Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности

Автор: Эльмира Рахматуллина, 09 Декабря 2010 в 17:02, научная работа

Описание работы

Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика. Костно-суставная патология. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.

Работа содержит 1 файл

физра.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутной ее проведении в повышении  работоспособности на 10%.

Микропаузы  в учебном труде студентов  с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. 
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

Использование «малых форм» физической культуры в  учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его  условий, повышении работоспособности.

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно- трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.

В цикле  исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании  средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Информация о работе Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности