Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

В процессе школьного обучения у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
В процессе обучения изменяются также внимание, восприятие, память.
На начальном этапе обучения предъявляются серьезные требования к произвольности этих психических функций. Например, первоклассник должен направлять и удерживать внимание, по указанию учителя на таких предметах, которые могут быть не привлекательны для него. Постепенно происходит развитие внимания, связанное с его самоорганизацией и умением управлять им.

Содержание

1.Учение как ведущий вид деятельности.
2.Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника.
3.Особенности развития познавательных процессов.
4.Общение со сверстниками и взрослыми.

Работа содержит 1 файл

Младший школьник.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Особенности развития познавательных процессов 

    В процессе школьного обучения у ребенка  возникает множество позитивных изменений и преобразований. Младший  школьный  возраст – сензитивный  период для формирования познавательного  отношения к миру, навыков учебной  деятельности, организованности и саморегуляции.

       Согласно положениию Л.С.Выготского  «системообразующей» функцией на  этом этапе является мышление.  Происходит переход от наглядно-образного  к словесно-логическому, переход  от познания внешней стороны  предметов к их сущности. После  2 класса школьник переходит к анализу на уровне понятий, освобождаясь от представлений. Переход к систематическому обучению изменяет ориентировку в окружающей действительности, создает возможность усвоения научной картины мира.  

       В процессе обучения изменяются также внимание, восприятие, память.

На начальном  этапе обучения предъявляются серьезные  требования к произвольности этих психических  функций. Например,  первоклассник  должен направлять и удерживать внимание, по указанию учителя на таких предметах, которые могут быть не привлекательны для него. Постепенно происходит развитие внимания, связанное с его самоорганизацией и умением управлять им.

       Восприятие становится деятельностью  наблюдения под руководством  учителя, который ставит задачу, обращает внимание на главные и второстепенные признаки предметов – восприятие постепенно становится управляемым, преднамеренным, целенаправленным процессом.

       Развиваются все виды памяти.  Большую роль играет непроизвольное  запоминание. Возрастает  осмысленность запоминания. На протяжении Младшего школьного возраста память развивается по двум направлениям – словесно-логическая и умение управлять (произвольность). Велика роль учителя в овладении ребенком мнемических приемов (приемов, облегчающих запоминание):

    - преднамеренное заучивание;

    - выделение смысловых частей целого  текста;

    - выделение  ключевых, опорных   слов;

    - составление плана; 

    - повторное чтение.

На основе теоретического мышления формируется  новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учебного материала.

        Переход к систематическому обучению  в школе изменяет ориентировку  ребенка в окружающей действительности, создает возможности усвоения  научной картины мира. Развитие  личности ребенка зависит непосредственно от результативности учебной деятельности,  в рамках которой складываются основные  новообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общение со сверстниками и взрослыми 

    Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью  в обучении. Высокий статус в группе обычно имеют хорошо успевающие дети. Однако не знания и не только успеваемость являются значимыми сами по себе, они преломляются через отношение учителя к ребенку, поскольку отношение учителя легко транслируется ученикам. Это  особенно характерно для 1 – 2 классов. На третьем – четвертом году обучения личность учителя становится менее значимой, контакты с товарищами более тесными, дети уже более независимы в установлении межличностных отношений, все большую роль  начинает играть оценка его нравственных  качеств, наличие общих интересов.

       Общение со сверстниками осуществляется  в этом возрасте по принципу  половой гомогенизации. Мальчики  и девочки образуют однородные (гомогенные) по полу группы, отношения  между которыми часто описываются  как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря  со своими правилами и ритуалами поведения: измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.

       Игры мальчиков подчеркнуто маскулинны: война, спорт, приключения, «мужские» кружки по  интересам. Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных принцев и «рыцарей», заводят первые тетрадки, в которые записывают лирические песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в «женские» дела. (обмениваются выкройками, кулинарными рецептами и т.д.).

       Младший школьный возраст –  это время полоролевого развития  через самоопределение в системе  полоролевых стандартов и отношений.  Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании. Мальчику надо, не вызывая осуждения сверстников показать девочке, что он выделил ее среди других, и обратить ее внимание на себя, например, дернуть за косу. Девочка, же не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных (мальчики) действий. От хулиганства эти действия отличаются тем, что всегда происходят публично, совершаются в понятном для самих детей условно-символическом  контексте и не несут в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда он выглядят весьма задиристыми. В жалобах  девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие  его может вызвать у девочек чувство «обойденности», своей непривлекательности.

       Особенности поведения в период  половой гомогенизации нередко  вызывают у взрослых тревогу  и стремление призвать детей  к «порядку». Однако, если воспитатели  все же добиваются «успеха», то это не способствует   развернутому прохождению закономерного этапа развития. Наверстывание его в последующем выражается в «застревании» на инфантильно-агрессивных способах ухаживания тогда, когда оно должно переходить к более зрелым формам.

       В младшем школьном возрасте  происходит переход от игры  к  основному способу усвоения  человеческого опыта, выраженного  в форме научного знания. Как  отмечают многие исследователи,  будучи переходным, этот возраст  обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.    
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

    1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
    2. Дубровина И.В. и др. Психология. М., 1999.
    3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
    4. Мир детства: младший школьник /Под ред. А.Г.Хрипковой. М., 1988.
    5. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова . М., 1990.
    6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические  труды. Психология обучении младшего школьника. М., 1989.

Информация о работе Психическое развитие в младшем школьном возрасте