Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:32, лекция

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. В чем же заключается роль психических процессов?

Работа содержит 1 файл

Псих.позн.пр. студ.docx

— 29.81 Кб (Скачать)

   Следующий этап связан с выбором одного из решений.

   Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений), суждения (установление связи между предметами и явлениями; оно может быть истинным и ложным), умозаключения (вывод из одного или нескольких суждений нового суждения), а также образы и представления.

К основным операциям мышления относят анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию.

   К основным свойствам ума относятся:

   - любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);

   - глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);

   - гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);

   - критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);

   - логичность (умение мыслить стройно и последовательно);

   - быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).

   В психологии проблема мышления тесно  связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов - слов.

   Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

    Как показали специальные исследования, каждое слово в памяти закономерно  связано с другими словами  более или менее прочными связями (ассоциациями).

   Говоря  об основных видах речи, мы должны подчеркнуть, что процесс обмена мыслями осуществляется в виде устной и письменной речи, однако необходимо помнить и еще  об одном виде – внутренней речи, произносимой мысленно. Она не выполняет  функцию общения, а служит для  осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит как  раз в том, что слова произносятся про себя и, как правило, не имеют  звукового оформления; она отличается от разговорной, внешней, речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер).

   Речь  также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную (речь слушающего, читающего).

    ТРЕБОВАНИЯ  К РЕЧИ

    1. Простота и ясность изложения  (следует избегать сленговых,  а также слишком сложных предложений,  а также воздерживаться от  применения непонятных терминов),

    2. Последовательность и четкость  объяснения.

    3. Убедительность и логичность  приводимых доводов.

    4. Нацеленное выступление (человек  должен заранее знать, что он  хочет сказать, и подбирать  аргументы соответственно).

    ТРЕБОВАНИЯ  К ФОРМЕ РЕЧИ

    1. Отчетливое произношение.

    2. Нормальный и средний темп.

    3. Соразмерность силы голоса.

    4. Смена темпа, умение сделать  паузу, чтобы дать возможность  собеседнику осмыслить сказанное  вами.

    5. Богатый словарный запас. Отсутствие  лишних слов, жаргонных и вульгарных  выражений.

    Человек может планировать свои действия, предвидеть события, заглядывать в  будущее. Приступая к труду, он предварительно строит его результат в своей  голове, учитывает условия деятельности, творчески использует ранее полученные знания и представления. Люди могут  создавать образы и таких объектов, которых пока еще нет в жизни. Такая возможность человека основана в значительной мере на его воображении.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).

Под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.

    В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое  и др.

    Хорошо  развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области  менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий  и специальностей.

    ВИДЫ  ВООБРАЖЕНИЯ

    1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

    Неудовлетворение  материальной или духовной потребности  может непроизвольно вызвать  в сознании яркое представление  той ситуации, в которой эта  потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные  состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного  воображения.

    2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

    Произвольное  воображение связано с активностью  второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения  действительности. Основными формами  произвольного воображения являются:

а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

   б) творческое - более сложный процесс - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

   3. Мечта - своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

   Если  же мечта реальна и связана  с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для  достижения цели. В этом случае мечта  является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

    ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

    1. Представлять действительность  в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

    2. Регулирование эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

    3. Произвольная регуляция  познавательных процессов  и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

    4. Формирование внутреннего  плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

    5. Планирование и  программирование  деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Информация о работе Психические познавательные процессы