Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Эрих Фромм принадлежал к поколению постфрейдистов, которые придавали особое значение роли культурных и межличностных факторов в формировании личности. И, хотя и чувствовали себя обязанными Фрейду и признавали важность опыта раннего детства, все же отошли от его теории. В частности, они отвергали идею о том, что человек ведет себя соответственно инстинктивным побуждениям биологической природы, и что анатомия - это судьба. Видя некую однобокость теории Фрейда, эти теоретики высказывали мнение, что личностные различия между людьми можно понять только в контексте социокультурных влияний.
Теория гуманистического
психоанализа Э.Фромма
Конспект составила
Елена Прима
Эрих Фромм
принадлежал к поколению
Как представитель
гуманистического направления, Фромм
считал, что поведение человека может
объясняться в свете влияний культуры,
существующих в данный конкретный момент
истории. По его мнению, личность - это
продукт динамического воздействия между
врожденными потребностями и давлением
социальных норм и правил.
Фромм предпринял
фундаментальное исследование феномена
человеческой агрессии и насилия, результатом
чего стала его работа "Анатомия человеческой
деструктивности". Фромм попытался
соединить "теорию среды" и психоанализ
в качестве методологии изучения природы
человеческой агрессивности и насилия.
Он классифицировал виды человеческой
агрессии на доброкачественные и злокачественные.
Доброкачественная
агрессия биологически была заложена
в человеке в качестве чувств самоутверждения
и оборонительных инстинктов, и выступала
как защита витальных интересов
человека - его развития и выживания как
рода и вида. Злокачественная агрессия
заключалась в форме мести, садизма и некрофилии,
которые не были врожденными, а являлись
результатом воздействия на человека
социальной и экономической среды. "Человек
становится деструктивным и жестоким
оттого, что у него сложились неблагоприятные
условия, недостаточные для дальнейшего
роста".
Фромму приходит мысль о том, что в процессе культурного развития инстинкты в поведении человека ослабевают, и он нуждается в "системе координат", определенных ценностных ориентирах, позволяющих человеку выжить в окружающем мире. Потребность в защищенности и безопасности толкает человека на установление сильных эмоциональных связей с миром. Он может установить некие симбиозные связи, т.е. стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я. У человека происходит поиск объекта почитания и преданности, подчинения и любви. По мнению Фромма, именно сфера религии впервые предоставила человеку не только возможность преодоления животных инстинктов, но и дала чувство единства с окружающим миром и с социумом, систему ценностных ориентиров и авторитетов.
Человек для
себя
Телесно-духовная
целостность природы человека
Своё теоретическое
новаторство в развитии социального
психоанализа Э.Фромм обозначил термином
гуманистический психоанализ. Он согласен
с идеей Фрейда о наличии биоиррационального
в человеческой жизни. Однако социолог
категорически не согласился с фрейдистскими
постулатами о детерминированности деструктивности
только инстинктивными влечениями, об
относительном постоянстве количества
деструктивности в человеческой природе,
на чем строились утверждения, будто инстинкты
смерти закладывают определенный уровень
агрессивности и разрушительности людей
в обществе.
Проведя многочисленные
исследования, Фромм отверг как фрейдовский
бионатурализм, так и социологические
теории, исходившие из изначальной "доброты"
человека, который "являет собой как
бы чистый лист бумаги, на котором общество
и культура наносят свои письмена".
Главный постулат
Фромма - рассматривать человека в его
телесно-духовной целостности. По мнению
социолога, "идеальная модель" цели
человека - быть самим собой, а условие
достижение этой цели - быть человеком
для себя, развертывание человеком своих
сил согласно его природе.
Пытаясь преодолеть
ограниченность биологического и социального
подходов к человеку, Фромм предложил
видение человеческой сущности как
структуры фундаментальных
Основная экзистенциональная
дихотомия - дихотомия жизни и смерти.
