Проявление темперамента в поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – характеристика различных типов темперамента и их проявление в поведении человека.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть общее понятие о темпераменте, его проявлениях, изучить физиологические основы.
2. Классифицировать типы темперамента, рассмотреть их свойства,
3. Рассмотреть связь темперамента с характером и их роль в поведении.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
1.Общая характеристика понятия темперамента и его физиологические основы………………………………………………………………………………..5
2.Типы темперамента и их свойства……………………………………………….9
3.Связь темперамента с характером………………………………………………16
4. Связь свойств темперамента с поведением человека………………………....20
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

4030_Проявление темперамента в поведении человека новый список.docx

— 90.72 Кб (Скачать)

У экстравертов состояние  монотонии блокируется благодаря удовлетворению потребности в перцептивной деятельности, у интровертов - благодаря удовлетворению потребности в интеллектуальной деятельности.

В момент выполнения задания на теппинг-тесте для экстравертов демонстрировалась функциональная музыка, для интровертов - решение мыслительных задач, требующих внутреннего диалога. В обоих случаях наблюдалась задержка в возникновении психических состояний монотонии и утомления. Не случайно функциональную музыку широко используют в производственных целях, в комнатах психологической разгрузки для снятия или предупреждения появления негативных эмоциональных состояний.[22]

Однако нельзя согласиться  с теми исследованиями, которые предлагают внедрять повсеместно только функциональную музыку или те стимулы, которые удовлетворяют  потребность во внешних впечатлениях. Такая процедура дает эффект преимущественно  для экстравертов.

Для другой категории людей  - интровертов — нужны стимулы, удовлетворяющие их тягу к дискурсивной деятельности. Короче говоря, исполнителей нужно поставить в условия свободного выбора стимулов, соответствующих их внутренним запросам, склонностям, интересам, т. е. всему тому, из чего складывается интегральная характеристика индивидуальности.

Уровень развития социальной группы, в которой находится индивид,  существенно определяет влияние  темперамента на его профпригодность. Если условия социальной группы благоприятны, то, судя по имеющимся фактам, педагог любого темперамента профпригоден .

В неблагоприятных социальных условиях обостряются негативные проявления темперамента (например, агрессивный  по природе педагог становится еще  более агрессивным).

Меланхолик в подобной ситуации полностью теряет способность  к эффективной деятельности, т. е. обнаруживает практически профессиональную непригодность.

Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, то они существенно влияют на эффективность деятельности.

Особенно ярко проявляется  роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени, перегрузка, угроза, повышенный темп деятельности, соревнования и т. д.).

Я. Стреляу исследовал влияние реактивности, как черты темперамента, на результативность двигательных действий в ситуации соревнования и обнаружил, что у низкореактивных индивидов в стрессовых условиях продуктивность деятельности значительно выше, чем у высокореактивных индивидов .

Так же Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т. е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т. е. влияющие на протекание главных действий.

Функция вспомогательных  действий заключается в организации  условий для выполнения главных  действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т. п.

По числу и типу вспомогательных  действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что  они обладают одинаково высокой  мотивацией и все в равной степени  стремятся к хорошим результатам.

Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию  деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а  часто даже к деструктивному поведению.[11]

Таким образом, навязывание  определенной модели деятельности может  отрицательно сказаться на результатах  этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному  стилю деятельности.

За последние годы возрос интерес к выяснению связи  темперамента и эффективности совместной деятельности людей.

Так, В.М. Русалов обнаружил высокие результаты в ситуации по вероятностному прогнозированию в диадах, скомплектованных из индивидов с противоположными свойствами темперамента. Однородные диады в тех же самых условиях дают низкие результаты.

К таким же выводам приходит и А.И. Щебетенко, исследуя успешность совместного (шесть человек) решения кратковременных задач на движение. Более эффективно выполняют экспериментальное задание на сенсомоторном интеграторе разнородные группы по психодинамической общительности и менее эффективно - однородные группы.

В исследовании Н.В. Орлинковой испытуемым предлагалось совместно составить учебную программу на компьютере.

Высокие результаты показывали пары с любым набором свойств  темперамента. Причем в ее работе учитывались  не только отдельные свойства темперамента или их вероятностные сочетания, но и функциональные взаимоотношения  на типологическом уровне.

Отмечается, что при организации  совместной деятельности на психодинамической основе надо более тщательно учитывать степень ее сложности.

Так как же всё-таки темперамент  проявляется в нашем поведении ? Попробуем подвести итог проделанной работы. Учитывая лишь знание о темпераменте, нельзя точно сказать о личности человека. Однако темперамент во многом её определяет. Всю жизнедеятельность человека можно разделить на 3 составляющие: эмоциональную, когнитивную и поведенческую. Зная о темпераменте человека, мы сможем определить проявление чувств и эмоций человека: насколько они будут сильны, как долго они продлятся, какими действиями будут сопровождаться. Познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление и т.д. – индивидуальны у каждого человека. Наверное большинство из нас с лёгкостью отличит сангвиника от меланхолика. Наблюдая же за поведением человека в целом, мы сможем не только определить его темперамент, но и оценить те или иные свойства темперамента, которые чаще всего преобладают в разной степени. 

