Психодиагностика в профориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:39, доклад

Описание работы

В 1987 году в нашей стране Министерством труда была создана система Центров профессиональной ориентации молодежи. По сути это были первые центры практической психологии — в штат крупных городских Центров входило до 30 психологов. В последующие годы эти Центры сменили свое название и стали Центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (Центр ПОиППН) Министерства труда и социальной защиты. Сейчас их государственное финансирование сведено к минимуму. На грани выживания оказался и Санкт-Петербургский Центр ПОиППН. Но сотрудники этого центра сумели в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке психологических услуг сохранить свою нишу и продолжают качественно работать с населением по вопросам планирования карьеры, профессионального консультирования и профессионального отбора.

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика в профориентации.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Психодиагностика в  профориентации

Как психологу заработать деньги? Многие жалуются, что в бюджетных  организациях это практически невозможно. Но опыт показывает, что это не так.

В 1987 году в нашей стране Министерством труда была создана  система Центров профессиональной ориентации молодежи. По сути это были первые центры практической психологии — в штат крупных городских Центров входило до 30 психологов. В последующие годы эти Центры сменили свое название и стали Центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (Центр ПОиППН) Министерства труда и социальной защиты. Сейчас их государственное финансирование сведено к минимуму. На грани выживания оказался и Санкт-Петербургский Центр ПОиППН. Но сотрудники этого центра сумели в условиях достаточно жесткой конкуренции на рынке психологических услуг сохранить свою нишу и продолжают качественно работать с населением по вопросам планирования карьеры, профессионального консультирования и профессионального отбора.

Сегодня на страницах  “ПГ” мы представляем обзор используемого в профконсультировании методического инструментария, подготовленный ведущими специалистами центра.

Профориентация имеет давнюю историю, тесно связанную с психодиагностикой. Исторически психодиагностика в  профориентации началась с замеров уровня развития психофизиологических возможностей человека (время реакции, тремор) и его познавательных способностей (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) для целей профотбора на отдельные профессии. Затем возникла необходимость изучения личностных особенностей человека и его мотивационной сферы.

Таким образом, в настоящий момент психодиагностика в профориентации рассматривает человека во всех его  проявлениях, что приводит к необходимости  использования разнообразного диагностического инструментария. В нашем Центре за 12 лет сложилась определенная практика работы, в процессе которой мы используем следующие методики для исследования и изучения:

— мотивационной сферы клиента  – опросник профессиональной готовности, карту интересов, опросники Голланда, Кейрси;

— личностных особенностей клиента  – опросники Кеттелла, Айзенка, Кейрси, Hand-тест, тесты Люшера, Розенцвейга, рисуночные задания;

— интеллекта и познавательных способностей – тесты Векслера, Амтхауэра, Равена, КОТ, ТОПП;

— психофизиологических особенностей человека – тест Мира Лопеца, теппинг-тест, психофизиологический комплекс.

Конкретный набор методик, используемый в каждой консультации, зависит от запроса клиента, его возраста, а  также от предпочтения консультантом  той или иной методики.

Предлагаем вашему вниманию эссе наших  консультантов на тему: "Моя любимая методика".

Е. С. Балашова

Начинаю с ОПГ

Мне нравится начинать консультацию с опросника профессиональной готовности Л. Кабардовой.

Во-первых, много информации дает анализ количественных показателей опросника. Анализируя первую графу — Умения — можно предположить наличие завышенной или заниженной самооценки, если во всех сферах деятельности сумма баллов близка к максимуму или, наоборот, ни по одному из них не превышает  
5-7 баллов.

Анализ последней графы —  Пожелания — дает представление  об общей картине интересов клиента: 1) близкие к максимальным значениям  оценки во всех сферах деятельности демонстрируют  многообразие интересов, активность, желание  попробовать свои силы в разных направлениях; 2) выраженный интерес к одной или нескольким сферам деятельности подтверждается большим количеством баллов именно в этих столбцах;  
3) "нулевые" или близкие к "0" оценки во всех сферах деятельности, как правило, говорят о нежелании клиента в настоящий момент работать или учиться где бы то ни было, а, соответственно, и об отсутствии мотивации к профконсультации.

Во-вторых, "хорошо работает" качественный анализ ответов, особенно, если количественный анализ недостаточен (нет явного предпочтения определенных сфер деятельности, наблюдаются противоречия при сравнении результатов разных тестов). Приведу пример из практики. У девочки, планирующей поступать учиться в дошкольное педучилище, желание работать в сфере "Человек-человек" было слабо выражено в силу ее личностных особенностей (застенчивость, малообщительность). Но отношение к действию "Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста" она оценила высшим баллом (2-2-2) и в беседе подтвердила свое желание и готовность работать с малышами, уже проверенные на практике (в свободное время она помогала в работе своей маме — воспитателю д/с).

