Психические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:32, лекция

Описание работы

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. В чем же заключается роль психических процессов?

Работа содержит 1 файл

Псих.позн.пр. студ.docx

— 29.81 Кб (Скачать)

Тема: Психические познавательные процессы

   Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают  как важнейшие  компоненты любой  человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. В чем же заключается роль психических процессов?

    Ощущения

      считаются самыми простыми из  всех психических явлений; они  представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

    Типы  ощущений:

1. Внешние ощущения.

   Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные - с их помощью человек  познает свойства предметов, которые  находятся вне его. Рецепторы этих внешних ощущений расположены на поверхности тела человека, в органах чувств.

   Ощущения  характеризуются следующим образом: обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха; вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности (сладкое, соленое, кислое и горькое); осязание (кожная чувствительность) – результат сложного комбинирования четырех более простых видов ощущений (давления, боли, тепла и холода).

   2. Внутренние ощущения.

   Голод, жажда, тошнота, изжога и т. д. Эти ощущения дают информацию от рецепторов тех органов  чувств, которые находятся  внутри организма  человека.

    3. Двигательные ощущения.

    Это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного  анализатора находятся в мышцах и связках ( кинестезические ощущения) обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне (автоматически).

    Восприятие -

    процесс приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств.

    Результатом восприятия является образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. При этом формируются образы, с  которыми в дальнейшем оперируют  внимание, память, мышление, эмоции.  Не все анализаторы принимают  одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим  и определяет вид восприятия.

    В зависимости от анализаторов различают  следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус.

   Внимание - это активная направленность сознания человека на те, или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.

   Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической  концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

   В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

   Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять  разнообразные работы (одинаково  хорошо). Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую  извне информацию на части, не превышающие  возможности обрабатывающей системы. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия и точность ответа.

    Внимание  зависит от эмоционального состояния  человека, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к  себе требуют действия, недостаточно автоматизированные, а также не доведенные до конца.

   Характеристики  внимания

  • Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Можно сказать, что чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчивость внимания тесно связана с его концентрацией.
  • Концентрация определяется единством двух важных факторов - повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
  • Распределение - субъективная способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собою дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Таким образом, распределение внимания по существу является обратной стороной его переключаемости.
  • Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.

   Виды  внимания

   Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.

   Непроизвольное - возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

   Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.

   В процессе восприятия при соответствующем  напряжении внимания у человека создаются  субъективные образы объективных предметов  и явлений. Есть такие образы, которые  остаются после прекращения ощущений и восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие  образы называются представлениями.

   Представления и их связи (ассоциации) могут долго  сохраняться у человека. В отличие  от образов восприятия, представления  вызываются образами памяти.

    Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

    Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

    Наследственная  память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты).

   Прижизненная  память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов прижизненной памяти - запечатлевание (импринтинг) - является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.

   Выделяют  следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную  и символическую (словесную и  логическую).

    Двигательная  память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

    Одна  из форм образной памяти - зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация. В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. Хорошо помнить только особенное, экстраординарное - еще не значит иметь хорошую память.

    Образная  память обычно ярче проявляется у  детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь  развитую образную память. Выявили, что  можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном  пассивном состоянии с закрытыми  глазами перед сном.

    Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»). Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего.

    Символическая память подразделяется на: словесную и логическую. Словесная формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество перед образной памятью) – значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ - не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении наблюдаются искажения. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного. Постепенно через обобщение развивается логическая память.

    По  времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:

    - мгновенная связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. - - кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала;

    - оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти;

    долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

    Качества  памяти. К ним относятся объем (измеряется количеством объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия), быстрота (измеряется скоростью, то есть количеством затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала), точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось), длительность (измеряется количеством времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось).

    Подводя итог всему вышесказанному, можно  подчеркнуть, что благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений. 

    Человек отражает и то, что недоступно его  чувственному познанию. Это происходит благодаря мышлению.

   Мышление - психический процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

   Мышление  проявляется при решении любой  задачи, возникающей перед человеком. Первый этап, непосредственно следующий за осознанием задачи, обычно связан с паузой, необходимой для ориентировки в ее условиях, выделения наиболее существенных компонентов.

Информация о работе Психические познавательные процессы