Заключение

В заключении хочется еще  раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран.

Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и  приносят свои плоды.  Выдвинуто  множество теории относительно природы  темперамента и методов его изучения. К методам, как уже говорилось выше, относятся лабораторный, комплексный, естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.

Целью нашей работы было выявить взаимосвязь особенностей типов темперамента с поведением человека.

В нашей работе мы достаточно полно раскрыли такие понятия как темперамент, основные его свойства и типы. Мы рассмотрели достаточное количество экспериментов и исследований, которые позволяют анализировать темперамент и его свойства с самых различных сторон, а также сделать определённые выводы о влиянии темперамента на поведение человека. Это влияние по-разному проявляется у разных людей с теми или иными свойствами темперамента. Также оказывает влияние на проявления темперамента и социальная среда, в которую помещён человек. Не маловажное значение имеет активность самого индивида. Из всего вышеперечисленного и создаётся неповторимая индивидуальность, исключительно проявляющаяся в самых различных ситуациях.

 

 

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности[Текст] / Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. c. 178-188.
  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа[Текст]/Александр Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
  3. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  4. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.
  5. Дронов, В.М., Крупнов, А.И. Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента[Текст]/В.Дронов, А.Крупнов, Вестник РУДН, Серия: Психология и педагогика, 2006. - № 3. - с. 103-110.
  6. Кирина Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : дис… . канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. П. Кирина ; Российский университет дружбы народов. – М., 2009. - 142 с.
  7. Коваленко Е. А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Дис…. канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Коваленко; Российский  университет дружбы народов. - М.: 2007. - 181 с.
  8. Комплексные исследования свойств личности. Научная школа А. И. Крупнова / Сборник научных статей посвященных 70-летию А. И. Крупнова. – М.: РУДН, 2009. – 439 с.
  9. Контроль поведения как субъектная регуляция: монография для специалистов в разных областях психологии и человекознания ; РАН, Институт психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 352 с.
  10. Лютова, С. Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002. - 175 с.
  11. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2011. – 583 с.
  12. Методические рекомендации по написанию курсовой работы для специальности 030301 – «Психология».Часть 2. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2006. – 29 с.
  13. Немов, Р.С. Психология[Текст]/Роберт Немов, Книга 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688 с.
  14. Общая психология: Учебное пособие для вузов;под общ. ред. проф. Е. Н. Рогова, МО РФ.-М.-Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 560 с.
  15. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01 "Психология"); рец.: Е. А. Климов, Л. В. Тарабакина, УМО по специальностя. - М.: Академия, 2010. - 285 с.
  16. Основы общей психологии / Под ред. К. А. Абульхановой, В. Д. Шадрикова. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
  17. Первин Л. А. Психология личности : теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.
  18. Петросян, Е. Ю. Диапазон пластичности темпераментальных свойств при воздействии на человека различных факторов: автореф. дис. докт. мед. наук / Е. Ю. Петросян. - Томск, 2007. - 35с.
  19. Психология личности: Учебное пособие для вузов. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. - 575 с.
  20. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
  21. Русалов, В. М. Атрибутивные стили и характер / Владимир Русалов// Психологический журнал, 2008. - Т. 29. - № 4. - с. 44 -53.
  22. Русалов, В.М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности./Владимир Русалов// Психологический журнал.-2005 г.,№3.-с.65-73.
  23. Русалов, В.М. О представлении типов психической деятельности в различных моделях темперамента./Владимир Русалов// Психологичекий журнал.2011 ,№3 с.74-84.
  24. Русалов, В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности[Текст] / Владимир Русалов. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. c. 66-75.
  25. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115—117.
  26. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.
  27. Тутушкина, М. К. Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, Е. А Соловьева, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. М. К. Тутушкиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
  28. Ярзуткин, С.В. Стабильность и динамика темпераментального и личностного уровней индивидуальности[Текст]: дис …. канд. псих. наук /  Сергей  Ярзуткин. – М.,РГБ ОД. 2001. - 165 с.

1 Общая психология: Учебное пособие для вузов;под общ. ред. проф. Е. Н. Рогова, МО РФ.-М.-Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 560 с.

2 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.

3 Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа[Текст]/Александр Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

4 Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

5 Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

6 Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.

7 Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01"Психология"); рец.: Е. А. Климов, Л. В. Тарабакина, УМО по специальностя. - М.:Академия, 2010. - 285 с.

8 Немов, Р.С. Психология[Текст]/Роберт Немов, Книга 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688 с.

9 Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.

10 Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115—117

11 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян – Москва: Прогресс, 1982 – c. 231.

 


Информация о работе Проявление темперамента в поведении человека