Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

диагностика психики
1. Тестирование
Слово «тест» означает «проба», «испытание». В психодиагностике этим понятием обозначают любую процедуру, которая используется для измерения психологического фактора или оценки некоторой способности. Обычно это ансамбль стандартизированных заданий, время их выполнения часто ограничивается. Результаты тестов поддаются количественной и качественной оценке, что позволяет установить некоторые индивидуально-психологические особенности личности. Проведение называется тестированием.
Одна из наиболее привычных тестовых ситуаций - это ответ на какой-либо вопрос. Обычно при тестировании человеку предлагается выбрать один ответ из нескольких возможных. Существуют вопросы, на которые заранее известен правильный ответ (загадки, головоломки и т. п.), они используются для тестирования интеллекта. Для тестирования свойств личности используются вопросы, на которые однозначного правильного ответа не существует, поскольку они касаются не объективных фактов, а субъективного восприятия человеком себя и окружающего мира.

Работа содержит 1 файл

марина психодиагностика к,р.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Психодиагностика» 
 
 
 
 

Литвиновой  Марины Андреевны

Специальность: социально-культурный сервис и туризм,

1 курс, 107а  группа 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2008

 

     Методы  психодиагностики

    1. Тестирование

    Слово «тест» означает «проба», «испытание». В психодиагностике этим понятием обозначают любую процедуру, которая используется для измерения психологического фактора или оценки некоторой способности. Обычно это ансамбль стандартизированных заданий, время их выполнения часто ограничивается. Результаты тестов поддаются количественной и качественной оценке, что позволяет установить некоторые индивидуально-психологические   особенности личности. Проведение называется тестированием.

    Одна  из наиболее привычных тестовых ситуаций - это ответ на какой-либо вопрос. Обычно при тестировании человеку предлагается выбрать один ответ из нескольких возможных. Существуют вопросы, на которые заранее известен правильный ответ (загадки, головоломки и т. п.), они используются для тестирования интеллекта. Для тестирования свойств личности используются вопросы, на которые однозначного правильного ответа не существует, поскольку они касаются не объективных фактов, а субъективного восприятия человеком себя и окружающего мира.

    Чаще  всего невозможно сделать однозначный  вывод о свойстве интеллекта или  личности на основании ответа только на один вопрос, так как этот ответ может оказаться обусловленным не предусмотренными авторами теста факторами (например, просто неправильным пониманием вопроса). Кроме того, свойства редко абсолютно выражены или абсолютно отсутствуют. В случае, когда свойство присутствует, но не в самой сильной степени, ответы на некоторые связанные с ним вопросы вполне могут отличаться от эталонных. Поэтому тесты обычно содержат достаточно большое количество вопросов. Чтобы выяснить степень выраженности некоторого свойства интеллекта или личности, человеку предлагается несколько вопросов, ответы на которые связаны с этим свойством.

    В личностный тест-опросник включается обычно несколько десятков вопросов. Каждый из них относится к одной или нескольким шкалам, иногда к двум-трем, но тестируемому, естественно, лучше не знать, к какой шкале относится тот или иной вопрос. Испытуемый должен сразу, не задумываясь, выбрать ответ на вопрос, после чего записать номер вопроса и номер ответа (или сам ответ). После завершения тестирования вычисляются значения шкал - числа, показывающие степень выраженности соответствующих свойств. Для этого используется ключ - пояснения, которые приводятся после списка вопросов. Затем производится содержательная интерпретация полученных результатов, т. е. описание тех психологических характеристик, которые быть измерены.

    В настоящее время арсенал психодиагностики включает сотни тестов, прошедших  всестороннюю проверку, но тем не менее  их результаты нельзя абсолютизировать, рассматривая как истину в последней  инстанции.

 

    2. Наблюдение 

 

    Наблюдением называется целенаправленное восприятие внешних признаков, отражающих психическую жизнь человека, которая не тождественна таким внешним проявлениям, но связана с ними довольно сложными и неоднозначными закономерностями. В психологии найдены возможности выделения ряда показателей (объектов наблюдения), достаточно адекватно отражающих истинную картину психической сущности человека. К таким объектам относятся выразительные движения тела, рук, мимики, система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик.

