Прямые и косвенные пути ликвидации конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Объективные и субъективные причины конфликтов 5
1.1. Определение конфликта 5
1.2. Объективные причины конфликтов 6
1.3. Субъективные причины конфликтов 8
Глава 2. Структура конфликта 9
2.1. Участники конфликта 9
2.2. Предмет конфликта 10
2.3. Объект конфликта 11
2.4. Микро- и макросреда 11
Глава 3. Прямые и косвенные пути ликвидации конфликтов 12
3.1. Прямые методы 12
3.3. Косвенные методы ликвидации конфликтов (психокоррекция общения) 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Реферат по психолигии общения. Для сдачи..docx

— 48.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО САХАЛИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЮЖНО–САХАЛИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЦК 
психологии общения

Реферат 
Работа с конфликтом

Костиной Татьяны Викторовны 
Специальность:050144 
Дошкольное образование 
Курс: I 
Отделение: заочное отделение 
группа:113-Г 
Научный руководитель: 
Ведерникова А. А.

Защита состоялась «__________» 2012 г.  Оценка ____________

Южно–Сахалинск 
2012

Содержание

Введение 3

Глава 1. Объективные и субъективные причины конфликтов 5

1.1. Определение конфликта 5

1.2. Объективные причины конфликтов 6

1.3. Субъективные причины конфликтов 8

Глава 2. Структура конфликта 9

2.1. Участники конфликта 9

2.2. Предмет конфликта 10

2.3. Объект конфликта 11

2.4. Микро- и макросреда 11

Глава 3. Прямые и косвенные пути ликвидации конфликтов 12

3.1. Прямые методы 12

3.3. Косвенные методы ликвидации конфликтов (психокоррекция общения) 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

 

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается  трудно достижимой. Мы переживаем неудачу  и готовы обвинить окружающих нас  людей в том, что мы не смогли достичь  желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны  неудачно, либо мы не смогли верно,  оценить сложившуюся ситуацию и  обстоятельства нам помешали. Возникает  взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается  обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с  его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат  в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Образование  новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения  новых конфликтов. Формируется новое  социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные  группы новых собственников и  огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Конфликты в современных  условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего  к столкновениям различных сил  и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в  различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к  категории социального конфликта, под которым понимается любой  вид борьбы и противоборства между  общностями и социальными силами.

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь  человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом  отношении.

Этим и объясняется  актуальность выбранной темы.

 

Глава 1. Объективные и субъективные причины конфликтов

1.1. Определение конфликта

Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса:

В целом, конфликт можно определить следующим образом.

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Д. Майерс определяет конфликт как “воспринимаемую несовместимость действий и целей”. Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия.

Источник любого конфликта (происходит ли он между двумя людьми, группами или странами) находится внутри индивидуальности и является продолжением восприятия реальности;

Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он будет сильным.

Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях:

  1. интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют его умениям, интересам, целям или ценностям;
  2. интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;
  3. интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп.

Люди и группы находятся в  конфликте, когда одна или обе стороны не обладают тем, к чему стремятся и активно действуют для достижения своей цели.

1.2. Объективные причины конфликтов

Причины конфликтов подразделяются на три основные группы: объективные, субъективные и объективно-субъективные.

Объективные причины предполагают действия, не имеющие своей задачей целенаправленной провокации конфликта, но, в конечном счете, приводящие к нему.