Таким образом, сочетание количественного  и качественного подходов к тесту  увеличивает его диагностическую  ценность.

С. П. Кондратьева

Личностный опросник Г. Дж. Айзенка

У нас в стране широко известны две методики, разработанные английским психологом Г. Дж. Айзенком. Это батарея  из 8-ми тестов для определения коэффициента и личностный опросник. Наиболее популярен  последний. Он используется в различных  отраслях психологии. На наш взгляд, как средство личностной диагностики, оптимален для целей профконсультирования.

Личностный опросник имеет всего  три диагностические шкалы, а  это далеко не 16, как, например, у  опросника Кеттелла. И тем не менее, с их помощью можно получить богатую информацию о личности клиента. Опытный консультант нашего Центра, много работающий с методикой, может дать всестороннюю характеристику клиента по результатам опросника.

Опросник содержит две основные шкалы (шкала экстраверсии-интроверсии и шкала нейротизма) и вспомогательную шкалу лжи. Последняя имеет не только техническое значение, но и, в случае крайних значений, дает содержательную информацию о человеке. Остановимся на основных шкалах, которые при интерпретации данных рассматриваются и по отдельности, и совместно, во взаимосвязи друг с другом.

Шкалу экстраверсии-интроверсии часто  называют шкалой общительности. Ее значение дает представление о возможностях человека в сфере общения, в различных  ситуациях взаимодействия с людьми. Естественно, что экстраверты будут более удовлетворены и более успешны в работе, связанной с активным взаимодействием с большим кругом людей, а интроверты, скорее, справятся с технической или экономической документацией, нежели убедят в чем-то группу слушателей. Однако, именно интроверты нередко имеют склонность к работе с людьми. Во всех выше перечисленных случаях для обоснованного решения о выборе профессии большое значение имеет показатель нейротизма.

Шкалу нейротизма называют шкалой тревожности. Человек с высоким нейротизмом — это тревожный человек, чувствительный, ранимый, вспыльчивый, обидчивый, раздражительный. И наоборот, человек с низким нейротизмом — спокоен, сдержан, уравновешен, уверен в себе.

Вернемся к ранее рассмотренным  примерам. Как для успешной работы с людьми, так и для работы с технико-экономической документацией более предпочтительны низкие и средние значения нейротизма. А интроверты, с аналогичными данными по шкале нейротизма, на наш взгляд, могут быть успешны в специфических ситуациях общения (например, в случае индивидуальной работы с человеком в рамках таких профессий, как гувернер, консультант, соц. работник).

Сложнее выглядит ситуация для интроверта с высоким нейротизмом. А куда податься ему? Представляется, что он сможет продуктивно трудиться в тихом, уединенном месте, где отсутствуют какие-либо опасности, нет большой ответственности, а степень неопределенности сведена до минимума. Эти характеристики соответствуют индивидуальной, строго алгоритмизированной деятельности (например, архивариус, провизор).

Таким образом, личностный опросник Айзенка  дает возможность рассказать клиенту  об особенностях его личности и поведения, а также описать оптимальные  для него условия и место труда.

Р. А. Безбородко

Цветовой тест М. Люшера

Эта методика является информативным средством диагностики, применяемым во время консультаций по планированию карьеры взрослых. Проведенная в первые минуты консультации быстрая, не утомительная и не настораживающая процедура позволяет получить данные, помогающие психологу более успешно "присоединиться" к заказчику, а заказчику — сформировать истинный запрос с учетом осознанной потребности в психокоррекции. Таким образом, благодаря тесту Люшера, консультация сразу приобретает выраженно личностный характер: у заказчика появляется чувство, что он "узнан", понят, что психолог будет работать именно с ним. Далее, в ходе консультации психолог неоднократно возвращается к результатам разных таблиц теста, сопоставляя их с данными других методик и обсуждая эту информацию с заказчиком. Так у заказчика происходит осознание истинных мотивов своих поступков, в частности, причин, которые не позволяли ему самостоятельно принять решение о выборе профессии.

Цветовой тест М. Люшера применяется  также в качестве экспресс-диагностики  для оценки изменений эмоционального состояния заказчика в процессе консультации.