    Наблюдение  всегда начинается с определения  его цели. Это необходимо, так  как наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток любой деятельности естественным образом включены самые разные психические особенности и состояния в их единстве. Если цель определена, то становится ясно, какие элементы поведения подлежат наблюдению. Для менеджеров цель наблюдения обычно состоит в том, чтобы выявить причины, лежащие в основе тех или иных форм поведения людей (сотрудников, клиентов, партнеров по деловому общению), и в составлении прогноза этого поведения.

    «Инструментом»  наблюдения является восприятие. Психологи  установили, что в процесс е  восприятия человеком окружающего мира вся окружающая реальность делится на фигуры и фон. Фон неопределен и расплывчат, не имеет четких границ, но обладает текстурой (цветом, яркостью, ритмическим рисунком, фоновым звучанием, твердостью, шероховатостью, температурой и т.п.). Из фона выделяются фигуры, которые отличаются четкостью и определенностью границ, а также целостностью, т. е. воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части в данный момент не могут быть наблюдаемы. Кроме того, для восприятия фигур свойственна категориальность - осмысленность восприятия в соответствии с предварительными знаниями об отнесенности объекта к определенной категории: иначе говоря, человек воспринимает не совсем то, что находится перед ним, а с «поправкой» на предварительные знания об объекте.

    Цель  наблюдения становится средством управления восприятием наблюдающего, обеспечивающим избирательность видения одних предметов и отнесение в фон других. Правильно поставленная цель наблюдения необходима именно для того, чтобы определить: что во внешности и поведении человека является «фигурой», содержащей важную для менеджера информацию, а что «фоном», который в данной конкретной ситуации можно не анализировать.

 

     3. Анализ продуктов деятельности

    Индивидуальные  психологические особенности человека влияют практически на все, что он делает. Наибольшее количество информации о человеке можно получить, анализируя различные продукты его деятельности. Для этого в психодиагностике разработан специальный метод количественно-качественного анализа документальных источников. Этот метод получил название «контент-анализ» (буквально «анализ содержанию». Документальными источниками могут служить письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

    Контент-анализ позволяет преодолеть субъективизм исследователя при изучении документов, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяютcя единицы информации (слова, выражения, элементы рисунка и т.п.), соответствующие или противоречащие гипотезе, а затем подсчитывается частота их употребления. Например, для того чтобы определить степень агрессивности какого-либо текста или рисунка, нужно найти все слова или элементы рисунка, так или иначе связанные с агрессией, и подсчитать их.

    Основная  трудность при работе с документальными  источниками - проведение качественного анализа, т. е. выделение смысловых единиц, что во многом зависит от личной компетентности и уровня творческих возможностей исследователя. Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, т. е. частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), его можно полноценно применять только тогда, когда есть достаточное количество материала и времени для анализа. В настоящее время широко применяются специальные компьютерные методы контент-анализа.

    Такой полноценный контент-анализ встречается  в деятельности менеджера относительно редко, возможно, только при анализе каких-либо документов. Но элементы контент-анализа могут служить хорошим дополнением к наблюдению. Для этого нужно обращать внимание на повторение «любимых» слов или оборотов речи, жестов, поз. Именно они могут служить наиболее надежными показателями психических особенностей человека.

 

     4. Интервью и беседа

 

    Интервью, а также специально организованная беседа о психологических особенностях и проблемах человека являются распространенными методами психодиагностики, но в работе менеджера в чистом виде они практически не встречаются. Однако в некоторых случаях руководителю, возможно, стоит поговорить «по душам» наедине с сотрудником, особенно если отмечаются признаки внешнего или внутреннего конфликта. Такая беседа - дело весьма сложное: ее успех зависит от многих обстоятельств.

