Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

ПСИХОДИАГОНСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Содержание

Тема: "Психодиагностика".
Глава 1 - Предмет психодиагностика
Глава 2 - История психодиагностики
Глава 3 - Методологические основы психодиагностики
Глава 4 - Компьютерная психодиагностика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

— 30.10 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психодиагностике

 

 

Тема: "Психодиагностика"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы 7101-24

Очного отделения

Сунгатуллина А.Э

 

Проверила

Доц.каф КСПП

Соколова М.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Тема: "Психодиагностика".

Глава 1 - Предмет психодиагностика

Глава 2 - История психодиагностики

Глава 3 - Методологические основы психодиагностики

Глава 4 - Компьютерная психодиагностика

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Предмет психодиагностика

ПСИХОДИАГОНСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния  определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его  существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.

Переход от поверхностных, наблюдаемых  симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик  и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать  и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные  переменные). Особая трудность психологической  диагностики заключается в том, что между признаками и категориями  не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.

Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

Таким образом, современное понятие "психодиагностики" тесно связано  с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как  кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать взаимодополняя друг друга оба этих подхода.

Стандартизованные количественные тесты  эффективнее в тех случаях, когда  нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в  кратчайшие сроки и при этом принять  строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог - диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства.

А психологический диагноз состоит  не из одного слова - названия типа личности или болезни, а имеет развернутый  и комплексный характер. В современной  психодиагностике психологический  диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан с прогнозом возможных психических  заболеваний. Он может быть поставлен  любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной  заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса  взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов  личности. Например, сюда может входить  констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровня способности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т.п. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум  два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма - это средний  диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который  характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

 

Глава 2

История психодиагностики.  

 

Психодиагностика прошла значительный путь развития и  становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.

Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в  развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная  психология. И это закономерно, так  как экспериментальный подход лежит  в основе психодиагностических методик.

Началом возникновения экспериментальной  психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм  Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной  психологии. В его лаборатории  изучались в основном ощущения и  вызываемые ими  двигательные акты - реакции, а так же периферическое и бинокулярное   зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука  о методах экспериментальной  дифференциальной психологии, изучающая  психологические различия между  людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.

Основоположники и последователи  различных психологических школ по разному отвечали на запросы практики.

Тестовые методики тесно связаны  с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма складывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные  причинные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды стремиться изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную  психологию и психоанализ.

Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.

Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных  ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).

Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х - 40-е годы, когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной. Подавляющее большинство наиболее распространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период. Наконец в 40-е - 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е годы.

В нашей стране начиная с работ  Г.И.Россолимо (1910-е г), проводилась  большая работа по созданию и адаптации  методов психодиагностики интеллектуального  развития, распространение которых  приняло в 20-х начале 30-х годов  массовый характер. Распространенная практика некритического отношения  непрофессионалов к результатам  тестирования и скоропалительного  вынесения на их основе административных решений послужила поводом для  прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а  также ее практического применения. Возвращение психодиагностики в  советскую психологию произошло  лишь в конце 60-х начале 70-х годов.

 

ГЛАВА 3

Методологические  основы психодиагностики

Психодиагностика - это не только направление  практической психологии, но и теоретическая  дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными  и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов,  характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1)    Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;

2)    Каким способом зафиксировать их наличие.

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию - появление все новых и новых отраслей психологии.

Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а  также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:

1)    принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);

2)    принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);

3)    принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);

Информация о работе Психодиагностика