Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа
Цель контрольной работы является анализ темы «психика и организм».
Задачи контрольной работы:
Охарактеризовать психику человека и её основную структуру;
Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».
Тема контрольной работы актуальна, так как изучение свойств бессознательного, осознание закономерностей взаимодействия сверхсознания, сознания и бессознательного дает человеку возможность повышать эффективность своих действий, уверенно идти по жизни, успешно решать свои жизненные задачи.
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Психика человека и её основная структура……………………………….……4
2. Сознание и бессознательное……………………………………………………10
3. Практическое задание…………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………..18
Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
К сверхсознанию
относятся психические образования, которые
способен сформировать у себя человек
в результате целенаправленных усилий.
Эти сверхспособности психики могут проявляться,
например, в сознательном регулировании
соматических состояний (хождение по раскаленным
углям, замедление ритма сердцебиения
и т.д.).
2
Сознание и бессознательное
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.
Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Психологическая
Сознание тесно связано с
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделённость определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Важнейшая характеристика сознания – его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознаёт данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
С помощью языка человек
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Без языка и речи сознание человека немыслимо.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоёв. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.
Первый исходный уровень – бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, - включает в себя:
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.
Второй уровень сознания – рефлексивное (сознание для сознания) – включает в себя:
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.
В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.
Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.
Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Существуют разные типы
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Каждый из типов бессознательных явлений
по-разному связан с поведением человека
и его сознательной регуляцией. Первый
тип бессознательного есть просто нормальное
звено в общей системе психической поведенческой
регуляции и возникает на пути продвижения
информации от органов чувств или из хранилищ
памяти к сознанию (коре головного мозга).
Второй тип бессознательного также можно
рассматривать как определенный этап
на этом пути, но при движении как бы в
обратном направлении по нему: от сознания
к бессознательному, в частности к памяти.
Третий тип бессознательного относится
к мотивационным процессам и возникает
при столкновении разнонаправленных,
конфликтных с точки зрения морали мотивационных
тенденций.
3. Практическое задание
а) сознание – 1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Существенное отличие человека
как вида от животных состоит
в его способности рассуждать
и мыслить абстрактно, размышлять
о своём прошлом, критически
оценивая его, и думать о
будущем, разрабатывая и
Сознание является высшим
б) самосознание – 3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.
Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор.
Информация о работе Психика человека и её основная структура