Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа
Развитие речи включено в общение со взрослым.
Возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц.
К концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.
|
Познавательная сфера | |||||||||
Ощущение | Внимание | Речь | Сенсорное развитие | |||||||
Все виды ощущений. | Подросток
вполне может управлять своим
вниманием. Нарушения дисциплины в
классе носят скорее социальный характер,
а не определяются особенностями внимания.
Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности |
В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Способности декламирования наизусть. Способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. | Восприятие изобразительного искусства, графических образов, подросток стремится видеть предметы окружающего мира во всем их непосредственном своеобразии., восприятие музыки. | |||||||
Память | Воображение | Мышление | ||||||||
Способен управлять своим произвольным запоминанием. Смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи. | Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. | В подростковом
возрасте продолжает развиваться теоретическое
рефлексивное мышление. Приобретенные
в младшем школьном возрасте операции
становятся формально-логическими
операциями. Подросток, абстрагируясь
от конкретного, наглядного материала,
рассуждает в чисто словесном плане.
Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности
теоретического рефлексивного мышления
позволяют подросткам анализировать
абстрактные идеи, искать ошибки и логические
противоречия в суждениях. | ||||||||
| ||||||||||
Эмоции | Я-концепция | Потребности | Нравственное развитие | |||||||
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. | Представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию» Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я». | физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в независимости | Нравственные
убеждения, одновременно с развитием
убеждений формируется | |||||||
Мотивы | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразования | |||||||
Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. | Своеобразие социальной
ситуации развития подростка состоит
в том, что он включается в новую
систему отношений и общения
со взрослыми и товарищами, занимая
среди них новое место, выполняя
новые функции. |
Дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. | Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Подражание внешним формам поведения. Самоопределение. социальное сознание, перенесенное внутрь. | |||||||
|
Познавательная сфера
В старших
классах школы развитие познавательных
процессов детей достигает | |||||||||
Ощущение | Внимание | Речь | Сенсорное развитие | |||||||
Все виды ощущений | Все виды внимания | Речь достигает высокого уровня, умение говорить логически и абстрактно. | Все виды восприятия | |||||||
Память | Воображение | Мышление | ||||||||
Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, как конспектирование и подчеркивание (27%), выделение главной мысли и сравнение с другим изученным материалом | Воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. | Старшие школьники
свободно размышляют на нравственные,
политические и другие темы, практически
не доступные интеллекту младшего школьника.
У старшеклассников отмечается способность
делать общие выводы на основе частных
посылок и, напротив, переходить к частным
умозаключениям на базе общих посылок,
т. е. способность к индукции и дедукции.
Развита способность к сравнению, обобщению. | ||||||||
Личностная сфера | ||||||||||
Эмоции | Я-концепция | Потребности | Нравственное развитие | |||||||
Эмоциональная
сфера старшеклассника отличается:
1) многообразием
переживаний, особенно 2) повышением устойчивости эмоций; 3) способностью к сопереживанию; 4) появлением чувства
юношеской любви, которой |
Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более Критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к оеружающим. Отличительная особенность зрелой личности—наличие дифференцированной самооценки. | Потребность в
самоутверждении, потребность быть
и считаться взрослым превращается
в этот период в доминирующую. Самостоятельность.Потребность
в общении. |
Формирование
системы личностных ценностей | |||||||
Мотивы | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразования | |||||||
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать успешным. | Новая социальная
позиция старшеклассника |
Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. | Самоопределение, как профессиональное, так и личностное |
Информация о работе Психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды жизни