Психофизиологические процессы и состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение психофизиологических процессов и состояний человека.

В рамках данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

- рассмотерть психологические процессы;

- изучить психофизиологические состояния в процессе труда.

Актуальность данной темы в том, что психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь и др. - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

1. Психологические процессы …………………………………………5

2. Психофизиологические состояния………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Психофиз контр..docx

— 35.05 Кб (Скачать)

    Настроения

    Настроение  представляет собой общее эмоциональное  состояние, окрашивающее в течение  значительного времени все поведение  человека. Настроение бывает радостное  или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное  или легкомысленное, раздражительное  или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует  на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом  настроении.

    Стрессы

    Особую  форму переживания чувств, близкую  по своим психологическим характеристикам  к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния или эмоциональный  стресс.

    Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические  компоненты. Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные  воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и  сложные ситуации: необходимость  быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

    При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека. 

  1. Психофизиологические  состояния
 

    Состояние относительного (физиологического) покоя

    Состояние покоя создается включением в  действие конкретных механизмов регуляции, хотя в определенный период истории  развития физиологических представлений  о жизнедеятельности живых систем покой рассматривался как пассивное  состояние.

    Предрабочие состояния

    Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием (осуществлением действия) являются предрабочие (или  предстартовые и стартовые) состояния  человека, связанные с мыслями  о предстоящей деятельности и  мобилизационной готовностью к  ней.

    Предстартовые состояния

    Во  время предстартового состояния  осуществляется настройка организма  на деятельность, выражающаяся в активизации  вегетатики (усиление кровообращения и дыхания, повышение обменных процессов  и возбудимости мышц). Проще говоря, возникает готовность организма  и психики человека к предстоящей  деятельности, к реагированию на сигналы. Имеет значение и волнение человека (эмоциональное возбуждение) перед  предстоящей значимой деятельностью [4, 315].

    Предстартовая лихорадка, впервые описанная О. А. Черниковой (1937), связана с сильным  эмоциональным возбуждением. Она  сопровождается рассеянностью, неустойчивостью  переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении  приводит к снижению критичности, к  капризности, упрямству и грубости в отношениях с близкими, друзьями, тренерами. Внешний вид такого человека сразу позволяет определить его  сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец. При длительном сохранении этого  состояния человек теряет  

аппетит, нередко наблюдаются расстройства кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.

    Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она  возникает либо при нежелании  человека выполнять предстоящую  деятельность из-за частой ее повторяемости («приелась»), либо в случае, когда  при большом желании осуществлять деятельность, как следствие, происходит «перегорание» из-за длительно продолжавшегося  эмоционального возбуждения. Апатия сопровождается сниженным уровнем активации, торможением, общей вялостью, сонливостью, замедленностью движений, ухудшением внимания и восприятия, урежением и неравномерностью пульса, ослаблением волевых процессов.

    Боевое  возбуждение (или «боевая готовность»)

    Боевое  возбуждение (или «боевая готовность»), является оптимальным предстартовым  состоянием, во время которого наблюдаются  желание и настрой человека на предстоящую борьбу. Эмоциональное  возбуждение средней интенсивности  помогает мобилизации и собранности  человека. Особой формой состояния боевого возбуждения является поведение человека при угрозе агрессии со стороны другого человека при возникновении конфликта. Это решимость дать противнику отпор.

    Состояние врабатывания

    В начальном периоде деятельности функциональные системы и организм в целом, несмотря на предрабочие  сдвиги, не достигают состояния, необходимого для успешного функционирования. Начало работы тоже не дает возможности  сразу достигнуть необходимого рабочего состояния. Нужен некоторый срок, чтобы оно было постепенно достигнуто. Процесс перехода системы из состояния  покоя в рабочее состояние  называется врабатыванием. 
 
 

    Необходимость данного переходного состояния  обусловлена прежде всего тем, что  всякая система, находящаяся в каком-либо состоянии, проявляет свойство инертности, стремление сохранить это состояние. Нужны новые силы, способные противоборствовать силам инерции, чтобы перевести  интенсивность функционирования систем, обеспечивающих деятельность, на более  высокий уровень. Например, интенсивность  обмена веществ в работающей мышце  в несколько сот раз выше, чем  в мышце, находящейся в состоянии  покоя. Естественно, трудно надеяться, что сразу с началом работы интенсивность обменных процессов  установится на необходимом уровне. Ведь для этого прежде всего нужно  «раскачать» сердечно-сосудистую и  дыхательные системы.

    Оптимальное рабочее состояние

    Создание  оптимальных условий для деятельности человека или какой-либо функциональной системы, обеспечивающей выполнение стоящего перед человеком задания, приводит эту функциональную систему в  оптимальное (наилучшее) рабочее состояние.

    Состояние тренированности и «спортивной  формы» как устойчивое оптимальное функциональное состояние

    Длительное  и систематическое выполнение какой-либо деятельности приводит к возникновению  перманентного (хронического) оптимального рабочего состояния. Об этом свидетельствует  сравнение рабочих характеристик  тренированных и нетренированных  людей (в частности, спортсменов).

