Психическая саморегуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой совокупность приёмов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряжённости, повышается работоспособность и степень психологического комфорта.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

  ПРИЕМЫ  ПО САМОВОСПИТАНИЮ ВОЛИ. 

  Они могут быть весьма разнообразными, но все включают соблюдение следующих  условий.

  1. Начинать воспитание воли следует  с приобретения привычки преодолевать  сравнительно незначительные трудности.  Если систематически преодолевать сначала небольшие трудности, а потом более сложные, то человек тренирует и закаляет свою волю. Следует каждое препятствие рассматривать лишь как «барьер», «мостик перед кладом», и  сделать все возможное, чтобы преодолеть его и добраться до клада. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. Многие исторические личности обладали несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. Нельзя не вспомнить о Герое Советского Союза летчике Алексее Маресьеве, который и после ампутации обеих ног, решил не сдаваться, и после долгих и упорных тренировок, добился разрешения вернуться в строй и многие годы продолжал летать. Его волевые качества сложились в условиях трудовой и общественной деятельности.

  2. Должна быть четко сформулирована конечная цель, присутствовать мотивация. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы среди повседневных дел не утрачивалась дальняя перспектива, не терялась из виду конечная цель.

  3. Принятое решение должно быть  исполнено. Всякий раз, когда  решение принимается, но исполнение  снова и снова откладывается,  воля человека дезорганизуется.  Систематическое невыполнение принятых  решений ослабляет волю. Принимая  решение, следует учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, должно быть продумано всесторонне. И однажды решив, надо его выполнить.

  4. Волевой человек—хозяин своего  времени. Если поставлена дальняя  цель, то важно видеть этапы  достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели. А для этого требуется наличие плана, этапы выполнения которого необходимо строго и регламентировано выполнять. Одним из этапов выполнения надо отнести строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения за людьми со слабой  волей показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Деятельность волевого человека должна быть организована разумно, следует выполнять намеченное по плану в срок, быть собранным и целеустремленным. Чтобы закалить волю, необходимо заниматься спортом. Спорт учит не сдаваться, даже когда тяжело и нет сил подняться; добиваться успеха, даже когда, кажется, что уже ничего не получится в жизни; терпению,  чтобы не давать себе поблажек; а также борьбе самим с собой, с собственной ленью или еще с какими-то недостатками своего характера. Спорт воспитывает волю. Когда нужно отжаться от пола 50 раз, а ты сделал 20 отжиманий, и больше тебе не хочется или нет сил, то тут происходит тренировка силы воли, силы характера.

  Волю, способность к саморегуляции  и самоограничению необходимо формировать с детских лет. Упражняясь с детства в преодолении трудностей, человек учится находить свой путь в жизни, стремится быть физически и психически здоровым, не остаться в полной зависимости от окружающей обстановки, которая может быть и весьма неблагоприятной. У каждого человека есть все возможности для развития и самовоспитания воли. И чем раньше начинается сознательный процесс воспитания ее, тем больших успехов человек может добиться. 
 
 
 
 

   

  ИДЕОМОТОРНАЯ  ТРЕНИРОВКА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ 

  Идеомоторная  тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление  и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.

  Активное  представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

  Представление движений можно классифицировать следующим  образом:

  • как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;

  • как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;

  • как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

  Все три функции характеризуются  синхронностью.

  Механизм  воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования  мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

  "Жизненность", или "реальность", представления  идеомоторного двигательного акта  определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.

  Также оправдала себя следующая структура  идеомоторной тренировки,

  разработанная на основе этих принципиальных научных  позиций. 
 

  I. Внутренняя актуализация:

  а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые  упражнения);

  б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла  с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;

  в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в  соответствии с письменным заданием).

  II. Внешняя реализация:

  а) имитационная фаза – элементы идеомоторного  упражнения реально выполняются  во временной последовательности в  общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;

  б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

  При разработке индивидуально эффективных  идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:

  • в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

  • содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент;

  • часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

  • число  повторений  в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня

  подготовленности  спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более  коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также  должны быть сокращены;

  • информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.  

  МЕТОДЫ  ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

   

  Для оптимизации психического состояния  в саморегуляции существуют самые разнообразные методы –  гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация,  аутотренинг,  дыхательная  гимнастика,  медитация,  ароматерапия,  арттерапия, цветотерапия и другие.