И. А. Вылкост

Методика Д. Кейрси для  оценки типа темперамента

При решении проблем профориентации используются различные психологические тесты и вопросники. Часть из них непосредственно оперирует видами деятельности, интересами и выходит на варианты профессий. Часть же опосредованно, через структуру личности, особенно интеллекта, решает эту проблему. В числе методик, которые имеют непосредственное отношение к выбору профессии - методика Д. Кейрси для оценки типа темперамента. Главное ее достоинство — это создание целостного образа испытуемого. Ведь многие другие профориентационные методики дают шкальные оценки, которые либо складываются в гармоничную картину, либо нет. При решении же сложных психологических проблем очень важен анализ, но не менее важен и синтез. Вопросник Кейрси, особенно в случаях явной выраженности шкал (например, импульсивность — 17 баллов, планомерность — 3 балла) рисует типологический портрет, в котором клиент узнает себя и проявляет к предлагаемым профессиям значительный интерес.

Ограничение в использовании данной методики — это нечеткий результат  по двум-трем шкалам. Нечетким результатом может считаться, например, получение 10-11-ти баллов по шкале Интуиция и, соответственно, 10-9-ти баллов по шкале Здравый смысл. В такой ситуации, вероятно, стоит рассмотреть оба типа и обсудить результат с клиентом. В компьютерном варианте методики интерпретация может быть искажена за счет того, что для машины 11 больше 9, и выбор типа не вызывает сомнений.

В заключение хочется упомянуть  еще одну сильную сторону методики: профессии, предлагаемые в ней, достаточно популярны и вызывают интерес у молодежи.

И. А. Полякова

Профотбор: от узкоспециального к общедиагностическому (опыт применения "Теста общей профессиональной пригодности")

Психолог, длительное время работающий в рамках одной задачи, находя удачное  методическое решение, старается использовать его и при решении других профессиональных задач.

То же произошло и с нами. Проработав значительное время в рамках профессионального  отбора и "почувствовав" одну из методик, мы увидели возможность более  широкого ее применения.

Такой находкой стал для нас "Тест общей профессиональной пригодности". В нашей работе ТОПП оказался незаменим в предоставлении информации об уровне развития профессионально-важных качеств. Включение отдельных субтестов в программы профотбора оказалось удобным и информативным при решении вопроса о профпригодности или перспективности переобучения новой специальности.

Особенно широко применялись в  нашей практике бланковые субтесты – вербальный, арифметический и  корректорский (№3, 4, 7). Позднее они  выделились в самостоятельную программу по экспресс-определению общей способности к обучению. Симпатии и "наметанный" глаз в применении ТОПП прозволили (как и в случае с любым другим хорошо изученным инструментом) получать гораздо больше информации и чувствовать гораздо больше нюансов, чем может дать только количественная оценка результата. Бланк ответов в субтестах 3, 4, 7 является, по сути, протоколом динамики, стиля и результативности интеллектуальной работы испытуемого. Являясь тестом скорости (за ограниченное время испытуемый должен решить как можно больше заданий), ТОПП позволяет судить о врабатываемости, работоспособности, скоростных характеристиках, об ориентации испытуемого на точность и безошибочность работы или на общий объем без тщательной проработки материала.

Оставаясь так или иначе тестом общих способностей, ТОПП дает возможность  судить об уровне развития качеств, необходимых  не только для овладения многими  видами профессиональной деятельности, но и о достигнутом уровне развития интеллектуальных функций.

Расширение границ видения возможностей ТОПП позволило нам попытаться использовать его вне рамок собственно профотбора — при выработке рекомендаций по формированию специализированных классов (при оценке способностей).

...В отдел профотбора обратился  один из лицеев Санкт-Петербурга с заявкой на формирование 10х специализированных классов. Имея своих психологов, администрация хотела увидеть проблему как бы со стороны.

Ознакомившись с результатами и  рекомендациями, преподаватели попросили  охарактеризовать каждого из учащихся.

ТОПП оказался как нельзя более  кстати, позволяя наглядно представить  информацию об особенностях мыслительной деятельности школьников. Данные нами характеристики подтверждались учителями, а в нескольких случаях были настолько  точными, что вызвали удивление.

В нашем опыте ТОПП оказался удобным  психодиагностическим средством. В  условиях работы в школе он встречает  неизменный интерес, создает положительный  эмоциональный настрой. Имеет четкую доходчивую инструкцию, понятные, напоминающие учебные, задания.

М. А. Смоленская

Нестареющий Кеттелл

О методике "факторный личностный опросник Р. Кеттелла" писали много  и не всегда позитивно. Но, несмотря на все сомнения, методика представляется нам незаменимой в психодиагностических обследованиях, проводимых с самыми различными целями.

Несомненно, сильной стороной опросника  является возможность получения  целостного описания личности, что  особенно важно при решении вопроса  о профессиональной пригодности.

Информация о работе Психодиагностика в профориентации