    Чем лучше тренирован человек, тем лучшие результаты он показывает, что свидетельствует  о постепенном достижении максимума  функции. Тренированный человек  более стабилен в показываемых результатах (малая колеблемость максимума функции), он быстрее врабатывается в деятельность и быстрее восстанавливается  после нее. На единицу работы он затрачивает  меньше энергии («феномен эко-номизации»). 

    Наивысшую работоспособность в тренировочном  цикле называют «спортивной формой». Однако это понятие может быть применено не только в отношении  спортивной, но и других видов деятельности, в которых требуется достижение максимальной готовности к определенному  сроку (к музыкальному конкурсу, к  экзамену, к защите диссертации и  т. д.). До сих пор данное понятие  недостаточно определено и вызывает время от времени оживленную дискуссию, которая сводится к тому, является ли состояние «спортивной формы» качественно иным, чем состояние  высокой тренированности, или нет.

    Чрезмерные  по силе, длительности или частоте  психические и физические воздействия  приводят к развитию тормозных состояний, которые Н. Е. Введенский назвал парабиозом («пара» – около, «биос» – жизнь).

    Согласно  представлениям Введенского, при переходе от возбуждения к тормозному состоянию  возникают парабиотические стадии. Особенностью этих стадий является нарушение  силовых отношений и изменение качества реагирования.

    В первой стадии, названной уравнительной, как на сильный, так и на слабый раздражитель реакция по величине оказывается  одинаковой. Во второй стадии – парадоксальной–  на сильный раздражитель возникает  меньшая реакция, чем на слабый. В  третьей стадии – тормозной –  ответа нет ни на сильный, ни на слабый раздражитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Целью данной работы было рассмотрение и  изучение психофизиологических процессов  и состояний человека.

    В рамках данной цели были поставлены и  решены  следующие задачи:

    - рассмотрены психологические процессы;

    - изучены психофизиологические состояния  в процессе труда.

    Сделаем выводы:

    Независимо  от того, деятелен или бездеятелен  человек, состояния по своей физиологической  природе всегда активны. Под этим понимается, что, во-первых, состояние  – это отражение определенного  уровня активации определенных структур и систем организма, реакция на определенную ситуацию, стимул; во-вторых, оно возникает  в процессе саморегуляции организма  и личности. Это относится не только к рабочим состояниям человека, возникающим  в процессе его деятельности, но и к состоянию покоя в различных  его формах.

    Так, в результате многочисленных электрофизиологических исследований установлено, что даже при отсутствии нарочитых раздражений  рецепторы посылают в центральную  нервную систему редкие асинхронные  импульсы возбуждения (фоновая афферентная  импульса-ция). В свою очередь, нервные  клетки также периодически отправляют асинхронные импульсы возбуждения  к другим нервным клеткам (фоновая  межцентральная импульсация) и в  исполнительные органы (фоновая эфферентация, или субординационная импульсация). Данная фоновая импульсация снижает  возбудимость клеток, организуя таким  образом определенный уровень покоя.

    В любом психофизиологическом состоянии  его разные уровни должны быть обязательно  представлены, и только по совокупности показателей, отражающих изменения  на каждом уровне, можно сделать  заключение об имеющемся у человека состоянии. Следовательно, психофизиологическое  

состояние характеризуется синдромом, т. е. совокупностью  симптомов, а не отдельным симптомом, пусть даже и очень важным с  точки зрения диагностики.

    Ни  поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые по отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты сердечных  сокращений может наблюдаться при  различных состояниях (утомление, тревога, страх), а сокращение времени простой  сенсомоторной реакции может  свидетельствовать как об оптимальном  состоянии человека, так и о  неоптимальном (состояние монотонии). Кроме того, одному и тому же переживанию, могут соответствовать разные формы  поведения.

    Например, поведение разных людей при одном  и том же состоянии может быть различным вследствие различий в  проявлении волевых качеств, помогающих преодолевать нежелательные формы  поведения (желание убежать при  появлении опасности, прекратить работу при появлении усталости и  т. д.).

    Каждому неблагоприятному состоянию соответствует  какое-либо волевое качество: состоянию  неуверенности – решительность, состоянию страха – смелость, состоянию  утомления и монотонии – терпеливость, состоянию фрустрации – упорство и настойчивость, состоянию злости – выдержка.

    Сказанное выше позволяет сделать вывод, что  главная функция (предназначение) психофизиологических состояний – адаптация (приспособление) организма к изменившимся условиям существования. 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Психофизиология. Под редакцией Ю. И. Александрова. Издательство: Питер, 2007 г., 464 стр.
  2. .Психофизиология состояний человека. Ильин Е. П — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил.
  3. Психология труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И., Бондарчук. — 2-е изд., доп. и пере-раб. — К.: МАУП, 2004. — 112 с: ил.
  4. Психология труда.  Носкова О.Г. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
  5. Ю.В.Щербатых "Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах»:". - М.:Кнорус, 2011. - 248 с.

Информация о работе Психофизиологические процессы и состояния