Психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие речи включено в общение со взрослым.
Возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц.
К концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по возрастной психологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
 
                                                          Подростковый  возраст                  Познавательная сфера   
Ощущение Внимание Речь Сенсорное развитие
Все виды ощущений.  Подросток вполне может управлять своим  вниманием. Нарушения дисциплины в  классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.

 Подросток может  хорошо концентрировать внимание в  значимой для него деятельности: в  спорте, где он может добиться высоких  результатов, в трудовой деятельности

 В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Способности декламирования наизусть. Способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.  Восприятие  изобразительного искусства, графических  образов, подросток  стремится видеть предметы окружающего мира во всем их непосредственном своеобразии.,  восприятие музыки.
Память Воображение Мышление
Способен управлять  своим произвольным запоминанием. Смысловая  память приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.  Связано с общим интеллектуальным развитием  и развитие воображения. Сближение  воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.  В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое  рефлексивное мышление. Приобретенные  в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими  операциями. Подросток, абстрагируясь  от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

 Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и  сравнивать между собой различные  альтернативы при решении одних  и тех же задач. Развиваются такие  операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

 Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать  абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. 

                                                             Личностная сфера
  Эмоции Я-концепция Потребности Нравственное  развитие
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию» Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я». физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в независимости Нравственные  убеждения, одновременно с развитием  убеждений формируется нравственное мировоззрение
Мотивы Социальная  ситуация развития Ведущая деятельность Новообразования
Для мотивационной сферы  старшего школьника характерно сочетание  и взаимопроникновение широких  социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит  в том, что он включается в новую  систему отношений и общения  со взрослыми и товарищами, занимая  среди них новое место, выполняя новые функции. 
 
 
 
 
 
 
 
Дифференциация  интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Одним из личностных новообразований подросткового  возраста является чувство взрослости. Подражание внешним формам поведения. Самоопределение. социальное сознание, перенесенное внутрь.
                                                                 Старший школьный возраст
             Познавательная сфера

 В старших  классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически  готовыми к выполнению всех видов  умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Ощущение Внимание Речь Сенсорное развитие
Все виды ощущений Все виды внимания Речь достигает  высокого уровня, умение говорить логически  и абстрактно.  Все виды восприятия
Память Воображение  Мышление
Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, как конспектирование и подчеркивание (27%), выделение главной мысли и  сравнение с другим изученным  материалом Воображение может  превратиться в самостоятельную  внутреннюю деятельность.  Старшие школьники свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Развита способность к сравнению, обобщению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             Личностная сфера  
Эмоции Я-концепция Потребности Нравственное  развитие
 Эмоциональная сфера старшеклассника отличается:

 1) многообразием  переживаний, особенно нравственного  порядка;

 2) повышением устойчивости  эмоций;

 3) способностью  к сопереживанию;

 4) появлением чувства  юношеской любви, которой свойственны  проявления нежности, мечтательности, лиричности и искренности;

Характерная особенность  личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям  и к самим себе. Они становятся более Критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к оеружающим. Отличительная особенность зрелой личности—наличие дифференцированной самооценки. Потребность в  самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Самостоятельность.Потребность в общении. 
 
 
 
 
Формирование  системы личностных ценностей 
 
 
Мотивы Социальная  ситуация развития Ведущая деятельность Новообразования
  В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается  произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать успешным. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его  задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Это связано  с тем, что складывается новая  мотивационная структура учения. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное

Информация о работе Психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды жизни