Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Но что мы понимаем под деятельностью? Под действием мы понимаем понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Мы знаем, что деятельность побуждается потребностью. Направлена она на предмет ее удовлетворения.

Содержание

1. Введение

2. Общее представление о психических процессах

3. Ощущения

3.1. Классификация ощущений

4. Восприятие

4.1. Константность восприятия

4.2. Осмысленность восприятия

4.3. Восприятие и направленность личности

5. Память

5.1. Запоминание

5.2. Сохранение

5.3. Забывание

5.4. Восстановление

5.5. Уровни памяти

5.6. Типы памяти

6. Воображение

6.1. Виды воображения

7. Мышление

7.1. Фазы мыслительного процесса

7.2. Виды мышления

8. Речь

8.1. Функции речи

8.2. Виды речи

8.3. Речь и мышление

9. Внимание

9.1. Виды внимания

9.2. Свойства внимания

10. Заключение

Работа содержит 1 файл

Общая психология-Психические познавательные процессы.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

3)   Органические ощущения, отражая потребности обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы, например, спазматические движения при сильной жажде, при ощущении удушья и т. д. Органические ощущения включены обычно в психомоторное единство. Таким образом, органические ощущения сплетены с различными сторонами психики.

Статические ощущения

Показания о  состоянии нашего тела в пространстве, его позы равно как и движения отдельных частей тела относительно друг друга, многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов  и т. д. Основным органом, регулирующим положение тела в пространстве, является лабиринтный аппарат. Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела служит преддверие лабиринта – вестибулярный аппарат. Внешним органом равновесия является мозжечок. В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регуляции положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственно тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.

Осязание

Ощущение прикосновения  и давления в такой абстрактной  изолированности, в какой они  выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов  кожной чувствительности, играют лишь подчиненную рол в познании объективной действительности. При осязании материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве.

Осязательные  ощущения, сочетаясь  с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых.

Обонятельные  ощущения

Тесно связаны  между собой обоняние и вкус, являющиеся разновидностями химической чувствительности. У низших животных обоняние и вкус, вероятно, нерасчленены. В дальнейшем они дифференцируются.  Обонятельные ощущения в значительной мере регулируют поведение животных. До недавнего времени принято было считать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает. Обонятельные ощущения возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ. В силу той роли, которую обоняние играет в нашей вегетативной нервной системе, обоняние может оказывать влияние на пороги чувствительности различных органов чувств.

Вкусовые  ощущения

Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены  химическими свойствами вещей. Можно  выделить 4 основных качества вкусовых ощущений – соленые, кислые, сладкие, горькие. Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ.

Большую роль во вкусовых ощущениях играет процесс  компенсации, т. е. заглушения одних  вкусовых ощущений другими. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему.

Слуховые  ощущения

Слуховые ощущения являются отражением воздействия на слуховые рецепторы звуковых волн.

Зрительные  ощущения

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, всегда обладая тем или иным цветовым качеством. Зрение дает нам отражение всего многообразия свойств объективной действительности (1; с.177-178, 184-194, 197-203, 209, 215).   
 

4. Восприятие

Восприятие – это непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Это субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятие обозначается так же система действий, направленных на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (3; с. 55; 6; с. 33).

Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует  о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; он часто активно вбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество, как свойство определенного предмета. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры).

Восприятие не только связано с действием, с  деятельностью – и само оно  специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания (1; с. 225-233).

4.1.     Константность восприятия

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету,  к определенному участку или моменту объективной действительности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину так и в ширину, и, значит уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах ту же постоянную, предмету свойственную величину. В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет и освещение, в котором он является. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание, непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся пятен и блесков неописуемой пестроты. Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Проблема константности, ортоскопичности, т. е. правильного  видения – это проблема отражения  в частной психофизической постановке (1; с. 233-234).

4.2. Осмысленность восприятия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной  основе. Мы воспринимаем не пучки излучений  и не структуры, а предметы, которые  имеют определенное значение. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Чувственное и смысловое содержание восприятие при этом не рядоположены: прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является ни чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает, значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, обобщению. Таким образом, осмысление включает само восприятие к представлению и от него к мышлению. Осмысленность восприятия означает, что в него включаются мышление, осознание значения (1; с. 235-236).

4.3.     Восприятие и направленность личности

Становясь все  более сознательным о обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу  по отношению к непосредственному  данному. Восприятие обычно никогда  не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает восприятие – делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно ненаправленного  переживания. Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения (1; с. 239-240).

5.    Память

Память –  это форма психического отражения  действительности, заключающаяся в  закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении человеком своего опыта (2; с. 247).

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться под влиянием различных раздражителей (И. Павлов). Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (7; с. 247).

5.1. Запоминание

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально  совершается непроизвольно в  той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается  у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость сохранения в интересах своей практической и теоретической деятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально – сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значительный материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Основное значение приобретает поэтому зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание.  Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию. Во-вторых, контекст, в котором находится запоминаемый материал. Указанные факты, в свою очередь, являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой деятельности человека (2; с. 109-110; 7; с. 44).

5.2. Сохранение

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает прогообразные процессы переработки материала. Сохранение тесно связано с забыванием. Возможны две точки зрения на сохранение. Первая – узкая и хронологически более ранняя – рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения, следа впечатления. Вторая трактует сохранение более широко – как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением, многообразные операции по переработке материала (5; с.349).

Информация о работе Психические познавательные процессы