К объективным причинам относятся:

  • нечеткое распределение обязанностей (почему я, а не кто-то другой) - это одна из самых распространенных причин возникновения конфликтов в коллективах, когда на сотрудника неофициально возлагаются дополнительные обязанности, не соответствующие требованиям должностных инструкций. Лишняя нагрузка, которая нигде не учитывается и, соответственно, не оплачивается, может вызвать у сотрудника только негативные эмоции и выразиться в протесте. Принуждение к неофициальному исполнению дополнительных служебных обязанностей в традиционной форме «Ничего, не перетрудишься» приведет только к эскалации конфликта и снижению неофициального статуса руководителя.
  • несоответствие требований руководителя и коллектива, что приводит к противопоставлению сотрудников и руководителя коллектива. В основном к возникновению конфликтов по данной причине приводит авторитарный стиль руководства, когда личный состав намеренно отстраняется руководителем от организации трудовой деятельности, мнения сотрудников в отношении улучшения работы коллектива не учитываются. В конечном счете подобные действия руководителя вызывают у подчиненных ощущение ущемления их прав и чувства собственного достоинства, что в итоге приводит к формированию нездоровой психологической обстановки в коллективе, закулисному обсуждению проблем за спиной руководителя и в результате к конфликту по системе: «сотрудники - руководитель».
  • несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе может привести к конфликту между руководителем и сотрудником, имеющим наибольшую меру личного влияния на своих товарищей по службе. Но конфликт по данной причине может произойти только в том случае, если неформальный лидер (то есть сотрудник, обладающий максимальным неофициальным статусом) противопоставляет себя, либо сам руководитель провоцирует неформального лидера на противостояние и таким образом подталкивает к противоборству. Как правило, в этой ситуации проигрывает руководитель, так как большинство сотрудников, несомненно, поддержат неформального лидера. Таким образом, от умения руководителя правильно определить неформального лидера в коллективе и способности наладить с ним нормальные взаимоотношения зависит успех профессиональной деятельности всего коллектива в целом;
  • нарушение взаимных ожиданий - также одна из самых распространенных причин возникновения конфликта. Не выполнение обязательств по отношению к другому лицу вызывает у этого лица состояние фрустрации и в конечном итоге порождает чувство обиды, желание расквитаться. В этой ситуации вполне возможно возникновение противоборства.

  1.3. Субъективные причины конфликтов

Субъективные причины предполагают действия, целенаправленно провоцирующие конфликты. Субъективной причиной конфликта может выступать целенаправленно-конфликтная личность, то есть человек, который постоянно создает вокруг себя конфликты и конфликтные ситуации и вовлекает в них окружающих. Таким примером может служить личность с ярко выраженной доминацией  холерического темперамента. В силу определенных свойств личности этот человек может являться постоянным генератором конфликтов в коллективе, и единственное средство нейтрализовать холерика не обращать внимания на его нападки, то есть не вступать в противоборство с ним. Для этого необходимо своевременно выявить истинную причину конфликтов в коллективе и правильно определить их источник. В некоторых случаях лица, находящиеся в состоянии стресса,  аффекта, утомляемости, также могут являться потенциальными источниками конфликта. Умение правильно определить эти состояния и верно выстроить собственную линию поведения в разговоре с этими людьми, а также избегать вступления в противоборство с ними позволяет организовать бесконфликтное взаимодействие.

 

Глава 2. Структура конфликта

2.1. Участники конфликта

Конфликт как многомерное явление  имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основные компоненты структуры конфликта:

Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица или могут образовывать различные группы.

Степень участия в конфликте  может быть различной: от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния на ход конфликта. Поэтому  выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники  конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте  один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном  конфликте индивидуализированы. В  межгрупповом конфликте уход или  появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте  незаменимость относится не к  личности, а к группе.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные  действия. Ее называют инициатором  конфликта. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что  она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных, затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют  свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот  шаг, который привел к борьбе.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки  могут входить руководители или  подчиненные оппонентов.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель - это лицо, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.

2.2. Предмет конфликта

Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В  нем отражается столкновение интересов  и целей сторон. Борьба, ведущаяся  в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как  правило, в свою пользу. В ходе конфликта  борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит  на поверхности. Участники конфликта  оперируют таким понятием, как  предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного  противоречия конфликта.

Таким образом, предмет конфликта - это объективно существующая или  воображаемая проблема, служащая основой  конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Информация о работе Прямые и косвенные пути ликвидации конфликтов