Психофизиологические процессы и состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение психофизиологических процессов и состояний человека.

В рамках данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

- рассмотерть психологические процессы;

- изучить психофизиологические состояния в процессе труда.

Актуальность данной темы в том, что психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь и др. - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

1. Психологические процессы …………………………………………5

2. Психофизиологические состояния………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Психофиз контр..docx

— 35.05 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра Экономики труда  и управления персоналом

Факультет Менеджмента  и Маркетинга

Специальность Экономика труда 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 

по  дисциплине Психофизиологические основы управления персоналом

Тема  Вариант 6

«Психофизиологические процессы и состояния» 

Студент: Краснова Елена Алексеевна

Курс 6   № группы  1

Личное дело № 06МЭБ02966

Преподаватель:  Барабаш Олег Евгеньевич 
 
 

Пенза 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

1. Психологические процессы …………………………………………5

2. Психофизиологические состояния………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………14

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Целью данной работы является рассмотрение и изучение психофизиологических процессов  и состояний человека.

    В рамках данной цели необходимо поставить  и решить следующие задачи:

    - рассмотерть психологические процессы;

    - изучить психофизиологические состояния  в процессе труда.

    Актуальность  данной темы в том, что психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь и др. - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

    Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или  иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства  по отношению к ним. Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл  ситуации для человека с точки  зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения  
 

предстоящего  действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

    Структура эмоциональных процессов существенно  отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и  состояния человека.

    Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

    Функциональные  состояния человека различаются  степенью активности его функциональных систем (функциональным уровнем). В  связи с этим можно говорить о  состояниях покоя и деятельностных (рабочих) функциональных состояниях. Последние изменяются в процессе работы человека, в связи с чем  выделяют фазы изменения работоспособности: предстартовую, стартовую, врабатывания, устойчивой работоспособности, утомления  и восстановления.

    Психофизиологическое  состояние – целостные реакции  личности на внешние и внутренние стимулы, неразрывное единство трех составляющих: 1.Психической (переживания). 2. Физиологической (саматика и вегетатика). 3. Поведенческой.

    Психофизиологическое  обеспечение профессиональной деятельности является принципиальным звеном в комплексе  мероприятий, проводимых медиками, психологами  и инспекторами по охране труда в  интересах сохранения здоровья и  мастерски надежной деятельности профессионалов, повышая сохранность и эффективность  трудовой деятельности. 
 
 
 

  1. Психологические процессы

    Восприятие

    Восприятие  в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются  его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости [3, с.58].

    Можно привести несколько вариантов определения  понятия «восприятие»:

    Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности  органов чувств.

    Восприятием называется отражение предметов  или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и  явлений в целом, а не отдельных  их свойств, как это происходит при  ощущении.

    Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно  новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.

    Восприятие - форма целостного психического отражения  предметов или явлений при  их непосредственном воздействии на органы чувств. 

    Внимание

    Внимание - направленность и сосредоточенность  сознания на каком-нибудь предмете, явлении  или деятельности. Направленность сознания - выбор объекта, а сосредоточенность  предполагает отвлечение от всего, что  не имеет отношения к этому  объекту.

    Внимание  обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение  его в психике. Объект внимания оказывается  в центре нашего сознания, все остальное  воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может  меняться.

    Внимание  не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно  или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов [1, с 125].

    Внимание  имеет некоторые особенности, которые  у разных людей проявляются в  разной степени.

    Мышление

    Мышление - опосредованное и обобщенное отражение  существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

    В мышлении устанавливается отношение  условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной  ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

    Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями  в речедвигательной зоне коры головного  мозга. Особенностью внутренней речи является ее  

сокращенность, конспективность, свернутость. Но при  возникновении мыслительных затруднений  внутренняя речь принимает развернутую  форму и нередко переходит  в шепотную или громкую речь. Это  позволяет лучше анализировать  и закреплять абстрактный речевой  материал: формулировки, условия задач и т.п.

    В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы  мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как  процесс решения творческих, нестандартных задач.

    Мыслительная  деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение  какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных  задач, составных частей общей проблемы [4, с.218].

    Мыслительные  действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление  непосредственно не данных, скрытых  свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

    К мыслительным операциям относятся  сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.

    Речь

    Одним из основных отличий человека от животного  мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь -- это процесс  общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. 
 
 

    Чувства

    Чувства - это переживаемые в различной  форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его  жизни, что он познает или делает.

    Чувства - особое испытываемое субъектом психическое  состояние, где восприятие и понимание  чего-либо, знание о чем-либо выступает  в единстве с личным отношением к  воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях  говорят о чувстве как особом эмоциональном состоянии человека.

    Аффекты

    Аффекты -- это особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая  возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную  окраску. С точки зрения того, в  какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь  поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность.

    Аффекты способствуют формированию в восприятии так нарываемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта  подчиняется следующему закону: чем  более сильным является «исходный  мотивационный стимул поведения  и чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее «возникающий аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с  

кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная  напряженность, накапливаемая в  результате возникновения аффектогенных  ситуаций, может суммироваться и  рано или поздно, если ей вовремя  не дать выхода, привести к сильной  и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Информация о работе Психофизиологические процессы и состояния