Человек является частью природы, он -
животное, и подчиняется законам природы;
вместе с тем он вышел за пределы собственно
природного мира благодаря возникновению
у него самосознания, разума, воображения.
Тело человека заставляет его хотеть жить,
а разум позволяет ему предвидеть собственный
конец, что обрекает человека на двойственное,
противоречивое существование.
"Человек -
единственное животное, - пишет Фромм,
- для которого собственное
Необходимость
вновь и вновь разрешать противоречия
своего существования, находить более
высокие формы единства с природой, с другими
людьми и самим собой - вот источник всех
душевных сил, движущих человеком, источник
его страстей, которые уходят корнями
в целостную структуру человеческого
бытия.
Если Фрейд
считал, что либидо является основной
силой, движущей человеческими желаниями,
то Фромм исходит из того, что
наиболее мощные силы, определяющие характер
поведения человека, берут начало
в социокультурных условиях его
существования. В то время как тело требует
удовлетворение животных потребностей,
разум и совесть ориентируют человека
на стандартную систему культурных образцов,
которые есть в любом обществе. Они составляют
собственно человеческие потребности.
В разных культурах они могут быть специфическими.
Но их общей основой для всего человеческого
рода является необходимость единения,
приобщения к деятельности других людей,
сопричастности с себе подобными, в том
числе с прошлыми и будущими поколениями.
Даже при полном
удовлетворении биологических потребностей
человек не удовлетворен. Более того, в
противоположность животному с этого
момента у человека начинаются самые непреодолимые
проблемы - он стремится к власти или к
любви, созиданию или разрушению, ради
религиозных или политических идеалов
рискует собственной жизнью.
На экзистенциональные
потребности каждый индивид дает
свой ответ, ищет свой путь сопричастности
с другими людьми, с миром в
целом.
Человек может
вообще отрицать (но не уничтожить!) эту
дихотомию путем обращения к религии -
христианская вера приписывает душе бессмертие,
отрицая тем самым факт, что человеческая
жизнь кончается смертью. Он может обратиться
к идеологиям, которые также стремятся
примирить или отрицать данную дихотомию.
Например, в советское
время господствующая идеология утверждала,
что смысл жизни в социальных обязанностях
индивида перед государством и коллективом,
именно им подчинены развитие свободы
и счастье человека. Культивировавшаяся
преданность жизни "идеалам коммунизма",
"вождям" народа зачастую достигала
таких страстей, которые превосходили
стремление к самосохранению.
Фромм отмечает
несколько типичных возможных ориентаций
по разрешению дисгармонии человеческого
существования. Так, человек может
попытаться приобщиться к миру подчиняясь
отдельной личности, социальной группе,
организации, (мазохистская тенденция:
человек испытывает удовлетворение от
причиняемых ему моральных или физических
страданий).
Сопричастности
человек может достичь и при
помощи власти над миром, посредством
господства над другими людьми (садистская
тенденция - получение удовлетворение
от страданий других). Человек, движимый
социальным мазохизмом или садизмом, как
считает социолог, останется неудовлетворенным,
тревожным и беспокойным, ибо нет предела
для стремлений к власти или подчинению,
и в конечном итоге они приводят к крушению
его индивидуальности: он попадает в зависимость
от тех, кому подчиняется или над кем господствует.
Есть только
одно решение проблемы: человек должен
принять на себя ответственность за
самого себя. Только полагаясь на собственные
силы, он может придать смысл своей жизни,
став самим собой и для себя.
Другой экзистенциональной
дихотомией, по Фромму, является укорененность
в противовес кровосмешению. Он считал,
что в человеке идет борьба, с одной
стороны, между глубоким и сильным стремлением
не разрывать природные узы, прежде всего
не покидать сферу материнской защиты,
а с другой - поиском новых человеческих
корней. Функции укорененности и безопасности,
которые дает связь с матерью, у взрослого
человека начинают выполнять семья, род,
коллектив, нация, государство, церковь,
и тем самым реализуется потребность в
помощи и сердечном тепле.
