Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – характеристика различных типов темперамента и их проявление в поведении человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть общее понятие о темпераменте, его проявлениях, изучить физиологические основы.
2. Классифицировать типы темперамента, рассмотреть их свойства,
3. Рассмотреть связь темперамента с характером и их роль в поведении.
Введение…………………………..………………………………………………..3
1.Общая характеристика понятия темперамента и его физиологические основы………………………………………………………………………………..5
2.Типы темперамента и их свойства……………………………………………….9
3.Связь темперамента с характером………………………………………………16
4. Связь свойств темперамента с поведением человека………………………....20
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………33
У экстравертов состояние монотонии блокируется благодаря удовлетворению потребности в перцептивной деятельности, у интровертов - благодаря удовлетворению потребности в интеллектуальной деятельности.
В момент выполнения задания на теппинг-тесте для экстравертов демонстрировалась функциональная музыка, для интровертов - решение мыслительных задач, требующих внутреннего диалога. В обоих случаях наблюдалась задержка в возникновении психических состояний монотонии и утомления. Не случайно функциональную музыку широко используют в производственных целях, в комнатах психологической разгрузки для снятия или предупреждения появления негативных эмоциональных состояний.[22]
Однако нельзя согласиться с теми исследованиями, которые предлагают внедрять повсеместно только функциональную музыку или те стимулы, которые удовлетворяют потребность во внешних впечатлениях. Такая процедура дает эффект преимущественно для экстравертов.
Для другой категории людей - интровертов — нужны стимулы, удовлетворяющие их тягу к дискурсивной деятельности. Короче говоря, исполнителей нужно поставить в условия свободного выбора стимулов, соответствующих их внутренним запросам, склонностям, интересам, т. е. всему тому, из чего складывается интегральная характеристика индивидуальности.
Уровень развития социальной группы, в которой находится индивид, существенно определяет влияние темперамента на его профпригодность. Если условия социальной группы благоприятны, то, судя по имеющимся фактам, педагог любого темперамента профпригоден .
В неблагоприятных социальных условиях обостряются негативные проявления темперамента (например, агрессивный по природе педагог становится еще более агрессивным).
Меланхолик в подобной ситуации полностью теряет способность к эффективной деятельности, т. е. обнаруживает практически профессиональную непригодность.
Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, то они существенно влияют на эффективность деятельности.
Особенно ярко проявляется роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени, перегрузка, угроза, повышенный темп деятельности, соревнования и т. д.).
Я. Стреляу исследовал влияние реактивности, как черты темперамента, на результативность двигательных действий в ситуации соревнования и обнаружил, что у низкореактивных индивидов в стрессовых условиях продуктивность деятельности значительно выше, чем у высокореактивных индивидов .
Так же Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т. е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т. е. влияющие на протекание главных действий.
Функция вспомогательных действий заключается в организации условий для выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т. п.
По числу и типу вспомогательных
действий существуют значительные различия
между людьми, даже при условии, что
они обладают одинаково высокой
мотивацией и все в равной степени
стремятся к хорошим
Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а часто даже к деструктивному поведению.[11]
Таким образом, навязывание определенной модели деятельности может отрицательно сказаться на результатах этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному стилю деятельности.
За последние годы возрос интерес к выяснению связи темперамента и эффективности совместной деятельности людей.
Так, В.М. Русалов обнаружил высокие результаты в ситуации по вероятностному прогнозированию в диадах, скомплектованных из индивидов с противоположными свойствами темперамента. Однородные диады в тех же самых условиях дают низкие результаты.
К таким же выводам приходит и А.И. Щебетенко, исследуя успешность совместного (шесть человек) решения кратковременных задач на движение. Более эффективно выполняют экспериментальное задание на сенсомоторном интеграторе разнородные группы по психодинамической общительности и менее эффективно - однородные группы.
В исследовании Н.В. Орлинковой испытуемым предлагалось совместно составить учебную программу на компьютере.
Высокие результаты показывали пары с любым набором свойств темперамента. Причем в ее работе учитывались не только отдельные свойства темперамента или их вероятностные сочетания, но и функциональные взаимоотношения на типологическом уровне.
Отмечается, что при организации совместной деятельности на психодинамической основе надо более тщательно учитывать степень ее сложности.
Так как же всё-таки темперамент
проявляется в нашем поведении
? Попробуем подвести итог проделанной
работы. Учитывая лишь знание о темпераменте,
нельзя точно сказать о личности человека.
Однако темперамент во многом её определяет.
Всю жизнедеятельность человека можно
разделить на 3 составляющие: эмоциональную,
когнитивную и поведенческую. Зная о темпераменте
человека, мы сможем определить проявление
чувств и эмоций человека: насколько они
будут сильны, как долго они продлятся,
какими действиями будут сопровождаться.
Познавательные процессы: память, внимание,
логическое мышление и т.д. – индивидуальны
у каждого человека. Наверное большинство
из нас с лёгкостью отличит сангвиника
от меланхолика. Наблюдая же за поведением
человека в целом, мы сможем не только
определить его темперамент, но и оценить
те или иные свойства темперамента, которые
чаще всего преобладают в разной степени.
В заключении хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран.
Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. К методам, как уже говорилось выше, относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.
Целью нашей работы было выявить взаимосвязь особенностей типов темперамента с поведением человека.
В нашей работе мы достаточно полно раскрыли такие понятия как темперамент, основные его свойства и типы. Мы рассмотрели достаточное количество экспериментов и исследований, которые позволяют анализировать темперамент и его свойства с самых различных сторон, а также сделать определённые выводы о влиянии темперамента на поведение человека. Это влияние по-разному проявляется у разных людей с теми или иными свойствами темперамента. Также оказывает влияние на проявления темперамента и социальная среда, в которую помещён человек. Не маловажное значение имеет активность самого индивида. Из всего вышеперечисленного и создаётся неповторимая индивидуальность, исключительно проявляющаяся в самых различных ситуациях.
1 Общая психология: Учебное пособие для вузов;под общ. ред. проф. Е. Н. Рогова, МО РФ.-М.-Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 560 с.
2 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.
3 Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа[Текст]/Александр Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
4 Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
5 Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
6 Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.
7 Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01"Психология"); рец.: Е. А. Климов, Л. В. Тарабакина, УМО по специальностя. - М.:Академия, 2010. - 285 с.
8 Немов, Р.С. Психология[Текст]/Роберт Немов, Книга 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688 с.
9 Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.
10 Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115—117
11 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.
Информация о работе Проявление темперамента в поведении человека