Автор: Эльмира Рахматуллина, 09 Декабря 2010 в 17:02, научная работа
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика. Костно-суставная патология. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
2) между
объективно текущим
3) Между
стремлением к
Эти противоречия
создают высокое нервно-
Студенческий
возраст характеризуется
Студенческий возраст является также
заключительным этапом поступательного
возрастного развития психофизиологических
и двигательных возможностей организма.
Молодые люди в этот период обладают большими
возможностями для напряженного учебного
труда.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним
относятся целый ряд
1) Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом
2) Отсутствие
хорошо налаженных
3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».
4) Сопутствующее
поступлению в вуз новые
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.
На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.
Критическим
и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный
период 0 один из вариантов стрессовой
ситуации, протекающий в большинстве случаев
в условиях дефицита времени и характеризующийся
повышенной ответственности с элементом
напряженности. Отрицательное воздействие
на организм усиливается при суммарно
влиянии нескольких факторов риска, когда
они воздействуют одновременно и принимают
хронический характер.
Работоспособность
определяется как способность человека
к выполнению конкретной умственной
деятельности в рамках заданных временных
лимитов и параметров эффективности. Основу
работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные
психофизические особенности, например,
память, внимание, мышление и т.д.; физиологические
– состояние сердечнососудистой, дыхательной,
мышечной, эндокринной и других систем;
физические – уровень развития выносливости,
силы, быстроты движений и др.: совокупность
специальных качеств, необходимых в конкретной
деятельности.
Работоспособность зависит от возможностей
человека, адекватных уровню мотивации
и поставленной цели.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день
Учебный
день студенты, как правило, не начинают
сразу с высокой продуктивности
учебного труда. После звонка они не могут
сразу сосредоточиться и активно включиться
в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более
30 минут, прежде чем работоспособность
достигает оптимального уровня.
Этот период врабатывания характеризуется
постепенным повышением работоспособности
с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.
Учебный
день студента кроме аудиторных занятий
включает самоподготовку. Наличие второго
подъема работоспособности
Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие)
Динамика
умственной работоспособности в
учебном недельном цикле
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности
Начало
второго полугодия также
1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности
со второй половины февраля до начала
апреля характеризуется устойчивым уровнем.
Причем, этот уровень может быть выше,
чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются
признаки снижения работоспособности,
обусловленные возникающим утомлением.
В зачетную сессию и в период экзаменов
снижение работоспособности выражено
резче, чем в первом полугодии. Процесс
восстановления отличается более медленным
развитием, вследствие значительной глубины
утомления
3.
Основные причины
изменения состояния
студентов в учебном
году и факторы,
ее определяющие
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
Сразу
после экзаменационной сессии наблюдается
снижение общего функционального состояния,
толерантности организма к физическим
нагрузкам и возрастание требований к
профессионально важным интеллектуальным
характеристикам личности. Происходит
снижение компонентов клинического статуса
и функциональной устойчивости к физическим
нагрузкам и повышение профессионально
важных интеллектуальных качеств. Такую
динамику можно объяснить следующим образом:
сам учебный процесс с нарастанием его
интенсификации к экзаменационной сессии
является мощным тренингом к стимуляции
долговременной и оперативной памяти,
логического и эвристического мышления,
объема и переключения внимания, зрительно-
моторного восприятия, позволяющим повысить
резервы интеллектуального труда.
В то же время, к началу экзаменационной
сессии возрастает время нахождения студентов
в состоянии гиподинамии, нарушение режима
труда и отдыха, питания. Возрастает негативное
влияние увеличения интоксикации никотином,
временной тонизации посредством тонина
и кофеина при повышенном потреблении
крепкого чая и кофе, что в совокупности
приводит к снижению общей физической
тренированности, общему физическому
утомлению.
Информация о работе Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности