Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

ПСИХОДИАГОНСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Содержание

Тема: "Психодиагностика".
Глава 1 - Предмет психодиагностика
Глава 2 - История психодиагностики
Глава 3 - Методологические основы психодиагностики
Глава 4 - Компьютерная психодиагностика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

— 30.10 Кб (Скачать)

4)    принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).

Результат работы психолога в области  теоретической психодиагнностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика - решенная психологическая  задача, где есть способы получения  психологической информации, возможные  ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят  имена их авторов - тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.

Взаимосвязь различных теоретических  подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную  степень достоверности.

 

ГЛАВА 4 
Компьютерная психодиагностика 

 

Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями. Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой несколько важных, с точки зрения развития практической психодиагностики, эффектов:

?    автоматизация рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных;

?    проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки, как результат оперативности обработки информации;

?    реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, по-новому организовать стимульную последовательность, регистрировать ранее недоступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.д.;

?    создание новых алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта.

Все перечисленные эффекты имеют  место только при использовании  в психодиагностике компьютерных технологий.

Большое количество положительных  черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Изменение условий психодиагностического  эксперимента, пусть и в лучшую сторону с позиции стандартизации, требует обязательной проверки компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному  аналогу - “ручной” технологии. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером  у испытуемого могут возникать, например, эффекты “психологического  барьера” или “сверхдоверия”. Поэтому автоматизированные системы психодиагностических исследований должны подвергаться рестандартизации. Общий взгляд на структуру психодиагностического исследования как взаимодействия экспериментатора и сложных информационных потоков позволяет выделит три основных направления развития компьютерной психодиагностики:

?    создание развитых баз психодиагностических данных;

?    разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации;

?    построение интеллектуальных психодиагностических систем

Базы психодиагностических данных

Основная задача баз данных - унификация внутреннего представления разнотипной  информации и устранение дублирования информации.

Во-первых, базы данных позволяют накапливать  и хранить практически неограниченное количество информации и данных. Во-вторых, базы данных позволяют проводить  регулярные и оперативные уточнения  статистических характеристик изучаемых  контингентов.

Компьютерные методы анализа психдиагностических данных

Компьютерный анализ данных - обширная область, включающая в себя совокупность методов и средств извлечения из упорядоченных определенным образом  данных информации для принятия решений.

Современные компьютеры с их способностью выполнять большой объем счетных  и логических операций дают возможность  использовать более совершенные  подходы к анализу данных и  конструированию тестов, позволяют  полнее учитывать сложную структуру  психодиагностической информации.

Интеллектуальные  психодиагностические системы

Современные компьютеры берут на себя не только значительную часть труда  программиста, но и учатся “думать” в самых различных предметных областях. Это направление сформировалось в 80-е годы на основе исследований искусственного интеллекта и известно как производство интеллектуальных систем. Интеллектуальные системы предназначены для выполнения на компьютере таких практических задач, которые называются интеллектуальными, если они выполняются людьми. Примерами  интеллектуальных являются задачи понимания  и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, анализа, синтеза и обработки  изображений, перевода с одного естественного  языка на другой, принятия решений  в условиях изменяющегося окружения  и т.п.

Примером интеллектуальной психодиагностической системы может служить отечественная  разработка, обозначенная авторами как 17ЛФ. Она отличается от своего предшественника - теста 16PF Р.Кеттела существенной модернизацией. В ней , в частности:

?    скорректированы пункты оригинальной методики;

?    осуществлена полная психометрическая адаптация теста;

?    повышена надежность шкал опросника за счет учета вклада ответа на один вопрос в несколько факторных шкал;

?    используются приемы управления стратегией испытуемого с помощью психологической обратной связи (контроль балла “лжи” и возврат к первому вопросу теста при превышении определенного порога) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

Говоря о психодиагностике как  отрасли прикладной психологии нельзя не сказать о том, что помимо методического  обеспечения она подразумевает  и умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях(ситуация клиента, экспертиза и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставление клиенту обратной связи о результатах; а также профессионально-этические стандарты и требования к диагносту. Последние подразумевают профессиональную компетентность; ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничения доступа  непрофессионалов к психодиагностическим методам; соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента о получении информации о целях и основных результатах обследования.

Соблюдение принципов психокорекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.

 

Список использованной литературы: 

 

1.Психологический словарь, М., 1996

2.Шнейдер Л.Б., Основы психодиагностики, М., 1995

3.Абрамова Г.С., Введение в практическую  психологию, Екатеринбург, 1995

4.Основы психодиагностики, под.ред. Шмелева, Р-н-Д, 1996

5.Дюк В.А., Компьютерная диагностика,  С-Пб, 1994

6.Немов Р.С., Психология, М., 1995, т.3.

 


Информация о работе Психодиагностика