Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Эрих Фромм принадлежал к поколению постфрейдистов, которые придавали особое значение роли культурных и межличностных факторов в формировании личности. И, хотя и чувствовали себя обязанными Фрейду и признавали важность опыта раннего детства, все же отошли от его теории. В частности, они отвергали идею о том, что человек ведет себя соответственно инстинктивным побуждениям биологической природы, и что анатомия - это судьба. Видя некую однобокость теории Фрейда, эти теоретики высказывали мнение, что личностные различия между людьми можно понять только в контексте социокультурных влияний.
Благодаря этому
человек реализует ещё одну свою
потребность - потребность в системе
ориентации, которая может существовать
на двух уровнях. Первый уровень предполагает
потребность в какой-нибудь системе
ориентации, независимо от того, истинна
она или ложна. На втором уровне потребность
состоит в объективном постижении мира
с помощью разума.
Итак, по Фромму, все великие человеческие страсти - жажда власти, тщеславие, любовь, братство, стремление созидать или разрушать, и соответствующие им действия - вытекают из базовых собственно человеческих потребностей:
потребности в сопричастности с себе подобными,
преодолении ограниченности собственного существования,
в чувстве укорененности и ощущении тождественности,
в системе ориентации.
Основу этих
потребностей составляет не физиология,
не различные фазы развития либидо,
как следует из фрейдовской теории,
а практическая жизнь человека, его
деятельность и взаимодействие с
другими людьми и природой.
С позиций гуманистического психоанализа человек для себя - это тот, кто
в практическом взаимодействии с людьми и природой живет по любви и разуму,
способен творить,
обладает чувством
тождественности, основанном на ощущении
себя субъектом и носителем
стремится постичь с помощью разума внутренние и внешние реальности внутри и вне нас самих.
Типизация социальных
характеров
Теория Фромма
пытается доказать, что структура
характера индивида связана с
определенными социальными
Фромм предлагает
деление ориентации социальных характеров
на плодотворное и неплодтворное. Под
характером плодотворной ориентации социолог
имеет в виду способность человека
использовать свои силы и реализовать
заложенные в нем возможности, при условии,
что человек свободен и независим от кого-то,
кто контролирует его силы.
Говоря о характере неплодотворной ориентации, Фромм выделяет следующие его подвиды:
Рецептивная ориентация. Люди этого типа считают, что источник всего хорошего в их жизни находится вне их самих, они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи, считают, что основная их задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить самим. С одной стороны, они характеризуются как пассивные, доверчивые и сентиментальные, а с другой - они могут быть оптимистичными и идеалистичными.
Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа стремятся получить все, что им нужно или о чем они мечтают силой или хитростью. Они тоже не способны к творчеству, и поэтому добиваются эмоций, идей, любви, обладания, заимствуя это у других. Негативными чертами этой ориентации являются агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, склонность к соблазнению. К положительным - уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Стяжательская ориентация. Кратко этот тип можно охарактеризовать следующим: как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви, они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их пугает все новое. Они могут быть ригидными, подозрительными и упрямыми. Но по Фромму у них есть и положительные черты - предусмотрительность, лояльность, сдержанность.
Рыночная ориентация,
ныне доминирующая. Люди с рыночным
характером не умеют ни любить, ни ненавидеть,
они не испытывают глубокой привязанности
ни к себе, ни к другим, у них нет "самых
близких", они не дорожат даже собой.
Их убеждение - что человек оценивается
как товар, который можно выгодно продать
или обменять. Такие люди заинтересованы
в сохранении приятной внешности, знакомствах
с нужными людьми, готовы проявить любую
черту, которая бы повысила их шансы на
успех. Их девиз - "Я такой, каким вы хотите
меня видеть". Черты характера, присущие
людям с рыночным типом ориентации, следующие:
отстраненность, бестактность, неразборчивость
в средствах, опустошенность. В противовес
этим отрицательным качествам могут проявляться
и открытость, любознательность, щедрость.
Все это были
характеры непродуктивной ориентации.
Продуктивный же тип представляет собой
конечную цель в развитии человека.
Это независимый, честный, спокойный, любящий,
творческий, совершающий социально-полезные
поступки человек. Это идеальное состояние
человека, и вряд ли кто-нибудь достигал
всех характеристик продуктивной личности.
Но Фромм был убежден, что при коренных
социальных и экономических реформах
продуктивная ориентация может стать
доминирующей в любой культуре, и что можно
создать общество, в условиях которого
удовлетворялись бы и индивидуальные,
и общественные потребности.
Источник: Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Изд. Питер, Спб, 1997. - 606 стр.