Психоарттерапевтические тренинги

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Появление тренингов связывают в первую очередь с Куртом Левиным, американским психологом, который в 1946-м году основал Т-группы, где люди учились лучше общаться. В 60-е – тренинги социальных и жизненных умений, опирающиеся на гуманистическую психологию Карла Роджерса стали активно применятся. Психологические тренинги в Россию пришли скорее из-за рубежа. Первым источником была гуманистическая психология Карла Роджерса, исключительно позитивно воспринятая почти всем передовым составом тогдашнего психологического сообщества

Содержание

1.Введение
История возникновения тренингов
Понятие тренинга
2.Основная часть
Разновидность тренингов
Цели тренингов по разновидностям
Классификация тренингов
Психотерапевтические тренинги
Результаты тренингов
3.Заключение
4. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Сообщение.Психотерапевтические тренинги.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Социальный  Университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра журналистики и связей с общественностью 
 
 
 
 
 

Билет №29

«Психотерапевтические тренинги» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1 курса

Группы  жур-ДБ-1-1

Добрецова Юлия Сергеевна

Проверил: Гончарук Алексей Юрьевич 
 
 
 
 

Москва 2011

1.Введение

  • История возникновения тренингов
  • Понятие тренинга

2.Основная  часть

  • Разновидность тренингов
  • Цели тренингов по разновидностям
  • Классификация тренингов
  • Психотерапевтические тренинги
  • Результаты тренингов

3.Заключение

4. Библиографический  список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

История возникновения тренингов

     Появление тренингов связывают в первую очередь с Куртом Левиным, американским психологом, который в 1946-м году основал  Т-группы, где люди учились лучше  общаться. В 60-е – тренинги социальных и жизненных умений, опирающиеся на гуманистическую психологию Карла Роджерса стали активно применятся. Психологические тренинги в Россию пришли скорее из-за рубежа. Первым источником была гуманистическая психология Карла Роджерса, исключительно позитивно воспринятая почти всем передовым составом тогдашнего психологического сообщества. Вторым источником психологических тренингов в Советском Союзе оказалась психотерапевтическая деятельность, помощь людям, страдающим от нарушенных взаимоотношений, собственной нереализованности и другой личностной и социальной неустроенности. В настоящее время, тренинг – это слово очень популярное, и сегодня в массовом сознании тренинг – любое активное занятие, которое проводит психолог с группой людей. Современный мир активно использует распространение тренингов в своей жизни.

Понятие тренинга

      Современную практическую психологию без тренингов  представить невозможно. Тренинги продаж, тренинги уверенности, тренинги переговоров, тренинги привлекательности и тренинги лидерства… - тренинги расскажут вам  про все, что вам интересно. Что же такое тренинг?

      Тренинг является  отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая  интенсивность поведения занятий и   использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе тренинга.

 В научной  литературе, тренинг - (от англ. train — тренировать, тренироваться), в  психотерапии — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В настоящее время термин тренинг используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах.

Тренинг – занятие, сочетающее практичную лекцию и адекватную тренировку. Кроме собственно тренировки, в тренингах часто используют игры (деловые, ролевые) групповые обсуждения и процессы. С тренинга люди уходят, решив какую-то свою личную проблему, с которой длительное время не мог справиться самостоятельно, или, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг.

2. Основная часть

Разновидность тренингов

     В целом все мероприятия (тренинги) можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются  различные цели, которые должны быть достигнуты.

  1. Тренинги навыков.

      Прежде  всего, сюда относится большинство  бизнес-тренингов, где дают  различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров,  ораторское мастерство. В сфере личностного роста к  навыкам относятся знакомства, коммуникация,  приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее. Это ментальные занятия, поскольку  направлены на закладывание в память человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками. 

      Например, юноша, боявшийся познакомиться  с девушкой, после прохождения  занятия по технологии знакомств  может легко решить эту прежде неразрешимую для него задачу. Естественно, при этом произойдут его позитивные внутренние изменения.

  1. Трансформационные тренинги.

      Естественно, что в большинстве трансформационных  тренингов  человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга. В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной  (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением  страхов и других внутренних барьеров.

