация и срыв адаптации

    Адаптация является процессом научения, но отличается от классического научения крайне сжатыми сроками переучивания. Эти сроки зависят от скорости изменения параметров среды и от функциональных возможностей организма. Активация мозга в этих условиях является чрезмерной. Если параметры внешней среды не стабильны, то процесс адаптации не может завершиться. Если изменения параметров среды происходят с чрезмерной скоростью, превышающей приспособительные возможности организма, то происходит срыв процесса адаптации. (нарушение сна, депрессия, ипохондрическое состояние).

    Признаками  незавершенной адаптации являются: 
    повышение тревожности, повышение утомляемости, снижение эффективности мышечной деятельности. Незавершенная адаптация провоцирует развитие нарушения поведения.
     

  1. Функциональная  ассиметрия мозга

    3 типа ассиметрии:

    -Моторная  левша- правша, ведущая конечность крупнее;

    -Сенсорная,  ассиметрия органов чувств- ушей, зрения, обоняния.

    -Психическая,  наличие у человека 2х полушарий головного мозга, левое контролирует сенсомоторную сферу правой половины тела и наоборот.

    Так же существует морфологическая ассиметрия (у взрослых левое полушарие больше чем правое).

    При повреждении  левого полушария нарушается произвольная память, а правого непроизвольная. Если повреждается правая часть мозга, то игнорируется левая часть тела.

    Левое полушарие  отвечает за логическое мышление, правое за ассоциативно- метафорическое мышление. Взаимодействие между полушариями осуществляется при помощи комиссур. У левшей они развиты лучше. Если травма полушария произошла в детстве, то не поврежденное полушарие берет на себя те функции.  

  1. Обучение  и специализация  полушарий

    Современное обучение требует участие только левого полушария для обработки  информации. Это сильно ухудшает качество учебного процесса и перегружает левое полушарие, не догружая правое. 

  1.   Леворукость и праворукость

    Левши и амбидекстров больше среди музыкантов и художников. Спортсмены левши показывают большую  выносливость, правши скорость. Ведущая  рука определяется в процессе формирования центра речи (центр речи в правом полушарии, то активна левая рука). Леворукость: наследственная и вследствие повреждения левого полушария.

    Попытки переучить  приводят к заиканию, нервозам, психическим  заболеваниям. 

  1. Метод психофизиологического  исследования

    Многие физиологические  процессы являются электрохимическими. Их можно зафиксировать при помощи специальных электродов, накладываемых на изучаемый участок тела. Величина регистрируемых параметров обычно достаточно мала, поэтому показатели проходят через специальные усилительные устройства и уже, потом передаются на записывающую аппаратуру. ПФ процессы не электрической природы предварительно преобразуют в электрический сигнал, затем регистрируют обычным порядком. Записывающее устройство – полиграф- позволяет зафиксировать электро потенциал по нескольким показателям. Если электроды накладывают на поверхность головы, то запись называется электроэнцифолограммой ЭЭГ, на область сердца ЭКГ, по мышцам – электромиограмма ЭМГ и т.д.  

  1.   Электроэнцифолограмма.

    Впервые снята  в 1929 году, на голову накладывается 5 пар  электродов. Снимаются показатели биоэлектрической активности мозга.

    -альфаритм  у здорового человека в состоянии  покоя

    -бетаритм  в состоянии активного бодровствования

    -гаммаритм  при напряженной умственной деятельности

    -Тета и  дельта ритм- характерны для сна

    -Тета- в лобных  и весковых областях. Дельта не имеет определенной локации.  

  1.   Томограмма.

    Основана на получении изображения срезов головного  мозга с помощью специальной  техники. Идея метода появилась в 1927. 1й томограф был создан в 1979. 

  1.   Психофизиология  памяти

    Память- механизм, позволяющий хранить, перерабатывать, воспроизводить и забывать информацию. Благодаря памяти, человек индифицирует себя в настоящем, воссоздает прошлое, прогнозирует будующее. Процесс получения знаний при помощи памяти называется- учение.

    Следы памяти образуются в процессе научения и называются энграммами. Их повреждение ведет к потере памяти. Неустойчивое состояние энграммы характерное понятие для кратковременной памяти, а закрепление и хранение для долгосрочной.

    Для кратковременной  памяти характерно:

Информация о работе Психофизиология. Ответы