Как известно, эту
потребность Фрейд объяснял сексуальным
влечением ребенка к матери и
его особым отношением к отцу, выражавшимся
в подчинении и бунте, что в итоге вело
к формированию моральных принципов и
совести отцовского типа. Фромм же полагал,
что существует совесть не только отцовского,
но и материнского типа. Причем по мере
взросления человека его совесть становится
все более независимой от этих изначальных
образов.
Однако не всякий
человек может освободиться от уз крови
и земли. Человек, который так и не сделал
этого, не родился ещё в полной мере как
человеческое существо; его способность
к любви и разуму искалечена.
По Фромму, существует
лишь один путь единения человека с
миром, который позволяет ему сохранять
и развивать свою индивидуальность, быть
самим собой и для себя - любовь. "Любовь
- это объединение с кем-либо или чем-либо
вне самого себя при условии сохранения
обособленности и целостности своего
собственного "Я". Это переживание
причастности и общности, позволяющее
человеку полностью развернуть свою внутреннюю
активность.
Переживание любви
делает ненужными иллюзии. Отпадает
потребность преувеличивать значение
другого человека или свою собственную
значимость". Любовь как выражение
человеческой солидарности может проявляться
в самых различных сферах жизни. В области
мышления она выражается в разумном постижении
мира; в области действия - в созидательном
труде; в области чувств - в единении с
другим человеком, со всеми людьми или
природой при сохранении своей индивидуальности,
свободы и целостности.
Ответом на экзистенциональные
дихотомии могут стать
Созидание предполагает
вступление человека в царство целеустремленности
и свободы, где он создает необходимые
ему материальные и духовные ценности
и тем самым преодолевает ограниченность
своего существования. Но уничтожение,
разрушение жизни также дает возможность
человеку выйти за пределы своего существования.
В акте разрушения человек так же ставит
себя над жизнью. В стремлении преодолеть
собственную ограниченность человек всегда
оказывается перед дилеммой: либо созидать,
либо разрушать.
В трактовке созидательности
и разрушительности Фромм переосмыслил
многие фрейдистские положения. Согласно
Фрейду, деструктивность основана на инстинктивных
влечениях человека и могла лишь менять
свою направленность - по отношению к себе
или по отношению к другим.
Фромм же считает,
что у тех, у кого мало враждебности по
отношению к самим себе, не обнаруживается
глубокой деструктивности по отношению
к другим; и наоборот, враждебность к себе
и враждебность к другим взаимосвязаны.
Фромм делает вывод: деструктивность развивается
в результате блокировки плодотворной
энергии. Разрушительность ведет к страданию,
и больше всех страдает сам разрушитель.
Фромм показал,
что в отличие от "органических
влечений" Фрейда, которые постоянны
и существуют сами по себе, созидание
и разрушение, живущие в природе человека,
могут проявлять себя по-разному и характер
их взаимодействия обусловлен социокультурными
факторами. Созидание и разрушение, любовь
и ненависть не являются инстинктами,
существующими независимо друг от друга.
Фромм различал
авторитарную и гуманистическую совесть.
В первом случае ценностные суждения становятся
нормами совести, потому что они узаконены
авторитетом и при этом они могут быть
противными человеческой природе (так,
в советский период критерии добра и зла
были продиктованы авторитетом "вождей":
кто верил в авторитет Сталина, считал,
что он поступает по совести). Гуманистическая
совесть - выражение целостности человека,
требующее от нас жить плодотворно, развивать
полное функционирование личности.
Чувство тождественности
заставляет человека быть таким как все,
принадлежать к толпе. В этом случае характер
действий людей становится совсем иным.
Индивиды отказываются от любви, лишаются
свободы, жертвуют собственными мыслями
ради достижения общественного положения,
ради принадлежности к стаду и обретения
сходства с остальными.
Поскольку человек
обладает как разумом, так и телом,
в своих действиях ему