Например, тренинг  хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка,  и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем. 
 
На  трансформационные тренинги люди ходят, чтобы решить какие-то свои задачи.  Полностью удовлетворенные люди, либо люди, не желающие получать внешнюю помощь, либо не верящие, на тренинги не ходят.   

  1. Психотерапевтические тренинги.

      Они предназначены  для  устранения каких-то устойчивых психологических отклонений – чувства вины, повышенной тревожности или мнительности, недовольства собой,  страхов, неуверенности и так далее. В ходе его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное. В ходе люди обычно получают некоторые навыки, которые они затем могут использовать.  Но получение конкретных навыков является дополнительной функцией.

  1. Тренинги духовного развития

      В ходе  дается некоторая новая  философская или философско-религиозная модель  мироустройства и  практические навыки по существованию в рамках этой модели.

      Например, йога, даваемая в фитнес-центрах – это обычные оздоровительные упражнения.  А йога, которую дают Учителя, прошедшие обучение в Индии и получившие благословление на проведение обучение, дают своим ученикам не только  комплекс физических упражнений, но и целостную картину мироустройства и рекомендации по проживанию в мире, включая  систему питания,  поведения,  систему целей  и все остальное.  
        Занятия, относимые к духовному развитию, легко  определить по их названиям. Обычно в названиях заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных  навыков, например.  Типичные названия духовного развития: «Система Эволюционного Развития»,  "Путешествия вне тела. Обучение практическим навыкам", «Третий путь» и так далее.

  1. Оздоровительно-развивающие тренинги

      Сюда  не относится подготовка спортсменов  – она ставит своей целью победу в соревнованиях. В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и  или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно. В принципе, обычно это  разновидность тренинга навыков, но имеющая специфическую сферу приложения – свое тело.  К оздоровительно-развивающим  можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша.

      С одной  стороны к рассмотренным тренингам  примыкают различные обучающие программы типа отдельных семинаров,  программ подготовки по специальности или по повышению квалификации.  В этих программах могут быть использованы как отдельный элемент интенсивного  обучения и привития практических навыков. 
          С другой стороны к таким мероприятиям могут примыкать различные религиозно-духовные учения, которые  не являются центрами, но могут  использовать  тренинговую терминологию и названия – для привлечения к себе людей, изначально не готовых  заниматься религиозными или духовными практиками.  

   Цели  тренингов по разновидностям

  1. Тренинги навыков.

     Цель  – дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни.   

2.    Трансформационные тренинги.

     Цель – выйти из проблемной ситуации.

 
3.    Психотерапевтические тренинги.

     Цель  – устранить неприятное психическое состояние.

4.   Тренинги духовного развития

     Цель  – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей.

5.   Оздоровительно-развивающие тренинги

     Цель  тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела.

Классификация тренингов

      По степени жесткости:

 

Зеленый значок - мягкий тренинг. Желтый - средний (сбалансированный). Красный значок обозначает жесткий  тренинг.

      К мягким  относятся  такие,  в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам  свои и чужие ситуации.

      В тренингах средней жесткости  используются более провокативные методы – ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения типа «Воздушный шар»),  задания  на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но   ранее  неприемлемых или осуждаемых поступков,  и так далее.  Эти тренинги обычно дают лучшие результаты, но  для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса. 
 В тренингах 
высокой жесткости  используются еще более провокативные  приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией  (например, путем прямых оскорблений). А  затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям.  

     По принципам набора:

     Открытые  -  на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и  оплатившие занятие из собственных средств.  
        Корпоративные проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства.  То есть сотрудники этой организации обязаны пройти в порядке повышения своей квалификации.  В большинстве  случаев  это работа с навыками (бизнес-тренинги).

     Психотерапевтические  тренинги

     Психотерапевтический  тренинг  направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии - психодраматические, танце-двигательной терапии.

     Обычно  это мягкий личностный тренинг, направленный на укрепление эмоциональной устойчивости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.

     Сравнительно  с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности упражнения (как правило, все-таки несложные, учитывая контингент). В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное. Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С другой стороны, естественным образом некоторые полезные навыки участниками усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.

Информация о работе Психоарттерапевтические тренинги