Психическая саморегуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой совокупность приёмов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряжённости, повышается работоспособность и степень психологического комфорта.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

  Воля  является одним из важнейших качеств  личности человека. C самого детства  родители, а потом учителя, стремятся  воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его  свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Воля позволяет ставить цели и добиваться их. Можно сказать, что “становление воли является магистральной линией развития личности ребенка. С этим утверждением солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выгодскому, умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования”.

  “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними”.

  В толковом словаре Ожегова воля трактуется, как «способность осуществлять поставленные перед собой цели». Понятие воли прошло много ступеней изучения, как  в истории философии, так и  психологии.

  Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

  Во  времена средневековья проблема воли также не трактовалась как самостоятельная проблема. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. А понятие воли связывалось с некими высшими силами. Это было обусловлено тем, что «общество отрицало возможность самостоятельного, независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек считался простейшим элементом общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки, и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д.".

  В эпоху Возрождения, преобладало  мнение о том, личностью мог стать  человек, выделившийся из общей массы  людей. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. И это было не случайно. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может делать выбор в том, как ему поступать в жизни и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

  В дальнейшем абсолютизация свободы  воли привела к возникновению  мировоззрения экзистенциализма —  «философии существования». Это течение, представителями которого являлись М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др., рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, не может быть связан с обществом никакими нравственными обязательствами или ответственностью. «Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли». В сегодняшнее время такая трактовка противоречит современному представлению о человеке и его социальной роли в обществе.

  Более позднее представление о воле расширилось за счет добавления к  этому понятию новых характеристик. Например, Юм, определив волю как  “внутреннее впечатление, которое  мы переживаем и сознаем, когда сознательно  даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа” фактически указал на то, что человеку присуще осознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты происходят осознанно, волеизъявление предшествует действию. Воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

  Наши  отечественные ученые также занимались изучением воли. И.П.Павлов рассматривал ее как «инстинкт свободы», как  проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Но если принять данную трактовку воли за истинную, то получается, что воля человека зависит от внешних условий, и значит, волевой акт не в полной мере зависит от человека. Что не совсем правильно.

  Позднее, исследования в области физиологии, проведенные Н.А.Бернштейном и  П.К. Анохиным, сформировали концепцию, по которой воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

  В современной психологии существует множество значений понятия воля. В целом, большинство современных  психологов, трактуют понятие  воля, как способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

  На  практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.

  А волевое поведение в этом аспекте  предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения. 

  САМОВОСПИТАНИЕ  ВОЛИ 

  Воля, формируется в ходе развития человека. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Значительно позднее начинают формироваться волевые, сознательные действия. Надо заметить, что первые желания ребенка очень неустойчивы, они спонтанно сменяют друг друга и часто носят неопределенный характер. Поэтому так легко  можно переключить внимание  маленького ребенка с одного предмета на другой, не опасаясь, что ребенок проявит какие-то волевые действия. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер. В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, в котором заложен моральный принцип, становится возможным для детей третьего года жизни, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Конечно, для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — хотя бы небольшая сформированность моральных установок. И то и другое формируется под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянной игры, общения и  взаимодействия со взрослыми. Бесспорно, какие моральные принципы будут заложены в том или ином ребенке зависит в большой степени от моральных установок взрослого. В первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, «примеряет» их ролевые игры на себя и, постепенно, в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

  Уже на 3-м году у некоторых детей  обнаруживаются явные волевые признаки. Они могут проявляться, например, в отказе от чего-нибудь приятного, купить мороженое, потому что у родителей  нет денег и лучше их сэкономить и купить что-то более нужное, а  также в более трудной для ребенка решимости сделать что-нибудь неприятное, например, поделиться с кем-то угощением или любимой игрушкой. Однако и это действие дается ребенку не сразу и не легко. Сначала оно  связано и обусловлено не отвлеченными соображениями, как иногда у взрослых, а послушанием, привычкой, подражанием и как бы даже чувством обязанности и, в случае ее нарушения, вины перед взрослыми. Уже на этом этапе, необходимо развивать и закреплять в ребенке эти навыки самообладания, а также правила поведения. Начиная с 3-х лет, ребенку становится уже доступно понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется. Собственному «хочу» противостоит «надо» и «нельзя» взрослых, с которыми приходится считаться.

  Важным  моментом в развитии личности ребенка  становятся правила поведения, закрепленные в виде привычки. Элемент привычки, навыка в детстве играет особенно существенную роль, потому что для маленького ребенка, естественно, слишком трудной задачей было бы постоянно сознательно регулировать свое поведение общими правилами. Эти правила необходимо наполнить чувствами. И путем эмоционального воздействия правила, закрепляясь частично как привычки, регулируют волю ребенка. Но ребенок не действует просто, как автомат; у него вырабатывается и некоторое представление о том, что надо и чего нельзя делать, а затем встает и вопрос, почему это можно, а почему этого нельзя. Вопросы «почему?», которые с 3-4-го года начинает задавать ребенок, естественно направляются и на эту, особенно близко его затрагивающую область запретов и разрешений. Собственно говоря, лишь с этого момента правила в какой-то мере осознаются детьми как таковые. При наблюдении за детьми детсадовского возраста оказалось, что большинство детских жалоб воспитателю касаются не личных обид, а нарушения правил: без всякой личной враждебности по отношению к нарушителю, ребенок ищет у взрослого подтверждение правоты тому или иному правилу поведения, проверяя его и укрепляясь в нем. В будущем, в связи с общим развитием умственных способностей ребенка, они становятся все более осознанными; Этот процесс совершенствуется и завершается по мере того, как у подрастающего ребенка формируется цельное мировоззрение и внешние сначала правила поведения превращаются в убеждения.

  В развитии воли у дошкольника выделяют 3 основных направления: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует хвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помогать при затруднении, а при неудаче – выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Главное заставить ребенка поверить в свои силы: Если могут все, значит, могу и я. Развитию воли способствую различные виды деятельности дошкольника и, прежде всего – игра. По мнению Светланы Пеуновой ребенку надо давать то, что мы хотим получить от него. Очень трудно любого человека заставить поступить так, как этого хотим мы. Даже у маленького человека есть чувство сопротивления, агрессии. Альтернативой в этой ситуации может служить такой подход к ребенку, когда он сам поймет и захочет выполнить то, что от него просят.

  В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения могут  возникнуть определенные трудности. Появление  новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. Это уже не ребенок, но еще не взрослый. Сам подросток ярко ощущает первое, но взрослые в своем отношении к нему иногда особенно подчеркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в собственные руки подростка. На этом этапе важно помочь подростку осознать, что его собственная смесь импульсов и влечений не натолкнется на авторитарный и непререкаемый деспотизм принципов взрослых; что есть возможность и  необходимость плодотворно сотрудничать обоюдным принципам для создания приемлемых, как личностью, так и обществом, принципов, выражающиеся в убеждениях. Роль взрослых, родителей, школы состоит в том, чтобы не переубеждать подростка на словах, а на собственном примере показывать, как необходимо поступать и каким принципам следовать.

  Развитие  воли подростков тесным образом соотносится  с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Мотивация поступка, в которой есть волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Хорошим примером такой деятельности может служить осознанно поставленная труднодостижимая цель, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям. В таком случае, человеку потребуется приложить значительные волевые усилия в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

  Особую  роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют  игры, причем каждый вид игровой  деятельности вносит свой, специфический  вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Та деятельность, которой обучают ребенка в годы дошкольного детства и которая превращается в ведущую деятельность в школе, вносит наибольший вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.  

Информация о работе Психическая саморегуляция