Психодиагностика в профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:39, доклад

Описание работы

В 1987 году в нашей стране Министерством труда была создана система Центров профессиональной ориентации молодежи. По сути это были первые центры практической психологии — в штат крупных городских Центров входило до 30 психологов. В последующие годы эти Центры сменили свое название и стали Центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (Центр ПОиППН) Министерства труда и социальной защиты. Сейчас их государственное финансирование сведено к минимуму. На грани выживания оказался и Санкт-Петербургский Центр ПОиППН. Но сотрудники этого центра сумели в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке психологических услуг сохранить свою нишу и продолжают качественно работать с населением по вопросам планирования карьеры, профессионального консультирования и профессионального отбора.

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика в профориентации.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Методика Р. Кеттелла используется нами при проведении отбора на профессии, относящиеся к типу "Человек-Человек" (педагогические, медицинские, менеджерские и т. д.). Мы применяли ее при отборе специалистов службы занятости, учитывая как целостную картину личности, так и выраженность таких качеств, как хорошо развитая коммуникативность, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль поведения и др.

Методика имеет три варианта — детский, подростковый, взрослый, что позволяет проследить динамику личности.

При консультировании подростков опросник дает возможность получить целостную структуру личности, выявить причины конфликтов, в некоторых случаях причины неуспеваемости (интеллектуальный фактор, самоконтроль поведения, высокая тревожность могут явиться причинами неуспеваемости), помочь родителям лучше понять своего ребенка (более подробно об этом писала Панкова Н. М. — ПГ №8/98).

В последнее время в Центр  обращается большое количество взрослых с запросом на профориентацию. Часто  этот запрос — лишь повод для  обращения. За ним скрываются личностные проблемы. Опросник Р. Кеттелла помогает "документально" подтвердить наличие проблем, перейти к их обсуждению, помочь в решении. Например: на консультацию обратилась девушка 25-ти лет. Запрос: следует ли ей получать новую профессию — менеджер (в настоящее время она методист). В процессе беседы выяснилось что она уже выполняет эти функции, но каждое большое мероприятие (организация праздников на уровне города с привлечением большого числа выступающих) заканчивается соматической болезнью. Результаты тестирования выявили отсутствие желания и способности влиять на других людей, зависимость и несамостоятельность в принятии решений, тревожность, гиперответственность. Дальнейшая беседа показала, что, действительно, в последнее время в организации изменились требования, предъявляемые сотрудникам: если первоначально руководитель набирал людей послушных, несамостоятельных, руководил каждым шагом, то сейчас его установки изменились и он требует от них самостоятельности в решении вопросов, взятия ответственности за успех дела на себя. Вероятно, новые требования и привели к вышеперечисленным проблемам. Был дан ряд рекомендаций: попытаться ограничить свои функции, не пытаться брать на себя глобальную ответственность за проводимые мероприятия и др., и сделан вывод о том, что профессия методиста более соответствует структуре личности, нежели профессия менеджера.

Методика Р. Кеттелла неисчерпаема в своих возможностях, "являясь  одним из наиболее универсальных  и комплексных психодиагностических инструментов".


Информация о работе Психодиагностика в профориентации