  Очень хорошим способом восстановления и  отдыха являются наши увлечения и  любимые занятия. Помимо этого не стоит забывать о полноценном сне. Для расслабления  и  восстановления  сил  очень  важен  процесс  сна.  Поэтому,  чтобы хорошо отдохнуть во время сна, нужно:

  -  не есть перед сном;

  -  не спать со светом в комнате;  

  -  спать в хорошо проветренной комнате;

  -  из спальной комнаты убрать  все растения, т. к. они выделяют  двуокись углерода;

  -  не ложиться поздно, т. к. лучший  сон с 22.00 до 24.00;

  -  спать в удобной, несинтетической  одежде;

  -  не спать на мягком матрасе,  чтобы спина всегда была прямой.

  Очень важен и процесс пробуждения. Перед тем как встать с постели, обязательно  нужно  потянуться  как  следует,  можно  промассировать  ступни,  а  также вытянуть, а  после согнуть пальцы ног. Домашний халат и полотенце лучше выбирать желтого цвета, этот цвет поможет пробудиться и зарядит энергией.

  Хорошее психическое состояние невозможно без физического здоровья. Поэтому  не забывайте о прогулках и, конечно  же, о занятиях спортом, особенно плаванием, аэробикой, йогой. 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Ещё  на  рубеже 20  века  академик В.И. Вернадский  разработал  учение  о  ноосфере,  сфере разума, возникающей  в результате деятельности человека по удовлетворению своих потребностей. Одним из следствий расширения ноосферы является мощное, и не всегда позитивное,  антропогенное воздействие на природу, среду естественного обитания человека. Современный человек, особенно в городах,  испытывает  колоссальные  нервные  перегрузки,  вызванные  обилием  информации. И не только на производстве, но и дома (компьютер, телевизор, телефон).

  Всё это способствует истощению нервной  системы. Наше время, таким образом, отмечено  возникновением или  усилением  целого  ряда факторов,  разрушительно  влияющих  на  психическое  и  физическое  здоровье.  Борьба  с  негативными  явлениями и является целью психической саморегуляции.

  Изучение  психической саморегуляции оказывается  регуляционным освоением себя самого. Человек становится хозяином самого себя. Он восстанавливает связь 

  с  законно принадлежащим ему сокровищем, имя которому - тело. Именно через освоение  собственного  тела он начинает по-новому  воспринимать окружающую действительность.

  Психическая саморегуляция осваивается как  искусство владения собственным  наследством. Ни у кого ничего не отбирая, человек получает в свое распоряжение неисчислимые возможности, даруемые ему властью самоуправления. Психическая  саморегуляция -  это ощущение подлинной  свободы от  внешних ограничений  и  ощущение  великой  возможности  разрешить  любую  из  проблем, становящихся на жизненном пути. Он начинает понимать, что отныне, благодаря его способности к саморегуляции, любой внешний ресурс может быть оптимально использован для достижения его собственных личных целей.

  В процессе освоения саморегуляции индивидуум понимает, что любые внешние влияния, именуемые агрессивными и деструктирующими, могут быть преобразованы и усвоены так, что из вредоносных они станут источниками внутренней силы  и  повысят  защитный  потенциал  организма. Человек  все  больше  и  больше осознает, сколь невообразимо велики возможности осознанного самоуправления, направленного на достижение полноты творчества и любви, здоровья и счастья.

  Для  того  чтобы  умело  управляться  с  собственным  организмом,  необходимо любить себя, да и относиться к своему телу необходимо с превеликим почтением и безусловным уважением.  Освоившие азы саморегуляции на  примерах  управляемой гармонизации  настроения  и произвольного управления  самочувствием, непременно  идут  дальше,  в направлении постижения  чуда  трансформирующего творчества осознанного развития. Тайна овладения психической саморегуляцией заключается в том, что высотами и глубинами этого прекрасного искусства могут овладеть лишь те, кому дарована высокая нравственная чистота и гармония мышления. Человек,  знающий  себя,  свои потребности и  способы их удовлетворения, всегда имеет выбор в систематическом восполнении энергии. 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Маклаков  А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Марчуков А.А. Взгляд на феномен воли.
  3. Пеунова С.М. Учебник жизненных истин. Ч 1.- Самара, 2007.
  4. Ролло Мэй  Любовь и воля. Перевели О.О.Чистяков и А.П.Хомик. Rollo May. Love and Will. N.Y.: W.W.Norton&Co., 1969. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – СПб: Питер Ком, 2000.
  6. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции. - М., 1979
  7. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 
  8. 7.  Прокофьев Л.Е.  Основы  психической саморегуляции:  Учебное пособие / Л.Е. Прокофьев. – Спб.: Изд-во «Лань», 2003.
  9. http://allbest.ru/
  10. http://5ka.ru/

Информация о работе Психическая саморегуляция