    При общении с клиентом менеджер по продажам особенно заинтересован в том, чтобы выявить потребности клиента. Конечно, проще всего спросить об этом его самого. Но сложность состоит в том, что клиент часто не только не может четко сформулировать свои желания, но и сам точно не знает, чего он хочет. Например: что может скрываться за просьбой подобрать интересный тур или приличное место в гостинице? Задача менеджера состоит в том, чтобы выяснить, что интересно именно для этого клиента, какую гостиницу именно он может считать приличной и т. п.

    Спросить  «в лоб», т. е. попросить объяснить, что такое «интересный тур» или «приличная гостиница», - самый неэффективный и даже опасный путь. Большинство людей уверены, что все думают приблизительно так же, как они, и, следовательно, продавец должен их понимать, а если не понимает - он плохой профессионал и нужно искать другого. Поэтому более разумно по внешним признакам определить приблизительно запросы и финансовые возможности клиента и предложить ему для начала «средний» вариант, который можно изменять в любую сторону как по цене, так и по насыщенности теми или иными развлечениями. Продолжая беседу, нужно не только внимательно слушать клиента, но и следить за его несловесными реакциями, чтобы уточнять его потребности и возможности. Если менеджер слушает клиента и явно стремится его понять, у клиента останется приятное впечатление от общения. Даже если на этот раз он ничего не купит, очень вероятно, что он вернется и посоветует данную фирму своим знакомым.

    И в завершение данной темы необходимо отдельно остановиться на вопросах этики. В психодиагностике давно уже выработаны этические принципы психодиагностики, которых необходимо придерживаться и менеджерам, если они используют психодиагностические методы в своей деятельности. Конечно, эти этические принципы основаны на общечеловеческих ценностях и в самом общем виде сводятся к основному - не навреди! Итак, знания, полученные с помощью психодиагностических методов:

    • должны быть обращены только на пользу, а не во вред кому-либо, тем более они не могут быть использованы для манипулирования или психологического насилия над людьми в интересах любого дела.

    • накладывают на того, кто ими обладает, дополнительную ответственность за благополучие людей, которых касаются эти сведения;

    • должны использоваться только в пределах реальной компетентности, т. е. менеджер должен осознавать пределы своих психодиагностических возможностей, не брать на себя больших обязательств, чем может выполнить, и не решать с помощью этих методов своих личных проблем, не относящихся к профессиональной деятельности;

    • могут использоваться только в рамках моральных и правовых стандартов, принятых в обществе;

    • должны быть абсолютно конфиденциальны: информация не сообщается никому, кроме людей, которых она непосредственно касается, - и в минимально необходимом объеме.

 

    Методы  психологического  воздействия, механизм защиты. Диагностика  экспрессивного поведения.

 

    Психологическое воздействие начинается с внешнего облика. Цвета подразделяются на: черный цвет- убеждать, красный – влиять на психику людей, серый – противостоять психологическому давлению, белый – подстроиться под собеседника.

    Темп  голоса влияет на процесс переговоров. Существует 18 голосовых режимов, но основных 6 режимов. Для эффективности переговоров достаточно трех.

    1. мягкий голос, внушающий, постепенно принижающийся, говорящий должен произносить слова расслабленно, свободно, иногда подчеркивая наиболее важные. Чтобы сделать акцент на какой-либо важной детали необходимо произнося речь наклониться к собеседнику кивнуть и отодвинуться.

    2. чуть громче, увереннее голос чем под номером 1, заметный наклон корпуса вперед, некое давление, но чтобы не вызвать противодействие иногда стоит переходить в голосовой режим номер 1.

    3. с помощью громкости голоса, акцентировать мысль на какой-либо важной детали. Говорить четко уверенно постепенно чуть повышая голос, затем иногда переходить в голосовой режим номер 1.

    Очень важно при этом не забывать, что жесты должны подстраиваться под тембр голоса.

    Не  малую важность имеет и положение  тела.

    Жесты рук так же имеют не малое значение.

Информация о работе Психодиагностика