Психоаналітична інтерпретація соціально-психологічних явищ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Основными понятиями, которые рассматриваются в качестве предмета исследования теорий данного направления, являются следующие:
а) групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад;
б) уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
Объект данной работы: социально-психологические явления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Психоаналитические теории функционирования и развития группы. 5
1.1.Понятие группы в классическому психоанализе 5
1.2. Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда 6
1.3.Теория интерперсонального поведения У. Шутца 9
РАЗДЕЛ 2. Особенности толпы по З. Фрейду и Г.Лебону 13
2.1. Психология масс З. Фрейда 16
2.2. Теория толпы Г. Лебона 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Доклад, социальная (Автосохраненный).docx

— 51.04 Кб (Скачать)

 

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І  НАУКИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ імені І.І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ, МЕХАНІКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОВІДЬ

  Психоаналітична інтерпретація соціально-психологічних явищ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Студентки 2 курсу

                                                                                    денної форми навчання

  Ерсак Лариси Олександрівни

      Науковий керівник

                                                                     Бефані Анжела Анатоліївна

                                                                                 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел 1. Психоаналитические теории функционирования и развития группы. 5

1.1.Понятие  группы в классическому психоанализе 5

1.2. Теория  группового развития У. Бенниса  и Г. Шепарда 6

1.3.Теория  интерперсонального поведения У.  Шутца 9

РАЗДЕЛ 2. Особенности  толпы по З. Фрейду и Г.Лебону 13

2.1. Психология  масс З. Фрейда 16

2.2. Теория  толпы Г. Лебона 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психоанализ не получил столь  широкого распространения в социальной психологии как другие направления, в частности бихевиоризм и  интеракционизм.  
Функцию общетеоретической основы данного направления психоанализ выполняет лишь отчасти. Речь идет скорее всего об использовании в ходе социально-психологических исследований отдельных положений психоанализа, предполагающем перенесение схемы индивидуального развития человека на социальный контекст.

Психоанализ – учение, признающее особую роль бессознательного в динамике развития личности. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Фрейдизм – учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда, кроме психоанализа, содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

Можно выделить две социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами, и проблема источников социальной активности личности.

В дальнейшем на базе психоанализа возникает неофрейдизм, взгляды  представителей которого, в отличие  от З. Фрейда, связаны с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социального человеческого поведения.

Примерами теорий, непосредственно  использующих идеи классического психоанализа, являются теории Л. Байона, В. Бенниса  и Г. Шепарда, Л. Шутца. В них предпринимается  попытка рассмотрения процессов, происходящих в группе, что расширяет область исследуемых явлений, выводя их из рамок, ограниченных диадическим взаимодействием или взаимодействием в триаде. 

Основными понятиями, которые  рассматриваются в качестве предмета исследования теорий данного направления, являются следующие:

а) групповая динамика –  совокупность внутригрупповых социально-психологических  процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его  этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад;

б) уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Объект данной работы: социально-психологические явления.

Предмет: социально-психологические явления с точки зрения

психоаналитического подхода.

Цель: подробно изучить социально-психологические явления.

Из данной цели вытекают соответствующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по вопросу «социально-психологические явления».
  2. Рассмотреть понятие группы в классическом психоанализе.
  3. Проанализировать психоаналитические теории развития и функционирования группы (теории У. Бенниса, Г. Шепарда и У Шутца) .
  4. Раскрыть вклад З. Фрейда в исследование психологии масс.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Тема данной работы, на мой  взгляд, интересна, так, как очень  важно знать стратегии поведения  людей в малых и больших  группах, это поможет, предотвратить негативные последствия, которые могут возникнуть при коммуникации между людьми.

 

Раздел 1. Психоаналитические теории функционирования и развития группы.

1.1.Понятие группы в классическому психоанализе

Современные психоаналитические представления  о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим  взглядам 3. Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 г. «Массовая  психология и анализ человеческого Я».

Известно, что важнейшим путем  к объяснению личности невротика  для Фрейда было обнаружение психологических  механизмов функционирования такой  первичной группы, как семья. В  дальнейшем эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных  отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия, в частности, между малой и большой группами. Специфически понятые семейные связи оказываются в равной мере прототипом групповых отношений в том и другом случае. Ключевыми понятиями фрейдовской теории групповой динамики являются понятия десексуализированного либидо (сублимированной любви), идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе [1].

Существо группы составляет система  эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера - за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка - оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. С точки зрения Фрейда, психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом - Я. Именно это качество нарциссизма делает его лидером.

Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однозначно позитивных чувств по отношению к нему. Напротив, Фрейд рассматривает идентификацию с лидером как, в частности, механизм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером. Подобная логика рассуждений становится понятной, если иметь в виду, что в схеме Фрейда лидер в группе является своего рода изображением отца и отношение с ним строится по модели отношения с отцом. Такие черты регрессивного группового поведения, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зависимостью членов группы от него. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индивиду: подобно тому как последний отказывается от своей самостоятельности в пользу гипнотизера, он, по сути, отказывается от интернализованного родительского образа и передает его роль лидеру. Таковы вкратце основные моменты групповой психологии Фрейда. Обратимся к анализу концепций групповых процессов современных последователей Фрейда.

1.2. Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда

 

Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50-х годов, вряд ли можно  характеризовать как выдержанную  исключительно в русле психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа.

Дать краткое описание Т-группы — довольно сложное дело, главным образом вследствие многообразия ее нынешних форм и недостаточного теоретического осмысления их практики. Прежде всего следует отметить, что Т-группа является одной из форм или одним из методов социально-психологического тренинга. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле обычно понимают обучение знаниям, умениям и навыкам межличностного общения.

В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом групповой дискуссии в данном случае оказываются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов, т.е. эти процессы изучаются не со стороны, а самими членами группы. Предполагается, что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще возможностей в межличностном общении, а также большее понимание мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, «безопасное» апробирование возможных путей их избежания и т.д. В целом весь этот комплекс можно обозначить как «социально-психологическую компетентность», а конечную цель Т-группы определить как совершенствование социально-психологической компетентности ее участников [2].

Размеры подобных групп могут  быть разными — от 7 до 15 человек. Это могут быть реальные группы, но, пожалуй, чаще программы тренинга предусматривают участие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом. 

Обычно за каждой группой  закрепляется так называемый тренер (ведущий). Его роль может варьировать  в зависимости от конкретных задач  тренинга. Однако в любом случае в его функцию входит обеспечение атмосферы доверия, открытости в группе, он должен продемонстрировать модель желаемого поведения, т.е. искренне и открыто выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, поддерживать их искренность и т.д. «Роль лидера (тренера) Т-группы не в том, чтобы представлять нам ответы, но в том, чтобы просто помочь установить атмосферу доверия и интенсивного исследования, в котором мы желаем пристально посмотреть на собственное поведение и поведение других» [3].

Теория включает два основных вопроса:

а) анализ помех валидной коммуникации в группе,

б) стадии группового развития.

Основная помеха установления валидной коммуникации, по мнению авторов теории, - это ситуация неопределенности, в  которой находится каждый из участников вследствие нерешённости вопросов о власти и взаимосвязях. Вопрос о власти - это вопрос выбора лидера, отношение к которому, являясь первичным, обусловливает взаимоотношения всех рядовых членов группы между собой.

Выделяются следующие фазы развития группы:

1) Решение вопроса о лидерстве; данная фаза включает 3 подфазы:

а) напряжение в связи с неопределенностью  обстановки (зачем мы здесь?);

б) разделение участников на сторонников "сильной лидерской структуры" и сторонников менее жестких  форм управления группой;

в) решение вопроса о лидере (данный процесс может затянуться и в  этом случае группа распадается);

2) Фаза установления межличностных отношений ("решение проблемы взаимозависимости"); данная фаза также включает три подфазы:

а) очарование бегства (люди раскрываются друг перед другом, уединяются микрогруппами);

б) разочарование - "схватка" (раскрылись, а что дальше?);

в) согласованная обоснованность (совместная оценка результатов, выясняется, что  произошло с группой, с ее участниками  за это время).

На каждой из отмеченных фаз возможны отклонения от нормального хода развития, вследствие длительной задержки на одной из стадий, недостижения целей, либо распада группы.

Ограничениями данной теории, затрудняющими  ее расширительное толкование и возможность  переноса на другие ситуации, являются следующие особенности:

а) теория не устанавливает предполагаемую длительность каждой фазы;

б) в анализе не вычленены переменные, влияющие на скорость развития группы, определяющие полноту стадий или пропуск некоторых из них, а также определяющие форму разрешения проблем зависимости (взаимозависимости).

           Суть теории группового развития состоит в том, что основными препятствиями для установления эффективной коммуникации признаются те ориентации на власть и близость, с которыми индивид входит в группу. Бунт, подчинение или уход как типичные реакции на тех, кто олицетворяет власть; деструктивное соперничество, эмоциональное подавление или уход как типичные реакции на сверстников препятствуют установлению согласованного осмысливания совместного опыта. Поведение, определяемое этими типами ориентаций, направлено на порабощение других, порабощение себя другими или на разрушение ситуации. Следовательно, они препятствуют установлению, уточнению и достижению принятых группой целей.

1.3.Теория  интерперсонального  поведения У. Шутца

Информация о работе Психоаналітична інтерпретація соціально-психологічних явищ