Психоаналитическая теория З.Фрейда. Проблема личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………………........3
Структура личности………………………………………………………………………4
На грани внутреннего взрыва……………………………………………………………7
Защитные механизмы эго…………………………………………………………….......7
Развитие личности………………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

      4) Реактивное  образование.  Этот  механизм  действует в   два   этапа: неприемлемый   импульс   подавляется;   в   сознании   проявляется    совсем противоположенный.   Фрейд   писал,   что   многие   мужчины,   высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются  от  собственных  гомосексуальных побуждений.

     5) Регрессия. Для регрессии характерен  возврат  к  ребяческим,  детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем  возврата  к   раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

      6) Сублимация. Этот механизм защиты дает  возможность  человеку  в  целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно  было  выражать посредством   социально   приемлемых   мыслей   и    действий.    Сублимация рассматривается  как   единственная   конструктивная   стратегия   обуздания нежелательных инстинктов.

     7) Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда  человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например,  ребенок, переживающий  гибель  любимой  кошки,  верит,  что  она  до  сих  пор  жива. Отрицание   наиболее  типично  для  маленьких  детей  и  индивидуумов  более старшего возраста со сниженным интеллектом.

      Итак, мы рассмотрели механизмы  защиты психики перед  лицом   внешней  и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они,  кроме  сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей,  в  результате наше эго теряет энергию и  гибкость.  Фрейд  говорил,  что  зерна  серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву  только  тогда,  когда наши способы защиты приводят к искажению реальности. 

Развитие  личности.

      Одна  из предпосылок психоаналитической теории состоит  в  том,  что  человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в  своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные  стадии  развития. Психосексуальное     развитие  – биологически   детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке  и  присущая  всем

людям, независимо от культурного уровня.

       Фрейдом  была  предложена  гипотеза  о  четырех  стадиях:   оральной, анальной, фаллической и  генитальной.  При  рассмотрении  этих  стадий  надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом. Вот эти факторы:

1) Фрустация. В случае  фрустации  психосексуальные  потребности  ребенка

пресекаются родителями или воспитателями, поэтому  не  находят  оптимальногоудовлетворения.

      2) Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет  возможности

сам управлять  своими внутренними функциями. В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые  годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с  той  стадией,  на  которую пришлась фрустация или регрессия.

       Также  важными  понятиями   в   психоаналитической   теории   являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в  наиболее  раннюю  стадию  и проявление ребяческого поведения,   характерного  для  этого  периода.  Хотя регрессию  считают  особым  случаем  фиксации  –  задержкой  или  остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда  считают  регрессию  и фиксацию взаимодополняющим. Теперь прейдем к стадиям развития либидо:

1) Оральная  стадия. Оральная стадия длится от рождения  примерно  до  18-месячного  возраста.  В этот период он полностью зависит от  родителей,  и  область  рта  связана  с сосредоточением   приятных   ощущений   и   удовлетворением    биологических потребностей. По мнению Фрейда,  рот  остается  важной  эрогенной  зоной  на протяжении  всей  жизни  человека.  Оральная  стадия  заканчивается,   когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал три типа личности  при  фиксации на этой стадии:

    . Орально-пассивный –  веселый,  оптимистичный,  ожидает  «материнского отношения  к  себе.   Характеризуется   доверчивостью,   пассивность незрелостью и чрезмерной зависимостью.

    . Орально-агрессивный – выражается в таких чертах как любовь  к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над  ними  с  целью  удовлетворения  своих нужд.

2) Анальная  стадия. Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и  продолжается до  третьего  года  жизни.  В  течение  периода  маленькие   дети   получают значительное удовольствие от  задерживания   выталкивания  фекалий.  В этой стадии приучения к  туалету  ребенок  учится  разграничивать  требования  ид

(удовольствие  от немедленной дефекации) и  социальные ограничения,  исходящие от родителей (самостоятельный контроль  над  потребностями).  Фрейд  считал, что все будущие формы самоконтроля  и  саморегуляции  берут  начало  в  этой стадии.

      В результате фрустации в этот период («сейчас же  сходи на  горшок»)

возможно  формирование анально-удеживающего типа личности. Этот тип  в  более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален  и  упрям.  Второй результат этой анальной фиксации  – анально-выталкивающий.  Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность  и  даже адистскую жестокость.

      Некоторые родители поощряют  своих детей к  регулярному   опорожнению  и

щедро хвалят за это. Подобный подход  воспитывает  позитивную  самооценку  и

даже  может способствовать развитию творческих способностей.

3) Фаллическая  стадия. Между тремя и шестью  годами  интересы,  обусловленные  либидо, смещаются   в   зону   гениталий.    На    протяжении    фаллической    фазы психосексуального  развития  дети   могут    исследовать   половые   органы, мастурбировать и проявлять  интерес  в  вопросах  связанных  с  рождением  и половыми  отношениями.  Дети,  по  мнению  Фрейда,  имеют  хотя  бы  смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей  своей  части,  понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

      Доминирующий конфликт этой  стадии  у  мальчиков  называется  эдиповым

комплексом, и аналогичный у девочек –  комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого  ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении  родителя  одного  с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у  мальчиков  и  девочек.

4) Генитальная  стадия. Начальная  фаза  генитальной стадии  (периода,  продолжающегося  от зрелости  до  смерти)  характеризуется  биохимическими  и   физиологическими изменениями в организме. Результатом  этих  изменений  является  характерное для подростков усиление возбудимости  и  повышение  сексуальной  активности. Иначе говоря вступление  в  генитальную  стадию  отмеченно  наиболее  полным удовлетворения сексуального инстинкта.  Развитие  в  норме  ведут  к  выбору брачного партнера и созданию семьи.

      Генитальный характер –  идеальный  тип  личности  в  псиоаналитической

теории.  Разрядка   либидо   в   половом   акте   обеспечивает   возможность

физиологического  контроля над импульсами, поступающими от  половых  органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный  генитальный  тип характера, человек должен отказаться от пассивности,  свойственной  детству, когда все формы удовлетворений давались легко

Заключение

      В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. З.Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349 М.

2. Фрейд З. «Я» и «Оно» (1923)// «Я» и «Оно». Кн.1, Кн.2. – Тб., Мерани, Места, 1991 
3. Фрейд З. Анализ конечный и бесконечный (1937) // «Конечный и бесконечный анализ» Фрейда.-М., MGM-Interna, 1998

4. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Хаверина А.П. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

Информация о работе Психоаналитическая теория З.Фрейда. Проблема личности